Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки​

Мне статья понравилась довольно умным анализом возможностей нашего ВМФ и Морской Авиации Флота...
Но один, скажем так, - "боевой аспект наших. умений" в данной статье, похоже не учтён... Я имею в виду события, когда при первом появлении наших ЯК-38-х в Средиземном море, "наши" применили ещё один "эффективный приём", который сразу же озадачил "противника" - как рассказывали участники этого первого похода с полётами ЯК-38-х на виду у супостата, - после каждого полёта, каждый ЯК опускался в ангарную палубу и там прежний бортовой номер тут же "задувался" той же, что и на самолёте, синей нитроэмалью и сразу после высыхания закрашенного номера, наносился трафаретом другой бортовой номер и следующий полёт выполнялся с нанесённым другим номером... И разведка супостата, наблюдая такие "многочисленные номера бортов ЯК-ов" просто обалдевала от "огромного количества ЯК-38-х на борту ТАВКР"... Эффект был, говорят наблюдатели, - поразительный..!
 
Последнее редактирование:
Реклама
🙏🙏🙏
ТОЛЬКО ПОЗЫВНЫЕ
***
Они пришли с утра к воротам храма,
Был чуть растерян их солдатский взгляд:
- Прости, отец! Мы спросим тебя прямо,
Возможно ль без имён отпеть ребят?
Мы не успели их в бою узнать ...
Но, стали эти пятеро – родные!
Пусть примет Бог в свою святую рать,
Но, знаем мы лишь только позывные...
И старший их записку протянул,
Священник старый к ним сошел с амвона
И молча ту записку развернул,
Сказал: «Я не нарушу здесь канона!»
В истории есть множество святых,
Чьи имена забыты родовые,
Но прозвища в веках мы помним их,
Что есть по сути те же позывные!
Я совершу, конечно же, обряд!
Такие вновь настали времена!
Кто против бесов становились в ряд,
Господь наш знает все их имена!
Под тихий перезвон колоколов,
Под искреннюю батюшки молитву,
Шли в небо, не жалевшие голов,
Вступившие с врагом России в битву...
Дорога их лежала в небеса
И шли по ней уверенно, без страха!
Девчонка-фельдшер, позывной Оса,
Испанец, Кум, Железный Гусь и Птаха!
И сам апостол Петр их встречал,
И шире распахнул он в рай ворота
И выпрямился, будто честь отдал!
Входила в Рай российская пехота ...
🙏🙏🙏🇷🇺
Михаил Дьяконов, 2024
P.S. Давайте совместно распространим стихотворение...
По этому предлагаю максимальный РЕПОСТ!!! И РАССЫЛКУ.
 

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки​

Мне статья понравилась довольно умным анализом возможностей нашего ВМФ и Морской Авиации Флота...
Но один, скажем так, - "боевой аспект наших. умений" в данной статье, похоже не учтён... Я имею в виду события, когда при первом появлении наших ЯК-38-х в Средиземном море, "наши" применили ещё один "эффективный приём", который сразу же озадачил "противника" - как рассказывали участники этого первого похода с полётами ЯК-38-х на виду у супостата, - после каждого полёта, каждый ЯК опускался в ангарную палубу и там прежний бортовой номер тут же "задувался" той же, что и на самолёте, синей нитроэмалью и сразу после высыхания закрашенного номера, наносился трафаретом другой бортовой номер и следующий полёт выполнялся с нанесённым другим номером... И разведка супостата, наблюдая такие "многочисленные номера бортов ЯК-ов" просто обалдевала от "огромного количества ЯК-38-х на борту ТАВКР"... Эффект был, говорят наблюдатели, - поразительный..!
Уважаемый тёзка и коллега по НИТКЕ Сергей Борисович ! История с "перекраской бортовых номеров на Як-38 в своё время стала чуть ли не легендой. Но был ли
здравый смысл в этой задумке? Нам мой взгляд - Не было. Просто деятелям из службы ПД ИТР (Противодействие иностранной технической разведке) нужно
было себя показать. Показали. Военно-технические обозреватели серьёзных агентств всего мира откровенно смеялись.

Тёзка я не опровергаю твоё мнение и мнение авторов статьи. Ни в коем случае. Вопрос открытости и закрытости нашей совместной работы с корабелами начался именно с позиции ПД ИТР. Наверное тоже будет интересно?

