Жизнь борттехника в полете всецело зависит от летного мастерства летчиков. А они бывают разные: один летает как бог, другой-как дьявол, третий вообще не умеет.
Однажды главный инженер приказал борттехнику принять на себя Воздушный Командный Пункт (ВКП) вместо выбывшего из строя хозяина машины. Задачей ВКП была ретрансляция-поддержание связи с другими бортами улетевшими на задание. Набрав высоту в 5000 м. вертолет начинал накручивать круги чуть в стороне от аэродрома. Первые полеты прошли спокойно. Командиром экипажа был маленький, вечно страдающий от радикулита капитан З. На правой чашке сидел невозмутимый как рептилия старший лейтенант В. Большой любитель чтения, он всегда брал в полет книгу.
В тот день командир экипажа явился на стоянку один. Правака не было, а взлет откладывать нельзя-приближалось время выхода на связь с комэской. Капитан решил слетать без второго летчика.
-Один хуй, от него никакого толку. Читун бля!-сказал он-ты Феликс посиди во время взлета на правой чашке вместо него, чтоб с вышки не заметили некомплект. Так и слетали без второго пилота. Борттехник весь полет просидел на месте правака. Когда приземлились и зарулили, увидели старшего лейтенанта ,который сидел на ящике с НУРСами, и попыхивая сигаретой невозмутимо читал книгу. Он молча выслушал о себе подробное мнение от командира и они удалились. На следующий день экипаж прибыл в полном составе и вовремя. Борттехник в шутку предложил праваку посидеть на земле. Тот пожал плечами, выражая согласие, но командир, будто предчувствуя неладное решительно возразил. Взлетели, отошли от аэродрома и начали наматывать круги с небольшим креном. Все было как всегда-правак читал, борттехник, откинувшись спиной на дверцу кабины дремал. Но привычная картина длилась недолго. Может быть сонно жужжаший вертолет попал в нисходящий поток воздуха, которые нередки в гористой местности, может быть стоячий воздух всколыхнуло звено взлетающих истребителей...
Вдруг, при очередном развороте вертолет начал быстро валиться на правый бок, как получивший пробоину корабль. Крен стремительно увеличивался, командир попытался выправить борт, но переборщил, и вертолет завалился на другой бок с креном в 50 гр. Командир снова дернул ручку, вертолет опять лег на правый бок. Дальше-хуже. Выравнивая машину командир взял ручку на себя, вертолет задрал нос, командир двинул ручку вперед и бросил машину в крутое пике. Теперь летчик боролся со скачками тангажа. Машина запрыгала по небу хромым кузнечиком. Борттехник проснулся, и с ужасом смотрел на авиагоризонт, который то чернел, то белел. Командир уже беспорядочно дергал ручку и пинал педали. Он начинал паниковать-из под шлемофона струился пот. Борттехник зацепился взглядом за высотомер-да они просто падали, и за какие-то секунды потеряли почти полторы тысячи метров, до вершин гор оставалось совсем немного!
Борттехник выхватил из-под сиденья свой нагрудный парашют и начал цеплять его к подвеске.
"Кончена жизнь!-пронеслось в голове-и даже не в бою!"
И тут в наушниках раздался недовольный голос правака:
-Кончай буянить командир!-сказал он-дай-ка я...
Тремя простыми движениями старший лейтенант В. вывел вертолет из беспорядочного падения и перевел в спокойный набор высоты.
-Почитать спокойно не дадут-проворчал он-прими управление...
После этого случая, если второй пилот задерживался на вылет, борттехник М. лично шел его искать..