Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки​

Мне статья понравилась довольно умным анализом возможностей нашего ВМФ и Морской Авиации Флота...
Но один, скажем так, - "боевой аспект наших. умений" в данной статье, похоже не учтён... Я имею в виду события, когда при первом появлении наших ЯК-38-х в Средиземном море, "наши" применили ещё один "эффективный приём", который сразу же озадачил "противника" - как рассказывали участники этого первого похода с полётами ЯК-38-х на виду у супостата, - после каждого полёта, каждый ЯК опускался в ангарную палубу и там прежний бортовой номер тут же "задувался" той же, что и на самолёте, синей нитроэмалью и сразу после высыхания закрашенного номера, наносился трафаретом другой бортовой номер и следующий полёт выполнялся с нанесённым другим номером... И разведка супостата, наблюдая такие "многочисленные номера бортов ЯК-ов" просто обалдевала от "огромного количества ЯК-38-х на борту ТАВКР"... Эффект был, говорят наблюдатели, - поразительный..!
 
Последнее редактирование:

ТОЛЬКО ПОЗЫВНЫЕ
***
Они пришли с утра к воротам храма,
Был чуть растерян их солдатский взгляд:
- Прости, отец! Мы спросим тебя прямо,
Возможно ль без имён отпеть ребят?
Мы не успели их в бою узнать ...
Но, стали эти пятеро – родные!
Пусть примет Бог в свою святую рать,
Но, знаем мы лишь только позывные...
И старший их записку протянул,
Священник старый к ним сошел с амвона
И молча ту записку развернул,
Сказал: «Я не нарушу здесь канона!»
В истории есть множество святых,
Чьи имена забыты родовые,
Но прозвища в веках мы помним их,
Что есть по сути те же позывные!
Я совершу, конечно же, обряд!
Такие вновь настали времена!
Кто против бесов становились в ряд,
Господь наш знает все их имена!
Под тихий перезвон колоколов,
Под искреннюю батюшки молитву,
Шли в небо, не жалевшие голов,
Вступившие с врагом России в битву...
Дорога их лежала в небеса
И шли по ней уверенно, без страха!
Девчонка-фельдшер, позывной Оса,
Испанец, Кум, Железный Гусь и Птаха!
И сам апостол Петр их встречал,
И шире распахнул он в рай ворота
И выпрямился, будто честь отдал!
Входила в Рай российская пехота ...

Михаил Дьяконов, 2024
P.S. Давайте совместно распространим стихотворение...
По этому предлагаю максимальный РЕПОСТ!!! И РАССЫЛКУ.
 
Уважаемый тёзка и коллега по НИТКЕ Сергей Борисович ! История с "перекраской бортовых номеров на Як-38 в своё время стала чуть ли не легендой. Но был ли
здравый смысл в этой задумке? Нам мой взгляд - Не было. Просто деятелям из службы ПД ИТР (Противодействие иностранной технической разведке) нужно
было себя показать. Показали. Военно-технические обозреватели серьёзных агентств всего мира откровенно смеялись.

Тёзка я не опровергаю твоё мнение и мнение авторов статьи. Ни в коем случае. Вопрос открытости и закрытости нашей совместной работы с корабелами начался именно с позиции ПД ИТР. Наверное тоже будет интересно?

С момента закладки ТАКР проекта "КИЕВ" стапель непрерывно снимался со спутников американских. Размеры определялись с точностью до одного метра. На
не обшитом корпусе были видны все палубы от киля до клотика . Даже только по стапелю сразу определилась размерность корабля. Размерность ангара и т.п.
Элементарный конструкторсий анализ с точность до одного двух самолётов назовёт общее число самолётов. Естественно, оказавшись в НПКБ (Невское-Проектно-Конструкторское Бюро) я обговаривал тему ПД ИТР с Главным конструктором проекта "КИЕВ" Аркадием Васильевичем Мариничем и с Главным конструктором катапультного авианосца "ОРЁЛ" Аркадием Борисовичем Мориным. Что ещё интересно. Статьи с очень точным анализом проектов советских ТАКРОВ печатались в соответствующих зарубежных профессиональных открытых изданиях. В том числе с использованием спутниковых снимков США.

