Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Но ....Дело было немного не так.
Про память много сказано и грустного и спорного.
Сам иной раз лезу в летную книжку или в инет, чтобы
не перепутать ничего.
Как в фильме "я была с песиком или без песика?"
 
Последнее редактирование:
Реклама
16 лет однако прошло....
"Ранним утром 9 августа 2008 года в районе села Карбаули Сачхерского района Грузии (около 50 км к северо-западу от Гори) был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22М3 из состава 52-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка (аэродром Шайковка).
Судьба командира экипажа полковника Александра Ковенцова до сих пор не известна
--------------------------------------------------------
От сегодняшних ночных событий в стране еще грустнее,

  • «В России за 200 лет не меняется ничего, за 10 лет — всё» — Петр Столыпин.
 
Последнее редактирование:
Нужно ли конструктору считаться с мнением лётчиков

Мой рабочий день давно закочился. Но с утра первое заседание макетной комиссии ВВС по самолёту Т-4. Макетный зал. Полноразмерный макет самолёта. Как всегда на макете кабины масса не доделок. Высококвалифицированные слесаря-сборщики кабин устраняют "дефекты". Я контролирую-подсказываю. Полночь. Рабочий класс уходит. Остаюсь один в макетном зале. Посидел в кабине лётчика - полный порядок и даже красиво. На приборной доске, обращает на себя внимание, группа приборов контроля пилотажно-навигационных параметров полёта. Так называемые ленточные указатели. В крейсерском полёте вы видите на экране горизонтальную
прямую линию - всё номально. Если какой то параметр вышел из нормы то на прямой линии ступенька вниз или вверх. Последний крик мировой инженерно-технической мысли.
Впервые, мы (по крайней мере я) увидели такую индикацию на приборной доске американского, тяжёлого, cверхзвукового истребителя-бомбардировщика Рипаблик F-105 "Тандерчиф". Главный конструктор самолёта Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили). В первую мировую служил в русской армии в чине офицера артиллерии. Павел Осипович Сухой в первую
мировую служил в чине прапорщика-артиллерии. В советское время Яковлев генерал-полковник. Ильюшин генерал -полковник.
Лавочкин- генерал-майор. Микоян генерал- майор. Туполев генерал-майор. Сухой прапорщик царской армии. Мясищев генерал-
майор.
Следующий необычный элемент в кабине Т-4
это отсутствие штурвала. Просто обычная ручка управления самолётом истребительного типа. Тоже крик передовой инженерной мысли "сухих" (я пока ещё не знаю, что грядущим днём произойдёт на первом же заседании секции лётчиков ВВС). Первая кабина-норма.
Сажусь в кабину штурмана. Тоже норма. Заранее знаю-Штурмана поднимут шум- Подайте нам штурманский столик. Рядом с кабинами
лежит первый в СССР лётный скафандр "Сокол". Я уже тренировался в нём, сидя в макете кабины лётчика. Cпускаюсь в макетный зал.
На стендах демонстрируются элементы микроэлекторники. Пользуясь моментом, кусачками отрезал несколько элементов. На память и просто похвастаться перед не секретным "людом" (слаб человек). Оставляю в зале дежурное освещение и продумываю
лишний раз, что и как рассказывать лётчикам. Телефона в зале нет. Ни какой связи с внешним миром. Возвращаюсь на кабиннуюплощадку. Прилёг на чехлах. Вдруг, слышу странные звуки. Похоже, кто то снаружи пытается открыть ворота макетного зала.
На часах около трёх часов ночи...
Всем привет и удачи. Продолжение следует.
 
От летчика Лёхи
ПО ФАКТИЧЕСКОЙ ПОГОДЕ...
В авиации есть строго оговоренные правила, когда можно взлетать и садиться, а когда нельзя. Есть минимумы погоды для Командиров, самолётов и аэропортов, при которых эти три составляющие допускаются к производству полётов, но ни где нет даже намёка на "самовольное принятие решение по фактической погоде".

