Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Fencer - "19 октября 2024 года генеральному конструктору, Герою России, лауреату Ленинской премии Михаилу Петровичу Симонову исполнилось бы 95 лет."
Посчастливилось работать с 1986-го по 1990-й годы на комплексе НИТКА (аэродром Саки), где основным испытываемым самолётом был именно СУ-27К (при первых полётах на комплексе НИТКА и на ТАКР, этот тогда экспериментальный палубный вариант СУ-27 назывался именно так, он был оборудован усиленными основными стойками шасси, гаком для торможения на тросе АФ). Там часто при посадках на АФ с зацеплениями присутствовал М.П. Симонов и мне случалось много раз общаться с ним по многим вопросам, и я увидел в нём очень скромного, простого в общении человека.., даже не верилось, что это - реально гениальный конструктор... Он присутствовал и при первых зацеплениях за тормозной трос аэрофинишёра с разбега ночью, когда гак однажды перескочил все 4 тормозных троса и не зацепился ни за один из них(!!!). Это был нонсенс..! Ну были до этого единичные случаи незацепов, но этому ещё не придавали серьёзного значения... Мы тогда ещё не знали, что гак у "американцев", как оказалось, был задемпфирован именно по этой причине - для предотвращения незацепов при ударах гаком о некоторые неровности и сварочные швы на "палубе" (возможно, конструкторы и знали, но не придавали этому серьёзного значения и по началу гак просто висел и все считали, что вес гака (а это порядка 180 кг) - вполне достаточный аргумент для надёжного зацепа... А вот когда это случилось, Симонов остановил программу и стал очень внимательно и придирчиво изучать этот вопрос, он поднял многочисленные съёмки посадок американских палубных самолётов прямо у нас в ЛИЦе и сразу увидел присутствие демпферов на гаке... Очень быстро после этого случая (перескакивания) по его команде гак нашего пока просто экспериментального СУ-27К был дооборудован демпфером и подобные случаи прекратились...
 
Последнее редактирование:
Реклама
и все считали, что вес гака (а это порядка 180 кг) - вполне достаточный аргумент для надёжного зацепа...
Борисович (при всем уважении к нашим конструкторам) - у меня лично этот момент вызывает удивление.
Ведь совершенно очевидно даже в теории, что без демпфера этого гак будет прыгать и подскакивать - на таких-то скоростях...
...
Я бы сразу и обязательно предусмотрел - может, во мне тоже конструктор пропал...? :)
 
Ведь совершенно очевидно даже в теории, что без демпфера этого гак будет прыгать и подскакивать - на таких-то скоростях..
Да, но как ни странно, первые посадки на комплексе НИТКА, которые, кстати, я лично снимал выданной мне ещё в 1985-м году японской видеокамерой, выполнялись без всяких демпферов.., гак просто висел и "схватывал" приёмный трос своим "копытом" просто или волочась по бетону или даже при посадках с воздуха... И впервые конструкторы задумались о демпфировании гака даже не потому, что гак на сварных свах подскакивал и именно поэтому иногда перескакивал трос АФ, а потому, что они сначала считали, что от этих подпрыгиваний и последующих ударах сильнее стирается о "палубу" посадочного блока..!? Стали сначала исследовать само "копыто" гака и увидели, что оно сильно изнашивается..!? Тогда Симонов куда-то звонил и спрашивал у респондента на том конце связи: "А нельзя ли достать "Фантомовское" копыто..?" И по разговору я понял, что ему "на том конце провода" ответили утвердительно... Действительно, где-то (по моему во Вьетнаме) нашли сбитый Фантом, с него срочно сняли даже не только "копыто", а весь гак и доставили сначала в Жуковский (в ЛИИ), а потом его отделили от гака и привезли к нам в наш ЛИС... Как я понял, это "копыто" было прикреплено к гаку Фантома с помощью мощного болта, т.к. на нём было высверлено отверстие (примерно 30 -35 мм диаметром)... Мы естественно нашли силовой болт соответствующего диаметра, прикрутили его к гаку нашего СУ-27К, но это "копыто" буквально через 4 - 5 зацеплений оторвалось (крепёжный болт просто не выдержал и лопнул).., тогда Симонов, обследовав этот болт, дал указание (лично) - кроме установки нового, особо прочного болта, ещё и приварить это "копыто" к гаку..! Мы в ЛИС так и сделали... И после этого новое (Фантомовское) копыто практически перестало так изнашиваться от волочения по бетону. Из этого я лично сделал для себя вывод, что это фантомоское копыто сделано из особо высокопрочной стали.
 
