Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Д
Добрый день уважаемый Анатолий Ильич! Спасибо за внимание.
Чуть уточню своё понимание фразы "ходили вы по "лезвию бритвы" - Это полёты на очень сложном и строгом самолёте, доступные только лётчикам высшей квалификации.
 
Да, тёзка, дело в том, что ТУ-22 доходил до своих назначенных ранее возможностей постепенно, т.е. с дополнительными доработками прямо на заводе в Казани... Конструктивно крыло было довольно тонкое (чтобы достичь сверхзвука) и поэтому концы крыльев на больших скоростях подвергались большой упругой деформации (попросту концы крыльев начинали самопроизвольно изменять угол атаки, что приводило к флаттеру, реверсу элеронов и разрушению крыла)... Так погиб мой кашник Слава Аникушин на Балтике, он превысил ограничения по реверсу элеронов и со снижением и креном на глазах рыбаков так и не смог устранить крен из-за реверса и ушёл в море)... Не помогали даже 180 кг- е противофлаттерные грузы на концах крыльев. А вот когда в Казани крыло ТУ-22 серьёзно доработали (поставили - элерон-закрылки, на которые самолёт автоматически переходил ещё до ограничений по реверсу с управления с помощью элеронов), то это опасное явление прекратилось (концы крыльев перестали подвергаться деформации, т.к. стали работать элерон-закрылки, расположенные в корневой, более жёсткой части крыла) и ограничение по максимальным скоростям по числу М и по приборной скорости значительно отодвинулись (по числу М самолёт стал допускать полёт на М = 1.6, вместо 1.4, по приборной скорости стало - 960, вместо 850)...
 
Я хоть и не был заядлым рыбаком, но однажды вместе с отцом весной 1968-го мы провалились под лёт, правда - уже вблизи берега на озере Большой Куяш в Челябинской области... Я-то молодой, почихал, покашлял (нам в ближайшем доме дали по стакану водки и отогрели) и - всё, а вот мой отец куривший 50 лет, после этого получил рак лёгких, отчего через год и умер...
 
Вольный полёт моих ассоциаций по мотивам рассказа "Кавалерийский характер"

Читаю "брумелевский прыжок". Вспоминаю легкоатлетический матч СССР-США 18июля 1961 года. Москва. Большая
арена стадиона "Лужники". Прекрасная погода, много зрителей. Поединок Валерия Брумеля с Джоном Томасом. Не помню сколько попыток было у каждого из них. Но, когда Брумель взял высоту 2 метра 24 сантиметра, все болельщики стоя восторженно приветствовали нашего спортсмена. Память подводит, но меня удивил странный (в моём костромском восприятии) головной убор на американце, кепочка типа бейсболки или панамка с крохотными полями. Как-то легкомысленно. По моему американец ростом был выше нашего прыгуна. Томас взял высоту 2 метра 19 сантиметров.

Читаю строки о том, кем видит и чувствует себя герой рассказа, как тщательно он подбирает каждую ниточку и
кнопочку своего снаряжения. Неужели это наш советский школьник? Не похоже. Надо бы проверить - может он
СТИЛЯГА . Но у стиляги узкие брюки в обтяжку. Клетчатый пиджак. Полуботинки на гигантской, толстой, гутаперчевой подошве. Высоко зачесанный кок волос на голове. Перстень на руке. Брезгливое выражение лица.
Бездуховность и узость мысли. Нет. Герой рассказа более сложная личность. Посмотрите какой размах требований к себе и своему виду. А может быть он... Думайте уважаемые веточники сами.

Мне до многогранных личностей далеко. Кто я?
Я ещё не родился, а Козьма Прутков про меня сказал - Узкий специалист флюсу подобен. Увы это правда.

Мозг мой заработал. Кнопки "СТОП" нет. Думаю дальше. Всплывает в памяти фамилия Петушкова. Вот вам и
лошади...вот вам и характер кавалерийский.

Не понятным образом вышел на странный сайт. Много интересных фактов:
21июля 1613 года - венчание на царство первого русского царя из династии Романовых - Михаила Романова
(в Ипатьевском монастыре около Костромы).
21 июля 1773 года папа Климент XIV запретил орден иезуитов.
21 июля 1969 года американские астронавты Нил Амстронг и Бааз Олдрин совершили первую прогулку по Луне.
21 июля 2024 года наша Светланочка сопровождает Андрея 65000 в прогулках по красивым местам, но не по Луне.

Благодарю НИКОСА за рассказы. Интересно
 
Анатолий Ильич, не всегда к ЧП приводила "Бравада". Многое заложено для предпосылок в конструкции и материалоизготовлении
самолётов или вертолётов. Ну и сложность пилотирования. Я начал
изучать ТУ-22 Р в сентябре 1966 года. Инструкция была напечатана
вручную на пишущей машинке. Всего 960 листов . Там было для нас
приготовлено 86 "ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ" на ТУ-22. Сергей Борисович
(Пилотяга) прибыл к нам и начал изучать ТУ-22 в сентябре 1974 года,
Инструкция самолёта ТУ-22 была уже отпечатана в типографии , всего
листов 400. В хорошей голубой обложке с грифом СЕКРЕТНО. Там уже
было только, насколько я помню, 66 "ОСОБЫХ СЛУЧАЕВ". Как нибудь,
с секретаршей соберёмся с силами, подробно расскажу об одном
ЧП у меня на ТУ-22, которое никто предвидеть не мог.
 