 
Нужно ли конструктору считаться с мнением лётчиков
Полетали малехо на Су-27. Собрал нас командир, раздал по листочку бумаги и приказал написать, инкогнито, что кому не нравится на самолете.
В итоге:
-заменили указатель скорости на более крупный;
-установили доплампочку на указатель скорости ( хотя, самое интересное, все было предусмотрено под неё)
-заменили табло "Аэростат73" на "Охлаждение 73";
-часы с обечайки фонаря перенесли на приборную доску
Как-то так
 
Олег Петрович скорее всего еще не был в полку на этот момент.
Когда я пришёл в полк, попал в 3 АЭ к командиру отряда Валере Сироткину и в нашем отряде был Вася Сидоров.
Однажды Сироткин и Володя Винокуров рассказали нам, молодым, чем грозит неправильный заход по курсу, рассказав эпопею Сергунина и Сидорова.
А потом и сам Василий рассказал, как всё произошло. Мне довелось много с ним полетать, так что слышал этот рассказ из "первоисточника".
 
Оставляю в зале дежурное освещение и продумываю
лишний раз, что и как рассказывать лётчикам
Время такое было: все скорее, скорее, жить торопились.
Как в песне "не по часам, а по секундомеру" и счастливы были

"Пусть хватит скорости у нас,
И ветер дует нам попутно
Наш каждый день и каждый час
Давно расписан поминутно

Я тороплюсь,
Я должен сделать сам —
Что не по силам
Даже Гулливеру!
Двадцатый век
Живёт не по часам,
Не по часам,
А по секундомеру"

 
Последнее редактирование:
Я тороплюсь,
Я должен сделать сам —
Что не по силам
Даже Гулливеру!
Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасет,
Но кто живёт с синицею в руках,
Свою жар-птицу точно не найдет
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь.
Омар Хайям
 
Реклама
Нужно ли конструктору считаться с мнением лётчиков
Похоже , кто то снаружи пытается открыть ворота макетного зала. На часах около трёх часов ночи. В зале полутьма.
Не спускаясь вниз, по балкону третьего этажа (вдоль стены) подкрадываюсь к воротам. Слышу тихое постукивание, удары и скрежет металла о металл. Напряг у меня конечно был сильный. Продумал три варианта своих действий.
Первый- крикнуть -Кто там? Второй -спустится и в уголочке спрятаться. Откроют, пойдут к самолёту, я выскакиваю
и бегу к проходным...Третий вариант- спрячусь в сквере в кустах...Прошло много лет. Пишу сейчас и понимаю, что наша система безопасности не сработала. Для таких ситуаций у меня должна быть соответствующая инструкция и
городской телефон, или рация. И нас надо к этому готовить. Я не был готов.
Ладно, возвращаюсь в прошлый век. Звяканье прекратилось. Половинка ворот подергалась и ... полная тишина.
Отдохнуть не удалось. Умылся, побрился. Съел домашний бутербродик. К работе в макетной комиссии готов. Примерно в семь утра появляются директор опытного завода, главный инженер, начальник макетного цеха. Доло-
жил директору о происшествии. Осмотрели кабины. Пломбирую обе кабины. Выхожу на свежий воздух, не
торопясь иду в свой отдел общих видов. По поводу ночных событий меня никто, ни куда не вызывал. Я никого не
спрашивал. Своим в отделе рассказал. Жене рассказал. Одно ясно. По ту сторону макетного зала были или свои,
или чужие, прошло 58 лет. Интересно бы было с ними встретиться.
Продолжение следует.
 
Полетали малехо на Су-27. Собрал нас командир, раздал по листочку бумаги и приказал написать, инкогнито, что кому не нравится на самолете.
Вот ведь как здорово..!? Что-то нам комэска подобных заданий по ТУ-22 не давал... А то мы понаписали бы...
 
Последнее редактирование:
Вот ведь как здорово..!? Что-то нам комэска подобных заданий по ТУ-22 не давал... А то мы понаписали бы...
Видать в верхах прекрасно понимали, что самолет сыроват. Но! Полк должен заступить на БД к 27 съезду КПСС. С ресурсом 50 часов по двигателям, с запретом взлета на форсаже, с пуском ракет с креном не более 5гр. Еще не была утверждена штатная подвеска и летали с 10-ракетами за "угол", взлетая на максимале и отрываясь с последней плиты. Не очень приятные ощущения...
В левом пеленге, будильник, конкретно ограничивал обзор
 
Нужно ли конструктору считаться с мнением лётчиков

В составе макетной комиссии много секций (боевая эффективность, аэродинамика, система управления, прочность, конструкция самолёта, системы самолёта, кабина и т.д.) Лётный
состав работает в секции "кабина" и секции "боевая эффективность". После пленарного заседания знакомлюсь с лётчиками-"кабинщиками". Ведущий группы пожилой
генерал майор. Замыкающий группы просто майор. Между ними полковники и подполковники. Лётчики-испытатели. Строевые лётчики (один морской лётчик с ТОФ).
У всех значки первого класса. Типы самолётов Ту-95, Ту-16, Ил-28, Як-28 и др. Были два строевых штурмана.