С момента закладки ТАКР проекта "КИЕВ" стапель непрерывно снимался со спутников американских. Размеры определялись с точностью до одного метра. На
не обшитом корпусе были видны все палубы от киля до клотика . Даже только по стапелю сразу определилась размерность корабля. Размерность ангара и т.п.
Элементарный конструкторсий анализ с точность до одного двух самолётов назовёт общее число самолётов. Естественно, оказавшись в НПКБ (Невское-Проектно-Конструкторское Бюро) я обговаривал тему ПД ИТР с Главным конструктором проекта "КИЕВ" Аркадием Васильевичем Мариничем и с Главным конструктором катапультного авианосца "ОРЁЛ" Аркадием Борисовичем Мориным. Что ещё интересно. Статьи с очень точным анализом проектов советских ТАКРОВ печатались в соответствующих зарубежных профессиональных открытых изданиях. В том числе с использованием спутниковых снимков США.

На ТАКРе "КИЕВ" я был в момент его подготовки к переходу с Черноморского завода из Николаева в Североморск (197.. точно забыл). Второй раз в 1979 году в
водах Баренцова моря. На корабле в это время базировался полк Як-38. Норвеги носились на F-16 вдоль борта, ниже уровня полётной палубы. Нашим полёты
запретили по погоде. Лётный состав был недоволен. В полку было очень много лётчиков- лейтенантов. На человека (меня) из Москвы смотрели с интересом.
Ну как же, прошёл слух, что Адмирал Флота С.Г. Горшков распорядился принять гостя. И посыпались на меня их замечания и вопросы. Почему штурманские наручные часы ржавеют? Почему в ангаре транспортёр не так, а эдак? Почему врач полка требует, что бы лётчики нахаживали в день не меньше 4000 шагов?
У всех лётчиков были шагомеры. Почему мало летаем? Но у меня свои задачи. Плотно работал с некоторыми службами корабля по практике и методике
боевого управления.
С инженером полка. С техниками и начальниками служб. С лётным составом - Командир полка сказал мне - Вашими "учителями" на корабле будут Евгений
Алифанов и Николай Едуш. Оба они в то время были майорами. Как -то пришлось наблюдать интересный момент полёта Алифанова с
молодым лейтенантом. Смотрел с КДП. Висят над осевой линией палубы, вдруг резко, боком влево и скрываются из виду. Я к таким "явлениям" не привык.
Напрягся. РП им что-то кричит типа - Обороты (тоже точно не помню). Слава богу показались верхушки килей...Придирчиво рассматривая и осматривая
наружный облик самолёта Як-38 заметил - на стыках листов обшивки фюзеляжа, окрашенной в синий цвет, отчётливо видна белая полоска высохшей соли.
Много полезной информации собрал. Познакомили меня с командиром крейсера "КИЕВ". Познакомили с работниками штаба нашей Средиземноморской эскадры. Намекнули им, что я из ОКБ СУ. Конечно были вопросы о будущем самолёте. В рамках дозволенного отвечал - Перехватчик, потолок 20000 метров,
сверхэвуковой, Мах>2.5 . Катапультный взлёт. Ответ по всем правилам службы ПД ИТР.
Вернулся в Москву. Все рассказал Симонову. Он мне - Пожалуй тебе надо сделать визит на крейсер "Минск". От этого визита я отказался.
 
Последнее редактирование:
Сергей Борисович, это Ваш однокашник по Оренбургскому училищу?
Да, Юрий Викторович, Коля Мордовалов - мой однокашник и кроме того, - мой хороший товарищ и я его уже поздравил с Днём Рождения..!
 
История с "перекраской бортовых номеров на Як-38 в своё время стала чуть ли не легендой. Но был ли
здравый смысл в этой задумке? Нам мой взгляд - Не было.
Я и не считал по другому, тёзка.., а привёл я этот случай здесь, скорее, как курьёз...
 
Командир полка сказал мне - Вашими "учителями" на корабле будут Николай
Григорьевич Алифанов
и Николай Петрович Едуш
Помнится, имя у Алифанова было Евгений... Про отчество боюсь соврать. Лукашук Иван (царствие небесное) почему-то его называл "рыжий лев". В мою бытность на севере он был уже полковником, лётчиком инспектором в штабе ВВС КСФ. Или это разные люди... Нашёл в Википедии, есть летчик- испытатель с такими, как Вы назвали, именем и Отчеством. Вот, нашёл инфу по "Киеву", где упоминаются лётчики, в т.ч. Е. Алифанов: ...Но нельзя не отметить таких, как Н. Логачев, Н. Едуш, В. Колесниченко, В. Ратненко, В. Глушко, И. Чибирнченко, В. Семкнн, Е. Алифанов, А. Кондратьев.
Познакомили меня с командиром крейсера "КИЕВ".
Фамилия его была Ясницкий?
 
Последнее редактирование:
Но нельзя не отметить таких, как Н. Логачев, Н. Едуш, В. Колесниченко, В. Ратненко, В. Глушко, И. Чибирнченко, В. Семкнн, Е. Алифанов, А. Кондратьев.
Вертолетчики - Николай Федорович Логачев, Чеберяченко Игорь Емельянович и Вячеслав Сёмкин.
Мои однополчане.
 