Осень. Дни короче, а вечера длиннее. Затягивается удавкой однообразная
цепь событий и повторов с нудной монотонностью. Так пишут люди в инете.
...
Но есть варианты и подсказки, как выскочить из этой скучной трясины:
Берешь 7-6 картофелин и нарезаешь их соломкой. Сало мелкими шкварками
на сковороде и, мурлыча себе под нос, жаришь картошку до золотистой корочки.
Пока она шкворчит, положи в салатницу квашеной капусты с постным маслом
и на ломоть бородинского несколько кусочков селёдки.
Водка из холодильника, любимые улыбки близких за столом и на стопке луч
солнца из-за облаков.
Бывало и лучше, но и так неплохо.
...
Воскресный кинотеатр дома: "Тополиный пух" (отечественная комедия) пока хмель
Фильм
И музыка
 
Последнее редактирование:
гак просто висел и "схватывал" приёмный трос своим "копытом" просто или волочась по бетону или даже при посадках с воздуха..
Не задумывался.. просто предполагал, что гак удерживается от подпрыгиваний обыкновенной пружиной..:sleep:
 
Первый полёт в режиме висения вертолета Ми-34М1.

Возобновлен проект лёгкого (возможно даже массового) российского вертолёта.

По факту он должен стать заменой "Робинсонам" и "Еврокоторам" (при дальнейшем развитии проекта до 8 местной модели)

 
Сочувствую, Алексей...
Саднит, Борисыч...
Со школьных времен в одной упряжке.
В 2019 был у него в Пятигорске ( перебрался туда из Питера жить-поживать). Курорт, всё такое...
Жизнь - неумолимая сволочь.
 
Да, но как ни странно, первые посадки на комплексе НИТКА, которые, кстати, я лично снимал выданной мне ещё в 1985-м году японской видеокамерой, выполнялись без всяких демпферов.., гак просто висел и "схватывал" приёмный трос своим "копытом" просто или волочась по бетону или даже при посадках с воздуха..
Ну, если представить, как будет отскакивать кувалда, к примеру, от массивного бетонного блока и от массивной какой железяки - разница будет очевидной...

И впервые конструкторы задумались о демпфировании гака даже не потому, что гак на сварных свах подскакивал и именно поэтому иногда перескакивал трос АФ, а потому, что они сначала считали, что от этих подпрыгиваний и последующих ударах сильнее стирается о "палубу" посадочного блока..!?
Ну тоже очень рискованное предположение.
Я бы, например, так его проверил - попробовал сточить за определенное время на наждаке с "бьющим" камнем какую-нибудь железку (при, опять же, определенном нажиме) и потом то же самое на нормальном камне...

Как я понял, это "копыто" было прикреплено к гаку Фантома с помощью мощного болта, т.к. на нём было высверлено отверстие (примерно 30 -35 мм диаметром)... Мы естественно нашли силовой болт соответствующего диаметра, прикрутили его к гаку нашего СУ-27К, но это "копыто" буквально через 4 - 5 зацеплений оторвалось (крепёжный болт просто не выдержал и лопнул).., тогда Симонов, обследовав этот болт, дал указание (лично) - кроме установки нового, особо прочного болта, ещё и приварить это "копыто" к гаку..!
Вот это копыто можно так в какой-нибудь паз в гаке вставить, что при ударе его (копыта) о палубу под любым углом нагрузки не на болт приходится будут, а на сам гак.
А у вас же пара эта (гак-копыто) неродная была - вот там наверняка и возникали (при определенных углах) какие-нибудь рычаги, через которые нагрузки на сам болт приходились...
А сварка при такого рода нагрузках долгосрочной гарантии не даст - но "перехватиться" (чтоб проверить, например, как копыто трос цепляет) пойдет вполне... 8-)
 
20 октября 1959 года (ровно 65 лет) выполнил первый полет опытный образец самолета Ан-24 под управлением экипажа летчика-испытателя Георгия Ивановича ЛЫСЕНКО.

Самолет Ан-24 выпускался серийно с 1966 г по 1979 г, всего было выпущено около 1200 машин. На сегодняшний день Ан-24 имеет более 40 модификаций.

 
Реклама
Саднит, Борисыч...
Со школьных времен в одной упряжке.
В 2019 был у него в Пятигорске ( перебрался туда из Питера жить-поживать). Курорт, всё такое...
Жизнь - неумолимая сволочь.
Алексей Владимирович. Об этом сообщила его дочь,были на даче.Вместе в ТЭЧ ,он у радистов,потом в 1987 году ушли в Амдерму,нас тогда из ТЭЧ перевели как говорят по блату--аж 3 человека.Потом он ушел в армию.Был без всяких заскоков и простота и прямота.Он имел неосторожность встретиться в штабе с нашим ЧВС--Редькин.---лейтенант вы любите пение Пугачевой? Да товарищ генерал,хорошо поёт. Ну и понеслась ППР--партийно-политическая работа,так еще был Борис секретарем нашей парторганизации ТЭЧ.Много ему пришлось выслушать "назидательного " от Редькина.
Царствие ему небесное. Земля пухом.Помним.
 