Идём на макет. Осмотр самолёта. Вопросы-ответы. Поднимаемся на балкон. Общий
осмотр кабин. По очереди "летают". Первые впечатления: это не кабина, а тесная клетка,
Ноги устают. Нельзя ноги по очереди поднять для отдыха на приборную доску. Нет места
для документов или портфеля. Слушаю и думаю - Что же будет когда начнут опробывание в наддутом скафандре?
Следующий вопрос - кабина высоко-земля далеко. Как покинуть кабину при посадке на чужой аэродром? Рассказал - так же,
как это делают альпинисты в горах, при помощи ручной лебёдки (через 16 лет пришлось этот метод спуска отработать с первыми
двумяэкипажами БТС-002).
Переходим в класс. На стенах развешаны плакаты, приборная доска, левый и правый
пульты кабины, диаграммы обзора (кстати, на этой комиссии мы "продавали" Т-4 без
отклоняемой носовой части фюзеляжа). C указкой в руке начинаю доклад. Вдруг стук
в дверь. Появляется майор - Разрешите войти...Мундир ВВС, но это врач.
Ночью стук. Днём стук. Не везёт. Кому то мешаю. Угадал!
Продолжение следует
 
Нужно ли конструктору считаться с мнением лётчиков

Мой рабочий день давно закочился. Но с утра первое заседание макетной комиссии ВВС по самолёту Т-4. Макетный зал. Полноразмерный макет самолёта. Как всегда на макете кабины масса не доделок. Высококвалифицированные слесаря-сборщики кабин устраняют "дефекты". Я контролирую-подсказываю. Полночь. Рабочий класс уходит. Остаюсь один в макетном зале. Посидел в кабине лётчика - полный порядок и даже красиво. На приборной доске, обращает на себя внимание, группа приборов контроля пилотажно-навигационных параметров полёта. Так называемые ленточные указатели. В крейсерском полёте вы видите на экране горизонтальную
прямую линию - всё номально. Если какой то параметр вышел из нормы то на прямой линии ступенька вниз или вверх. Последний крик мировой инженерно-технической мысли.
Впервые, мы (по крайней мере я) увидели такую индикацию на приборной доске американского, тяжёлого, cверхзвукового истребителя-бомбардировщика Рипаблик F-105 "Тандерчиф". Главный конструктор самолёта Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили). В первую мировую служил в русской армии в чине офицера артиллерии. Павел Осипович Сухой в первую
мировую служил в чине прапорщика-артиллерии. В советское время Яковлев генерал-полковник. Ильюшин генерал -полковник.
Лавочкин- генерал-майор. Микоян генерал- майор. Туполев генерал-майор. Сухой прапорщик царской армии. Мясищев генерал-
майор.
Следующий необычный элемент в кабине Т-4
это отсутствие штурвала. Просто обычная ручка управления самолётом истребительного типа. Тоже крик передовой инженерной мысли "сухих" (я пока ещё не знаю, что грядущим днём произойдёт на первом же заседании секции лётчиков ВВС). Первая кабина-норма.
Сажусь в кабину штурмана. Тоже норма. Заранее знаю-Штурмана поднимут шум- Подайте нам штурманский столик. Рядом с кабинами
лежит первый в СССР лётный скафандр "Сокол". Я уже тренировался в нём, сидя в макете кабины лётчика. Cпускаюсь в макетный зал.
На стендах демонстрируются элементы микроэлекторники. Пользуясь моментом, кусачками отрезал несколько элементов. На память и просто похвастаться перед не секретным "людом" (слаб человек). Оставляю в зале дежурное освещение и продумываю
лишний раз, что и как рассказывать лётчикам. Телефона в зале нет. Ни какой связи с внешним миром. Возвращаюсь на кабиннуюплощадку. Прилёг на чехлах. Вдруг, слышу странные звуки. Похоже, кто то снаружи пытается открыть ворота макетного зала.
На часах около трёх часов ночи...
Всем привет и удачи. Продолжение следует.
Разрешите подработать Вашим ассистентом:
Картинки на вставляются, потому, через Яндекс.
 
