На "крыше", у блистера штурмана...
Напомнило вот что.
1. Это Пилотяга, Сергей Борисович. А под ним блистер штурмана Ту-16.
2. А это антарктический вездеход "Пингвин", главный конструктор Ж.Я. Котин. Разработан в 1957 году.
Хорошо виден блистер штурмана.
Для походов в Антарктиде, в том числе в приполюсном районе и на Южном полюсе, т.е. в безориентирной местности, в состав экипажа вездехода был включён штурман, а сам вездеход "Пингвин" оснащён всеширотным авиационным навигационным оборудованием.
Рабочее место штурмана располагалось по центру вездехода за местом водителя (его кабина выступает впереди).
Для осуществления полярной навигации на вездеход были установлены:
- столик для работы с картами и места для хранения карт и пособий;
- магнитный компас;
- гирополукомпас ГПК-52;
- астрономический компас АК-55 ПЮ;
- хронометр (подозреваю, что морской, и возможно не один);
- гиромагнитный компас ДКГМК-3 (на одной из машин каждой экспедиции);
- радиокомпас АРК-5 (на одной из машин каждой экспедиции).
Кроме того, каждая машина оснащалась теодолитами и специальными приспособлениями для работы с ними.
Кроме штурмана, индикаторы курсоуказателей размещались и на щитке водителя.
Судя по "руке" авиационных штурманов в навигационном оборудовании, штурман в приполюсном районе осуществлял вождение каравана не в квазикоординатах, а в сферических координатах с использованием условных меридианов Аккуратова.
Интересно, кто были эти полярные штурмана вездеходов? Где они учились? Или их набирали из Авиации, Полярной или Морской?
Кто-нибудь слышал об этом?