На ТАКРе "КИЕВ" я был в момент его подготовки к переходу с Черноморского завода из Николаева в Североморск (197.. точно забыл). Второй раз в 1979 году в
водах Баренцова моря. На корабле в это время базировался полк Як-38. Норвеги носились на F-16 вдоль борта, ниже уровня полётной палубы. Нашим полёты
запретили по погоде. Лётный состав был недоволен. В полку было очень много лётчиков- лейтенантов. На человека (меня) из Москвы смотрели с интересом.
Ну как же, прошёл слух, что Адмирал Флота С.Г. Горшков распорядился принять гостя. И посыпались на меня их замечания и вопросы. Почему штурманские наручные часы ржавеют? Почему в ангаре транспортёр не так, а эдак? Почему врач полка требует, что бы лётчики нахаживали в день не меньше 4000 шагов?
У всех лётчиков были шагомеры. Почему мало летаем? Но у меня свои задачи. Плотно работал с некоторыми службами корабля по практике и методике
боевого управления.
С инженером полка. С техниками и начальниками служб. С лётным составом - Командир полка сказал мне - Вашими "учителями" на корабле будут Евгений
Алифанов и Николай Едуш. Оба они в то время были майорами. Как -то пришлось наблюдать интересный момент полёта Алифанова с
молодым лейтенантом. Смотрел с КДП. Висят над осевой линией палубы, вдруг резко, боком влево и скрываются из виду. Я к таким "явлениям" не привык.
Напрягся. РП им что-то кричит типа - Обороты (тоже точно не помню). Слава богу показались верхушки килей...Придирчиво рассматривая и осматривая
наружный облик самолёта Як-38 заметил - на стыках листов обшивки фюзеляжа, окрашенной в синий цвет, отчётливо видна белая полоска высохшей соли.
Много полезной информации собрал. Познакомили меня с командиром крейсера "КИЕВ". Познакомили с работниками штаба нашей Средиземноморской эскадры. Намекнули им, что я из ОКБ СУ. Конечно были вопросы о будущем самолёте. В рамках дозволенного отвечал - Перехватчик, потолок 20000 метров,
сверхэвуковой, Мах>2.5 . Катапультный взлёт. Ответ по всем правилам службы ПД ИТР.
Вернулся в Москву. Все рассказал Симонову. Он мне - Пожалуй тебе надо сделать визит на крейсер "Минск". От этого визита я отказался.
 
Последнее редактирование:
Сергей Борисович, это Ваш однокашник по Оренбургскому училищу?
Да, Юрий Викторович, Коля Мордовалов - мой однокашник и кроме того, - мой хороший товарищ и я его уже поздравил с Днём Рождения..!
 
Я и не считал по другому, тёзка.., а привёл я этот случай здесь, скорее, как курьёз...
 
Помнится, имя у Алифанова было Евгений... Про отчество боюсь соврать. Лукашук Иван (царствие небесное) почему-то его называл "рыжий лев". В мою бытность на севере он был уже полковником, лётчиком инспектором в штабе ВВС КСФ. Или это разные люди... Нашёл в Википедии, есть летчик- испытатель с такими, как Вы назвали, именем и Отчеством. Вот, нашёл инфу по "Киеву", где упоминаются лётчики, в т.ч. Е. Алифанов: ...Но нельзя не отметить таких, как Н. Логачев, Н. Едуш, В. Колесниченко, В. Ратненко, В. Глушко, И. Чибирнченко, В. Семкнн, Е. Алифанов, А. Кондратьев.
Познакомили меня с командиром крейсера "КИЕВ".
Фамилия его была Ясницкий?
 
Последнее редактирование:
Вертолетчики - Николай Федорович Логачев, Чеберяченко Игорь Емельянович и Вячеслав Сёмкин.
Мои однополчане.
 
Есть документальный фильм про этот поход, на Звезде показ был, 2 или 3 серии, так там упоминалось вскользь, что сопровождавший конвой НАТО насчитал более 30 самолетов....
 

Вот придёт Дмитрий Борисович и расскажет, курили они бамбук или нет.
Великая Отечественная война и Победа в ней - это как раз исключительно важное событие, и я об этом сказала.

Но должна заметить, что добровольцами уходили не только коммунисты, да и гибли все на равных, не показывая партбилетов.

А что не 25 октября?
Ведь на самом деле перевод календаря на 13 дней было делом прогрессивным, но только с одной стороны. С другой стороны, на фига было переводить на новый стиль даты прошедших событий. До сих пор с этим дикая путаница.
Разговор не о датах, а о значимости событий.

Хотя мне эти всякие нестыковки в тыщу раз больше, чем Вам, как серпом по одному месту. Помню, мы работали над "ведомственным" календарём, как бесило то, что многие официально назначенные праздниками даты (в т.ч. и эта) не совпадают с действительными датами приуроченных событий.

Так что могли бы не упиваться описаниями событий и приплетёнными какими-то девочками.
 
Добрый вечер Анатолий Ильич! Благодарю за правку. В своем сообщении отредактировал текст на Е. Алифанов. Да, его называли "рыжий лев". Лейтенанты про него с уважением говорили, что он даже медведя научит летать. Однажды в личном разговоре он мне сказал - Флот на ком держится? На лётчиках и на подводниках! По слухам его хотели отправить на ТОФ. В Афгане он вроде тоже отметился?