Последнее редактирование:
Надо ли конструктору считаться с мнением лётчиков.

Появление авиационного врача меня удивило и насторожило. Предполётный медосмотр? Так я не лётчик. Продолжаю
доклад. Начинаются вопросы - требования. Мол извините товарищ конструктор, но ручка нас не устраивает. Только штурвал. Возражаю - Почему на бомбёрах появился штурвал? Повышенное трение в тросовых системах. Отказ от
применения гидроусилителей, а если и ставили, то только обратимые гидроусилители ( всем известна фраза одного
из патриархов - Гидроусилитель хорош до тех пор, пока его не установят на самолёт). На Т-4 нет качалок, тяг и тросов, нет и гидроусилителей (прямо по патриарху).Только резервированная электродистанционная система. Шарнирный момент рулей воспринимается узлами навески. Усилия на штурвале практически нулевые. Но поскольку с нулевыми усилиями управлять самолетом не возможно, обеспечим вам приемлемые для вас хода ручки и сформируем небольшие гармоничные усилия. Заодно избавимся от механизма отброса ручки до упора вперёд при катапультировании. Лётчики не соглашаются. Неизвестный врач тянет руку вверх - Сергей Борисович! Прошу слова.
Вот тебе и раз. Какое его дело? Ниже мой краткий пересказ (по памяти) его длинного слова.
Выбранное вами пилотажно-навигационное оборудование, не способствует формированию у летчика чувства
полёта и не обеспечивает комфортного и безопасного взаимодействия лётчика с самолётом. Нельзя не принимать
к вниманию привычные навыки лётчика.
Говорил долго, взволновано и в общем очень интересно. Разнёс всю мою кабинную концепцию в пух и в прах. Лётчики улыбаются - Майор то за нас...Я человек заводной, подогретый ночной историей, но сдерживаюcь.
Спрашиваю - Кто вы? Пономаренко Владимир Александрович. Откуда вы? Научный сотрудник Государственного
НИИ авиационной медицины. Так началось наше знакомство и долгая совместная работа. Через некоторое время
в журнале "Авиация и космонавтика" появилась статья "Надо ли конструктору считаться с мнением лётчика". Автор В.А. Пономаренко. Тема актуальна и ныне. К макетной комиссии вернёмся в продолжении темы.
 