О демпфировании посадочного гака

1. На МиГ=27ЛЛ стоял гак без демпфера. Потому, что этот самолёт принадлежал ЛИИ а не фирме МиГ. В ЛИИ как всем ясно конструкторов нет.
Есть "самопальщики".
Как умели так прикрепили гак к аэроплану. Кстати меня пригласили на заседание методсовета ЛИК ЛИИ по этой программе ,которую проводил ведущий инженер ЛИИ. Фамилии инженера и лётчика не называю из этических соображений.
Говорить о том кто такой М.П. Симонов и сколько я с ним работал не буду. Но вот вам несколько фактов по самолёту Су-25К. Техническим руководителем этой темы
был я. Открываю протоколы технических заседаний по этой теме. Протокол №7 от 31.03.77. Присутствовали Маров, Венедиктов, Рябышкин, Черноусов, Курьянский
Захаров.
Решили
1. Принять к разработке конструкцию посадочного гака с БЕЗМОМЕНТНЫМ креплением к фюзеляжу (по типу самолёта "Фантом" и с основными конструктивными
размерами узла крепления самолёта типа "Фантом".
2. Узел навески посадочного гака выполнить утопленным в фюзеляж в зоне шпангоута 25. Замок посадочного гака установить в плоскости шпангоута 28.
3. Провести предварительную конструктивную проработку посадочного гака. Узел навески - отдел №4. Конструктивная схема гака отдел №18.
4. Принять к разработке следующие углы отклонения предкрылка и закрылка. Закрылок 0 градусов + предкрылок 0 градусов. Закрылок 10 градусов+предк. 6 градусов. Закрылок 31 градус+ предкрылок 12 градусов. Закрылок 45 градусов + предкрылок16 градусов.
5. При расчёте самолёта на прочность в момент ЗАЦЕПЛЕНИЯ гака за трос аэрофинишёра для всех посадочных весов принять тягу двигателя с оответствующую
следующим условиям: МСА Р=760мм.рт. ст. t=+15 градусов Цельсия. Посадочный вес 12050 кг (предположительный предельный посадочный вес)
Самолёт снижается по посадочной глиссаде минус 4 градуса. Скорость захода на глиссаде Vпр=245 км/час. Предкрылки выпущены на 16 градусов.
Закрылки выпущены на 45 градусов. ТОРМОЗНЫЕ щитки выпущены на 55 градусов. Шасси и посадочный гак полностью выпущены.
Внешние подвески 2 х X-31 и 2 х Р-60.
6. Отделу 2 (аэродинамики) выдать отделу 3 (прочнисты) величину потребной тяги двигателей в соответствии с пунктом 1.
Аванпроект корабельного дозвукового штурмовика Су-25К рассмотрела и утвердилад макетная комиссия. Председатель макетной комиссии генерал-полковник А.Н. Томашевский. Начался выпуск рабочей документации для первого опытного самолёта.

Так работали нормальные конструктора. Почему М.П. Симонов не "знал" о демпфированном посадочном гаке мне не понятно.
 
На МиГ=27ЛЛ стоял гак без демпфера. Потому, что этот самолёт принадлежал ЛИИ а не фирме МиГ. В ЛИИ как всем ясно конструкторов нет.
Есть "самопальщики".
Как умели так прикрепили гак к аэроплану
Даже не получив консультацию, не говоря об обязательном одобрении (разрешении) от конструкторов ОКБ, внесли изменение в конструкцию самолёта. Да такую, что самолет мог просто развалиться от нагрузок в самый ответственный и опасный момент полёта, при посадке. Это же нарушение не только лётных законов, но и простой логики. Капец какой-то..
 
Если не ошибаюсь
Какие тут ошибки!.. Расслабились по-воскресному и молчим,забыв провериться по карте..
Однако замечание ещё актуально и позволяет успеть пожелать Вадиму всех благ - здоровья,счастья,долгих лет жизни,приносящей только радость каждым прожитым днем! Богатую дачу,хорошую машину и гараж с понимающими соседями! Успешных деток, любящих деда внуков!

У меня как раз "Томпсон" ещё остался! Есть повод красиво закончить день!
 
Если не ошибаюсь у "ПИТОНа" (Вадима) сегодня значимая цифра в Днях рождения. Посему с Днём рождения! Здоровья, успехов, удачи.:agree:
Присоединяюсь! :agree: здоровья и всех-всех других благ!
 
Реклама
Назад