Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Fencer - "19 октября 2024 года генеральному конструктору, Герою России, лауреату Ленинской премии Михаилу Петровичу Симонову исполнилось бы 95 лет."
Посчастливилось работать с 1986-го по 1990-й годы на комплексе НИТКА (аэродром Саки), где основным испытываемым самолётом был именно СУ-27К (при первых полётах на комплексе НИТКА и на ТАКР, этот тогда экспериментальный палубный вариант СУ-27 назывался именно так, он был оборудован усиленными основными стойками шасси, гаком для торможения на тросе АФ). Там часто при посадках на АФ с зацеплениями присутствовал М.П. Симонов и мне случалось много раз общаться с ним по многим вопросам, и я увидел в нём очень скромного, простого в общении человека.., даже не верилось, что это - реально гениальный конструктор... Он присутствовал и при первых зацеплениях за тормозной трос аэрофинишёра с разбега ночью, когда гак однажды перескочил все 4 тормозных троса и не зацепился ни за один из них(!!!). Это был нонсенс..! Ну были до этого единичные случаи незацепов, но этому ещё не придавали серьёзного значения... Мы тогда ещё не знали, что гак у "американцев", как оказалось, был задемпфирован именно по этой причине - для предотвращения незацепов при ударах гаком о некоторые неровности и сварочные швы на "палубе" (возможно, конструкторы и знали, но не придавали этому серьёзного значения и по началу гак просто висел и все считали, что вес гака (а это порядка 180 кг) - вполне достаточный аргумент для надёжного зацепа... А вот когда это случилось, Симонов остановил программу и стал очень внимательно и придирчиво изучать этот вопрос, он поднял многочисленные съёмки посадок американских палубных самолётов прямо у нас в ЛИЦе и сразу увидел присутствие демпферов на гаке... Очень быстро после этого случая (перескакивания) по его команде гак нашего пока просто экспериментального СУ-27К был дооборудован демпфером и подобные случаи прекратились...
 
Последнее редактирование:
Борисович (при всем уважении к нашим конструкторам) - у меня лично этот момент вызывает удивление.
Ведь совершенно очевидно даже в теории, что без демпфера этого гак будет прыгать и подскакивать - на таких-то скоростях...
...
Я бы сразу и обязательно предусмотрел - может, во мне тоже конструктор пропал...?
 
Да, но как ни странно, первые посадки на комплексе НИТКА, которые, кстати, я лично снимал выданной мне ещё в 1985-м году японской видеокамерой, выполнялись без всяких демпферов.., гак просто висел и "схватывал" приёмный трос своим "копытом" просто или волочась по бетону или даже при посадках с воздуха... И впервые конструкторы задумались о демпфировании гака даже не потому, что гак на сварных свах подскакивал и именно поэтому иногда перескакивал трос АФ, а потому, что они сначала считали, что от этих подпрыгиваний и последующих ударах сильнее стирается о "палубу" посадочного блока..!? Стали сначала исследовать само "копыто" гака и увидели, что оно сильно изнашивается..!? Тогда Симонов куда-то звонил и спрашивал у респондента на том конце связи: "А нельзя ли достать "Фантомовское" копыто..?" И по разговору я понял, что ему "на том конце провода" ответили утвердительно... Действительно, где-то (по моему во Вьетнаме) нашли сбитый Фантом, с него срочно сняли даже не только "копыто", а весь гак и доставили сначала в Жуковский (в ЛИИ), а потом его отделили от гака и привезли к нам в наш ЛИС... Как я понял, это "копыто" было прикреплено к гаку Фантома с помощью мощного болта, т.к. на нём было высверлено отверстие (примерно 30 -35 мм диаметром)... Мы естественно нашли силовой болт соответствующего диаметра, прикрутили его к гаку нашего СУ-27К, но это "копыто" буквально через 4 - 5 зацеплений оторвалось (крепёжный болт просто не выдержал и лопнул).., тогда Симонов, обследовав этот болт, дал указание (лично) - кроме установки нового, особо прочного болта, ещё и приварить это "копыто" к гаку..! Мы в ЛИС так и сделали... И после этого новое (Фантомовское) копыто практически перестало так изнашиваться от волочения по бетону. Из этого я лично сделал для себя вывод, что это фантомоское копыто сделано из особо высокопрочной стали.
 
Осень. Дни короче, а вечера длиннее. Затягивается удавкой однообразная
цепь событий и повторов с нудной монотонностью. Так пишут люди в инете.
...
Но есть варианты и подсказки, как выскочить из этой скучной трясины:
Берешь 7-6 картофелин и нарезаешь их соломкой. Сало мелкими шкварками
на сковороде и, мурлыча себе под нос, жаришь картошку до золотистой корочки.
Пока она шкворчит, положи в салатницу квашеной капусты с постным маслом
и на ломоть бородинского несколько кусочков селёдки.
Водка из холодильника, любимые улыбки близких за столом и на стопке луч
солнца из-за облаков.
Бывало и лучше, но и так неплохо.
...
Воскресный кинотеатр дома: "Тополиный пух" (отечественная комедия) пока хмель
Фильм
И музыка
 
Последнее редактирование:
Не задумывался.. просто предполагал, что гак удерживается от подпрыгиваний обыкновенной пружиной..