Надо ли конструктору считаться с мнением лётчиков
Перед приходом к нам, Пономаренко защитил кандидатскую диссертацию "Роль личного фактора в аварийной ситуации с благополучным исходом".
Продолжаем работу своей секции. Специалисты по скафандру помогают мне одеть мягкий скафандр "Сокол". На голое тело сетчатое шёлковое бельё. Поверх него вентилируемый шёлковый костюм. Третий костюм - наружный защитный . Все три костюма выполнены в стиле детских ползунков. Четвёртый костюм это сам скафандр с внутренним утеплителем. Плюс специальные носки. Надевают гермоботинки. Зашнуровывают.
На голове сетчатый шлем с наушниками и гарнитурой. Надевают гермошлем. Скафандр опытный. У ведущего конструктора скафандра фамилия РУБАШКИН. С открытым забралом гермошлема забираюсь в кабину. Подсоединяют ветиляцию и шланг наддува. Пристёгиваюсь к креслу. Проверка связи с "землёй. Фонарь кабины открыт. Все мои действия в соответствии с будущей РЛЭ. Закрываю гермошлем . Закрывают фонарь.
Наддувают скафандр. "Пилотирую"". Взлёт.Набор.Полёт. Посадка. Медленный сброс наддува (после нескольких "полётов" с общим налётом 3 часа "схватил" кессоную болезнь). Вылезаю из кабины. Обращаюсь к заказчикам- Ребята завтра ваш черёд. Ребята задумались. Они действующие лётчика. У нас оборудование не штатное
(вентиляция, наддув, параметры воздуха, подаваемого в скафандр). Генерал-майор назначил майора. На мои "полёты" в скафандре обычно приходили посмотреть
чуть ли не все работники КБ. Их впечатления - Почему ты в скафандре идёшь не прямо, а сгорбившись, с трудом шевеля руками- ногами. Не можеш работать с ар-
матурой кабины размещенной между РУДОМ и приборной доской . И вообще похож на закостеневшую куклу. На следующий день я увидел, что товарищ майор
тоже похож на закостеневшую куклу. Вывод - пилотировать в данной кабине, одетым в данный скафандр, не возможно. Ведущий конструктор Рубашкин прие-
зжает вместе с испытателем скафандра. Молодой испытатель в скафандре выполнял упражнения утренней зарядки и спокойно работал с арматурой кабины.
Военные сквозь зубы хмуро сказали- Обезьяну можно всему научить. Замечание по скафандру оставили. Для Пономаренко мы спроектировали и изготовили
некий эрзац пилотажного стенда Т-4. Провели исследование психо-физиологических характеристик работы лётчика одетого в наддутый скафандр. В общем
по компановке кабин лётчика и штурмана проект заключения был положительным. Думаю- всё. Нет. Секция "КАБИНА" занялась не своим делом. Ваш самолёт
не правильно задуман. Почему на нём не предусмотрено бомбардировочное вооружение. Ракеты Х-45 конечно хорошо. Но представьте ситуацию. На переднем
крае тяжёлая обстанова. Не хватает штурмовиков . Мы подвешиваем бомбы и летим бомбить врага в окопах переднего края. Не утрирую, пересказал точно.
Желательно, что бы мнения лётчиков были правильными. Макетная комиссия дала положительное заключение по проекту самолёта. На выходе постановление
ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Казанский самолётостроительный завод прекращает изготовление самолётов Ту-22 и готовится к постройке самолёта Т-4.
ОКБ ТУ остаётся без серийного завода.
 
Реклама
Надо ли конструктору считаться с мнением лётчиков.

Появление авиационного врача меня удивило и насторожило. Предполётный медосмотр? Так я не лётчик. Продолжаю
доклад. Начинаются вопросы - требования. Мол извините товарищ конструктор, но ручка нас не устраивает. Только штурвал. Возражаю - Почему на бомбёрах появился штурвал? Повышенное трение в тросовых системах. Отказ от
применения гидроусилителей, а если и ставили, то только обратимые гидроусилители ( всем известна фраза одного
из патриархов - Гидроусилитель хорош до тех пор, пока его не установят на самолёт). На Т-4 нет качалок, тяг и тросов, нет и гидроусилителей (прямо по патриарху).Только резервированная электродистанционная система. Шарнирный момент рулей воспринимается узлами навески. Усилия на штурвале практически нулевые. Но поскольку с нулевыми усилиями управлять самолетом не возможно, обеспечим вам приемлемые для вас хода ручки и сформируем небольшие гармоничные усилия. Заодно избавимся от механизма отброса ручки до упора вперёд при катапультировании. Лётчики не соглашаются. Неизвестный врач тянет руку вверх - Сергей Борисович! Прошу слова.
Вот тебе и раз. Какое его дело? Ниже мой краткий пересказ (по памяти) его длинного слова.
Выбранное вами пилотажно-навигационное оборудование, не способствует формированию у летчика чувства
полёта и не обеспечивает комфортного и безопасного взаимодействия лётчика с самолётом. Нельзя не принимать
к вниманию привычные навыки лётчика.
Говорил долго, взволновано и в общем очень интересно. Разнёс всю мою кабинную концепцию в пух и в прах. Лётчики улыбаются - Майор то за нас...Я человек заводной, подогретый ночной историей, но сдерживаюcь.
Спрашиваю - Кто вы? Пономаренко Владимир Александрович. Откуда вы? Научный сотрудник Государственного
НИИ авиационной медицины. Так началось наше знакомство и долгая совместная работа. Через некоторое время
в журнале "Авиация и космонавтика" появилась статья "Надо ли конструктору считаться с мнением лётчика". Автор В.А. Пономаренко. Тема актуальна и ныне. К макетной комиссии вернёмся в продолжении темы.
У кого какие возможности? Может можно вытащить на Ютуб или Рутуб фильмы Пономаренко В.А. "Психология летного труда"?
Автоудаление.
 
Назад