Так что же произошло дальше..? Штурмана, как я понял, - катапультировались, а лётчики пытались сажать..!? Как я понял - безуспешно..!?
Катастрофа самолета Ту-22М 08 июля 1983 года
1229 тбап, в/ч 36737, аэродром Белая)
Метеоусловия: облачность 7 баллов, высота нижней границы облаков 1000 м, видимость 10 км, ветер слева под 80°, 2 м/сек.
Экипаж заместителя командира эскадрильи в/ч 36737 по политической части капитана Цибулина В. М., военного летчика 1-го класса, выполнял взлет на маршрут ночью в ПМУ. После отрыва (через 7 с) на борту сработала сигнализация «Вибрация велика» левого двигателя. Удостоверившись в этом по стрелочному индикатору, командир корабля уменьшил режим работы левого двигателя, а затем перевел его на малый газ. Так как сигнал «Вибрация велика» не снимался, командир корабля в режиме набора высоты на высоте 140 м и скорости 480 км/ч выключил левый двигатель, о чем доложил руководителю полетов. При этом летчик, очевидно, непроизвольно на время около 14 сек. уменьшил режим работы правого двигателя до 0,7 номинала, а затем по команде РП установил ему максимально форсажный режим.
Продолжая набор высоты с вертикальной скоростью 2 – 3 м/сек., летчик отвлек внимание на контроль вибрации и на высоте 215 м и скорости 450 км/ч вывел самолет на критический угол атаки по УАСП. Остальные члены экипажа контроль за скоростью полета упустили. Дальнейшее уменьшение скорости до 380 км/ч с набором высоты 250 м привело к выходу самолета на режим сваливания. Самолет перешел на энергичное неуправляемое снижение с переменными кренами от +20 до минус 70° и через 18 сек. столкнулся с землей, имея положительный угол тангажа 15° и правый крен 8°. Поступательная скорость составила 350 км/ч, вертикальная скорость снижения – 30м/с.
Опасность сложившейся аварийной ситуации командир корабля своевременно не определил. Много времени (около 10 сек.) потратил на доклад РП о непонятном положении самолета. Команду на покидание самолета не дал, решение на катапультирование принял на высоте 50 – 70 м (за 2 – 3 сек. до столкновения самолета с землей) и только после получения команды на катапультирование от командира, взлетевшего за ним самолета, и наблюдавшего падение Ту-22М. Ввод в действие катапультируемого кресла командира корабля совпал с началом разрушения самолета.
Помощник командира корабля средствами аварийного покидания не воспользовался.
Штурман-оператор первым принял решение (самостоятельно) и покинул самолет на высоте 120 – 150 м и скорости 355 км/ч при левом крене самолета до 25° и вертикальной скорости 30 м/с.
Штурман корабля покинул самолет на высоте 100 – 120 м при левом крене до 60°. Полное наполнение купола произошло под воздействием взрывной волны. Приземление произошло в 15 м от взорвавшегося самолета.
Причины:
Поспешные и несообразные с обстановкой действия командира корабля при срабатывании аварийной сигнализации об опасной вибрации двигателя, потеря экипажем контроля за режимом полета при возникновении особого случая, что привело к выходу самолета на режим сваливания.
Причиной ложного срабатывания сигнализации «Вибрация велика» явился отказ одного из элементов аппаратуры измерения вибрации ИВ-144. Ложное срабатывание системы привело к дезинформации летчика и выключению им двигателя в полете.
Виновники:
1. Командир корабля капитан Цибулин В.М.
2. Предприятие-изготовитель системы ИВ-144.