Очень интересно про такое почитать... Мне стало очень интересно, Геннадий Васильевич.., "собирайтесь силами с секретаршей" поскорее, а то я уже ожидаю с нетерпением...
 
Для БГВ и Pilotiaga
Мне довелось (и повезло) компоновать кабину лётчика и штурмана для ракетоносца Т-4 (сотка). Носовая часть фюзеляжа была не подвижной. Кабина лётчика - Клиновидный козырёк фонаря сверху круглого фюзеляжа. За кабиной лётчика кабина штурмана. Кресла К-36Д. На посадочной глиссаде выбрал несколько характерных точек.
Зная расположение глаза лётчика и тангаж самолёта построил диаграммы обзора из кабины и нанёс на этих
диаграммах очертания ВПП (для каждой точки). Обзор мягко говоря не очень хороший . Начальник бригады кабин
говорит- Иди покажи генеральному. Я этого не ожидал, но "назвался груздем лезь в короб". Первый раз вхожу в
кабинет Павла Осиповича Сухого. В коридоре, вход в нашу бригаду, напротив входа к генеральному. Длинный ка-
бинет. Справа во всю ширину кабинета меловая доска.Указка. Вверху крючки для развешивания плакатов. Вдоль кабинета и посередине длинный стол. Перпендикулярно стоит стол генерального. Над столом портрет (чей не помню). Справа окна в сад. Мы на втором этаже. Между окнами небольшая картина маслом - Т-431 в полёте на динамический потолок. Говорили, что эту картину написал Владимир Ильюшин после установления абсолютного рекорда высоты 28852 метров. На столе генерального несколько листов чистой бумаги. Несколько карандашей. Вошёл, поздоровался. Павел Осипович делает жест рукой - подходите. Показал ему диаграммы. Спрашивает- Это ваша работа- Да моя- Вам она нравится- Нет. Обзор плохой - Как улучшить- Подрезать носовую часть фюзеляжа на несколько градусов - Диаграммы оставьте у меня. Спасибо.
Разворачиваюсь и быстро ухожу. Так меня научили - после "спасибо" уходить не задавая вопросов. У ПэО своеоб-
разная манера общения. К концу рабочего дня неожиданная вводная - На тебя заказан пропуск. Завтра с утра двигайся в ОКБ ТУ. Может быть тебе покажут как правильно оценивать обзор из кабины лётчика. Учись у туполей.
Забегая вперед -завтра я буду сидеть в макетах кабин самолётов Ту-22 и Ту-144. Идёт август или сентябрь 1965 года. БГВ в это время переходит с Ту-16 на Ту-22. Я в это время из кабины Т-4 в кабину Ту-22. Интересные параллели.
Технический перерыв. Устал. Продолжение следует.
 
Вероятно, этот визит к Главному стал одним из факторов, улучшивших обзор пилоту на последующих самолетах Сухого. В Су-25 сидишь, как за партой в школе, обзор прекрасный. В Су-27 не был, но со стороны понятно, что обзор из кабины там не хуже...
 
Продолжаю:
 
Добрый день! Про обзор на Т-4 и Су-25 расскажу подробнее. Про Су-27-Первые зскизы Т-10 начали "рисовать" при мне. Увидев синусоидальную переднюю кромку крыла, я (Новичок в бригаде проектирования самолётов) сказал - Для маневренного самолёта нужна прямолинейная передняя кромка с отклоняемым носком. Чуть позже об этом при защите аванпроекта сказали заказчики. Тем не менее, до пояления самолёта Т-10С ,кромка оставалась криволинейной (только М.П. Симонов "пробил" прямую кромку на компановке Т-10С - компановка Симонова). Просто Т-10 - компановка Самойловича. Много до сих пор мнений на эту тему. Я официально темы Т-10 не касался. Занимался проектом Т-4МС. Темы Т-4 и Т-4МС закрывают. Мне предлагают палубную тему на базе са-молёта Т-10. Оценил я потребный для посадки на корабль обзор прямо вперед и вниз. Получается не меньше 15 градусов. Володя Антонов-главный компоновщик базового самолёта Т-10 доводит угол обзора до минус 15-16 градусов. На Т-10С тоже минус 15-16 градусов. Лётчику при посадке очень удобно- к моменту касания линия капота лежит на горизонте.
 
Для всех. Главным компоновщиком Т-10СК стал Миша Погосян. Прекрасно справился с этой задачей. Таким образом сначала появилась компановка корабельного
истребителя Т-10СК. Далее облегчив конструкцию (сняли корабельные нагрузки и добавки) получили сухопутный истребитель Т-10С (Су-27С). Лётные испытания
Т-10СК на суше и на палубе блестяще провёл Константин Марбашев. Кстати, когда я решил расстаться с Михаилом Петровичем, то кандидатом на пост руководителя
темы "К" порекомендовал назначить Марбашева.