Реклама
Имея по факту 5 таким образом можно увеличить количество до 10, а если стараться и краска будет быстро сохнуть, то до 15-ти... ;)
Есть документальный фильм про этот поход, на Звезде показ был, 2 или 3 серии, так там упоминалось вскользь, что сопровождавший конвой НАТО насчитал более 30 самолетов....
 
"Крылья над морем" появляются внезапно. На сверхмалой высоте и предельной скорости . Мощные вихри, сходящие с законцовок крыльев, мгновенно оценивают ранее написанные сообщения и так же мгновенно исчезают. Классика стремительной военно-морской атаки!
:birthday: :girl:
Да уж, наверное, и правда им - подводникам хорошо.., но только при некоторых условиях: если глубина позволяет хорошенько нырнуть, если впереди нет никаких препятствий в виде островов, скал, других кораблей и вообще - помех и если курить на лодке разрешается (тем более - бамбук)...
Вот придёт Дмитрий Борисович и расскажет, курили они бамбук или нет. :ROFLMAO:

MARCELL \\\\Так считают люди, очень далёкие от познания истории Отечества.\\\\​

Галиночка Эдуардовна, некоторые с этим утверждением не согласятся. Например, к счастью для меня, но к сожалению для многих сегодняшних жителей окрестностей, так считало большинство людей, которые выиграли Великую Отечественную войну. Мой дед Сергей на момент начала войны был коммунистом и руководил районной Машино-тракторной станцией. Естественно у него была бронь. Но в октябре 1941 года он пришел домой и сказал бабушке: "Я коммунист и не могу сидеть в тылу!" Ушел добровольцем и летом 1943 года умер от ран на Калининском фронте. Он шел защищать не Столыпинскую Россию и тем более не Россию начала 17 века. И таких людей полагаю было очень много. Уверен, что не будь СССР (а не гипотетической буржуазной России), то Гитлера никто бы не победил.
Великая Отечественная война и Победа в ней - это как раз исключительно важное событие, и я об этом сказала.

Но должна заметить, что добровольцами уходили не только коммунисты, да и гибли все на равных, не показывая партбилетов.

Наверное, я тоже отношусь к таким людям - ведь и "мой праздник" именно 7 ноября...
А что не 25 октября?
Ведь на самом деле перевод календаря на 13 дней было делом прогрессивным, но только с одной стороны. С другой стороны, на фига было переводить на новый стиль даты прошедших событий. До сих пор с этим дикая путаница.
Только перед этим под Москвой была действительно решающая битва этого ополчения со спешившими на подмогу иноземцам войсками гетмана Ходкевича - но произошла она в августе.
Разговор не о датах, а о значимости событий.

Хотя мне эти всякие нестыковки в тыщу раз больше, чем Вам, как серпом по одному месту. Помню, мы работали над "ведомственным" календарём, как бесило то, что многие официально назначенные праздниками даты (в т.ч. и эта) не совпадают с действительными датами приуроченных событий.

Так что могли бы не упиваться описаниями событий и приплетёнными какими-то девочками.
 
Помнится, имя у Алифанова было Евгений... Про отчество боюсь соврать. Лукашук Иван (царствие небесное) почему-то его называл "рыжий лев". В мою бытность на севере он был уже полковником, лётчиком инспектором в штабе ВВС КСФ. Или это разные люди... Нашёл в Википедии, есть летчик- испытатель с такими, как Вы назвали, именем и Отчеством. Вот, нашёл инфу по "Киеву", где упоминаются лётчики, в т.ч. Е. Алифанов: ...Но нельзя не отметить таких, как Н. Логачев, Н. Едуш, В. Колесниченко, В. Ратненко, В. Глушко, И. Чибирнченко, В. Семкнн, Е. Алифанов, А. Кондратьев.

Фамилия его была Ясницкий?
Добрый вечер Анатолий Ильич! Благодарю за правку. В своем сообщении отредактировал текст на Е. Алифанов. Да, его называли "рыжий лев". Лейтенанты про него с уважением говорили, что он даже медведя научит летать. Однажды в личном разговоре он мне сказал - Флот на ком держится? На лётчиках и на подводниках! По слухам его хотели отправить на ТОФ. В Афгане он вроде тоже отметился?