Николай Едуш много рассказывал про поход в Средиземное море. Однажды он стрелял по " бурунной " мишени, которую на тросе тащил корабль. Между ним и
мишенью всё время влезает "КАНБЕРРА" с английскими опознавательными знаками. Хотя по международным правилам в нейтральных водах этого делать нельзя. Зона стрельбы обозначена буйками. Всё согласовано с командованием 6-го флота США. "КАНБЕРРА" находится сзади и правее Яка. Едуш притормаживает, подворачивает чуток вправо и дает длинную очередь трассирующими снарядами, перерезая курс "англичанке". Рассказ он закончил примерно так - " Ни до этого, ни после я не видел такого истребительного манёвра "КАНБЕРРЫ". Мгновенно правый крен 70-80 градусов доворот вправо и пикирование. Сбежала. Ну а мне по партийной линий вынесли строгий выговор". В момент этого разговора мы стояли на мостике "КИЕВА". Корабль вернулся в Североморск. Стоял на рейде. Начались дневные полёты второй лётной смены. На берегу в районе большой статуи Матроса стояла большая толпа граждан Североморска. Смотрели на взлёты и посадки. Вроде народ там ко всему привычный, но не выдержали. Пришли. Наверное родственники членов экипажа корабля и лётчиков.

На прощание меня с командиром авиаполка на командирском катере отправили на берег. Катером имели право пользоваться только командир корабля и
командир авиаполка. Посмотрел в Североморске праздник "Проводы зимы". Интересно его раньше праздновали. В Мурманске накупил в магазине дешёвых
и очень вкусных пирожков с рыбой (знающие люди подсказали). На рейсовом Ту-134 из Колы долетел до Москвы. Рано утром 11 апреля 1979 год я вошёл в четвёртый подъезд пятиэтажки дома 56 на Амурской улице. Разбудил жену и дочку. Больше я на Северном Флоте не был. Попрощался с Севером навсегда.
Правда люди с корабля. бывая в Москве звонили, заходили в гости. Вот то немногое, что я мог вспомнить про этих людей.
Командиром полка по моему был Ратненко.

Анатолий Ильич я нечаянно вышел в интернете на книгу "Мои авианосцы". Автор Евгений Александрович Скворцов. Рекомендую посмотреть .
 
Последнее редактирование:
. В Афгане он вроде тоже отметился?
Да, Сергей Борисович, об этом тоже была информация, я впервые узнал совсем недавно, по ссылке питона.
Вероятно, шум от движков самолётов привлёк внимание. Чаще наш полк летал в Североморск-3, где базировался. Вот там грохот стоял неимоверный. Даже маленькие дети с площадки бежали домой с перепугу. Самолёта в небе почти не было видно, настолько он мал, но шумели его три движка на всю округу.
 
Николай Едуш много рассказывал про поход в Средиземное море.
Ветераны полка (в/ч 98613) встречаются в Москве иногда. Судя по фото, приезжает довольно много. Представляю, сколько воспоминаний в эти часы... 15 лет назад в Одноклассниках создал группу 98613, периодически заглядываю туда. Да и других ресурсов много, где можно встретить знакомые фамилии, ролики и фото, которые с годами вызывают все больший интерес.
 
Сегодняшний день мне дорог по двум причинам-
первая- родилась моя дочь в этот день в 1976году
Вторая-в этот же день мы всегда отмечали и день рождения Марка!
В таком свете вы его ещё не видели,всё прошу его рассказать о том походе его
по Уралу, обещает выполнить.Ему сегодня исполнилось 94,
пожелаю ему здоровья покрепче,благополучия его семье,
пусть радуют его работа и правнуки...
Фото выполнено в шутейном виде:
Морской авиатор,ветеран полярной авиации, налетавший 19500 часов, имеющий 68 лет выслуги...
 
Последнее редактирование:
Поздравляю Вас, Николай Иннокентьевич и вашу супругу с этим замечательным днём, с рождением дочери и конечно саму именинницу дочку Вашу, поздравляю с Днем рождения и желаю ей; счастья, благополучия, любви , мира и добра!
А, Вам и вашей супруге желаю; крепкого здоровья, благополучия, исполнения всех ваших желаний ,мира и всего самого доброго и лучшего!
 
Уважаемый , Марк Соломонович!
Поздравляю Вас с Днем рождения и желаю Вам; крепкого здоровья, благополучия, мира и добра!
Здоровья покрепче и жизни подольше.
Чтоб сил Вам хватало на все и всегда.
Удачи и мужества, света, добра,
Любви, вдохновенья, живого тепла!
Пусть солнечным будет всегда настроение,
Веселья и радости Вам в день рождения,
Уюта, достатка, во всем позитива,
Чтоб жизнь лишь прекрасное Вам приносила!