Байка-быль, слышанная автором во время службы на Севере от старых военных моряков.
Случилась эта история в конце 40-х или начале 50-х годов ХХ века.
Послевоенное перевооружение флота дошло и до соединения торпедных катеров (сокращенно тка), один из дивизионов которого получил новенькие тка с радиостанциями. Это очень важная деталь нашего повествования - радиостанции!
Также для понимания сути произошедшего, уважаемый читатель, надо отметить несколько существенных обстоятельств.
Во-первых, тка действуют тактическими группами, атакуя цели с нескольких направлений, жаля их торпедами, как москиты свою жертву. В том числе поэтому тка называют москитным флотом.
Из тактики действий тка вытекает второе обстоятельство. Желательно, чтобы группа тка была постоянной и слаженной, поэтому каждая группа тка является звеном или дивизионом тка! В нашем случае речь идет о дивизионе тка.
В третьих, дивизион тка - не просто тактическая группа, а подразделение войсковой части, которой является вышестоящее соединение! Поэтому у дивизиона тка иногда даже есть номер войсковой части, такой же как у вышестоящего соединения, но с какой-то буковкой! Хотя и это не так важно для нашего рассказа.
Важно то, что у дивизиона тка есть командир, которого все уважительно называют - товарищ комдив! Он может быть и младшим, и старшим офицером, но это всегда комдив! И ведет он себя как комдив и командир почти воинской части - уверенный в себе, строгий и справедливый, с громким командным голосом и внятной речью.
И последнее обстоятельство - у дивизиона тка есть штаб! Маленький, но самый настоящий. С начальником штаба, он же флагманский штурман (НШ-Ф-1), флагманскими минером (Ф-3), связистом (Ф-4) и механиком (Ф-5). Штаб дивизиона - его мозг! Он организует действия и повседневную жизнь дивизиона и управляет тактической группой тка в море.
А так как торпедные катера маленькие и весь штаб на одном катере поместиться не может, то штаб дивизиона на выходах в море размещается на нескольких катерах. В данной истории комдив и НШ-Ф-1 были на одном катере, а Ф-4 на другом.
На этом, уважаемый читатель, вводную часть закончу и приступлю к описанию истории.
Тактическая группа тка неслась в район, где шла учебная цель. Смысл учения был в отработке управления группой с использование радио, а не флажных и других сигналов, как было раньше. В общем, это была первая атака нашего дивизиона тка под радиоуправлением!
Напряжение возрастало, комдив чувствовал важность момента, принимал доклады штурмана и мысленно проигрывал предстоящую атаку с нескольких направлений, повторяя отработанное на многих тренировках в базе. Наконец настал момент развертывания группы в боевой порядок!
Комдив взял микрофон, нажал тангенту радиостанции, прокашлялся и вдруг понял, что он забыл свой позывной!!!
Порядок подачи команд помнил, что предварять их надо своим позывным помнил, а сам позывной начисто забыл! Можно было спросить у командира катера или НШ-Ф-1, но комдив поступил по-другому, ведь теперь есть РАДИО!
Перекрикивая ветер, он властно прокричал в микрофон, обращаясь к Ф-4:
- Петров! Петров!!!
- Есть, товарищ комдив! - ответила рация голосом Ф-4.
- Кто я?! - прокричал комдив.
Небольшая заминка.
- Не понял, товарищ комдив! - ответила рация.
- Кто я, кто Я!!! - начал свирипеть комдив.
Катера стремительно неслись к позиции залпа, рация помолчала и ответила:
- Комдив, товарищ комдив!
- Да знаю, что я комдив!!! Кто я!!!
Новая заминка и ответ по рации:
- капитан 3 ранга Сидоров Иван Петрович. Член КПСС, женат, двое детей!
Комдив зашелся в ярости и просто ревел в микрофон:
- Ты что, Петров, издеваешься?! Кто Я!!!
Тогда Ф-4 догадался, что комдив забыл позывной и доложил:
- Ветер-328, товарищ комдив.
Уф! Комдив принял охотничью стойку и начал: "Нулевой, я Ветер-328, Твердо 35, Твердый знак 236, Дать квитанцию!"
Но НШ-Ф-1 испортил всё дело.
- Товарищ комдив, прошли позицию залпа, стрельба невозможна, прошу на курс...
Что было после этого, молва умалчивает.
Но с тех пор пошло гулять в народе. Если кто забыл чего о себе или спрашивал непонятное, отвечали - Комдив, товарищ Комдив!
Слышал и записал байку Штефанов Д.Б.
1983 год