Николай Едуш много рассказывал про поход в Средиземное море. Однажды он стрелял по " бурунной " мишени, которую на тросе тащил корабль. Между ним и
мишенью всё время влезает "КАНБЕРРА" с английскими опознавательными знаками. Хотя по международным правилам в нейтральных водах этого делать нельзя. Зона стрельбы обозначена буйками. Всё согласовано с командованием 6-го флота США. "КАНБЕРРА" находится сзади и правее Яка. Едуш притормаживает, подворачивает чуток вправо и дает длинную очередь трассирующими снарядами, перерезая курс "англичанке". Рассказ он закончил примерно так - " Ни до этого, ни после я не видел такого истребительного манёвра "КАНБЕРРЫ". Мгновенно правый крен 70-80 градусов доворот вправо и пикирование. Сбежала. Ну а мне по партийной линий вынесли строгий выговор". В момент этого разговора мы стояли на мостике "КИЕВА". Корабль вернулся в Североморск. Стоял на рейде. Начались дневные полёты второй лётной смены. На берегу в районе большой статуи Матроса стояла большая толпа граждан Североморска. Смотрели на взлёты и посадки. Вроде народ там ко всему привычный, но не выдержали. Пришли. Наверное родственники членов экипажа корабля и лётчиков.

На прощание меня с командиром авиаполка на командирском катере отправили на берег. Катером имели право пользоваться только командир корабля и
командир авиаполка. Посмотрел в Североморске праздник "Проводы зимы". Интересно его раньше праздновали. В Мурманске накупил в магазине дешёвых
и очень вкусных пирожков с рыбой (знающие люди подсказали). На рейсовом Ту-134 из Колы долетел до Москвы. Рано утром 11 апреля 1979 год я вошёл в четвёртый подъезд пятиэтажки дома 56 на Амурской улице. Разбудил жену и дочку. Больше я на Северном Флоте не был. Попрощался с Севером навсегда.
Правда люди с корабля. бывая в Москве звонили, заходили в гости. Вот то немногое, что я мог вспомнить про этих людей.
Командиром полка по моему был Ратненко.

Анатолий Ильич я нечаянно вышел в интернете на книгу "Мои авианосцы". Автор Евгений Александрович Скворцов. Рекомендую посмотреть .
 
Последнее редактирование:
. В Афгане он вроде тоже отметился?
Да, Сергей Борисович, об этом тоже была информация, я впервые узнал совсем недавно, по ссылке питона.
мы стояли на мостике "КИЕВА". Корабль вернулся в Североморск. Стоял на рейде. Начались дневные полёты второй лётной смены. На берегу в районе большой статуи Матроса стояла большая толпа граждан Североморска. Смотрели на взлёты и посадки. Вроде народ там ко всему привычный, но не выдержали. Пришли. Наверное родственники членов экипажа корабля и лётчиков.
Вероятно, шум от движков самолётов привлёк внимание. Чаще наш полк летал в Североморск-3, где базировался. Вот там грохот стоял неимоверный. Даже маленькие дети с площадки бежали домой с перепугу. Самолёта в небе почти не было видно, настолько он мал, но шумели его три движка на всю округу.
 
Николай Едуш много рассказывал про поход в Средиземное море.
Ветераны полка (в/ч 98613) встречаются в Москве иногда. Судя по фото, приезжает довольно много. Представляю, сколько воспоминаний в эти часы... 15 лет назад в Одноклассниках создал группу 98613, периодически заглядываю туда. Да и других ресурсов много, где можно встретить знакомые фамилии, ролики и фото, которые с годами вызывают все больший интерес.
 
Сегодняшний день мне дорог по двум причинам-
первая- родилась моя дочь в этот день в 1976году
Вторая-в этот же день мы всегда отмечали и день рождения Марка!
В таком свете вы его ещё не видели,всё прошу его рассказать о том походе его
по Уралу, обещает выполнить.Ему сегодня исполнилось 94,
пожелаю ему здоровья покрепче,благополучия его семье,
пусть радуют его работа и правнуки...
Фото выполнено в шутейном виде:
Морской авиатор,ветеран полярной авиации, налетавший 19500 часов, имеющий 68 лет выслуги...
 
Последнее редактирование:
Сегодняшний день мне дорог по двум причинам-
первая- родилась моя дочь в этот день в 1976году
Поздравляю Вас, Николай Иннокентьевич и вашу супругу с этим замечательным днём, с рождением дочери и конечно саму именинницу дочку Вашу, поздравляю с Днем рождения и желаю ей; счастья, благополучия, любви , мира и добра!
А, Вам и вашей супруге желаю; крепкого здоровья, благополучия, исполнения всех ваших желаний ,мира и всего самого доброго и лучшего!🙂
 
Реклама
Уважаемый , Марк Соломонович!
Поздравляю Вас с Днем рождения и желаю Вам; крепкого здоровья, благополучия, мира и добра!🙂
Здоровья покрепче и жизни подольше.
Чтоб сил Вам хватало на все и всегда.
Удачи и мужества, света, добра,
Любви, вдохновенья, живого тепла!
Пусть солнечным будет всегда настроение,
Веселья и радости Вам в день рождения,
Уюта, достатка, во всем позитива,
Чтоб жизнь лишь прекрасное Вам приносила!🙂
 
Назад