Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Кстати,Евгенич,узнаёшь штурмана?

20211023_160818.jpg
 
Реклама
Думаю помимо АРК,у которого точность определения "плавает", тк много эффектов- береговой,ночной,морской...- были ВРМ-5(10). Я немного застал этот гаджет.
ВРМ-5 и я использовал. Помимо приёма тире и точек на слух у моряков был индикатор КИ-55. Этакая металлическая коробка с электронно-лучевой трубкой. На которых луч проделывал один оборот за 60 секунд (или 61, или 59, забыл уже), а тире и точки отображались соответствующими амплитудами. Зона смены тире-точки отображалась линией. Нужно было подвести лимб к центру зоны и сразу снять по шкалам количество тире и точек.
А потом по ним на карте определить пеленг от маяка на лодку (корабль, судно).
Очень неуверенный был приём и очень неточный. Но потеряться не давал.

А в Антарктиде ВРМ-5 не было. И нет. И вообще ничего не было.
АРК-5, как я понимаю, использовался для пеленгования полярных станций на подходе, которые включали передатчик на непрерывный сигнал. Это и в Арктике использовалось.
И ещё пеленговали другие вездеходы в санно-тракторном поезде в пургу, чтобы не потеряться.
 
Последнее редактирование:
Пару фоток - и это всё о нём.., как говорит, Евгеньич, - "для вспомнить"...
Экипаж командира 2 аэ 5 гмрап
221-Мелконян--Кудрявцев-Кузьмин-Есеев-Борток.jpg

Мой первый экипаж где я летал в качестве штурмана корабля и где был самым старым по возрасту.
229-Экипаж Ванторина.jpg
 
Самый нормальный литраж. У нас бачок 23 литра чистого, смачнОго, высшего сорта)) На 4- х чел вполне хватало. 40 мин висения или на ПМВ и списывался весь спирт.
С вылета на нос 3-4 литра,делили поровну остальное в фонд инженера эскадрильи,он уже сам выдавал ИТС. Спирта было много,дома пара 20-ти литровых канистр всегда стояла.
Если кто у кого брал за неимением,то и не отдавали,не считали его.
Жёны некоторых т-щей бывало выливали в унитаз)) Одна дама литров 60 спустила,так прочистила систему...., что прибежали базовские инженеры,нырнули в подвал и долго матерились)))
В итоге,чтоб замять порчу сантехнического оборудования муж выкатил половину слитого,а жена пару недель ходила в солнцезащитных очках))
 
На самолётах тоже стоял.
Не встречал в описаниях, хотя интернет описывает эту часть очень упрощённо.
На Северном флоте ВРМ-5 авиаторы использовали, но как радиомаяки большой дальности. Точки и тире не считали. По крайней мере у меня сложилось такое впечатление при общении с ними.
 
Реклама
Точки и тире не считали.
Не все умели.
Я когда пришёл,мне старики планшеты дали с маяками,временем работы и тд. Попробую поискать в своих бумагах. Тогда ксероксов не было ,перефотографировали и потом распечатывали. Ещё такой же планшет с Зенитами по ТОФу,другими маркерами.
оборот за 60 секунд (или 61, или 59, забыл
Цикл 60 сек,частота передатчика 240-400 кГц,мощность 5 кВт. Точность определения,день0,5 гр, ночь 3 гр. Д действия 1500 км,минимальная 60 км. Вот)) Лучше тупой карандаш,чем острая память))
 
почему с портфелем?
Коллега уже ответил.
Это очень нужный член экипажа.
К примеру в ПЛА есть ТКС,таблица кодовых сигналов *0*0*. Поймали лодку,завертелось...,КП полка требует данные,а от него верхний штаб,аж ножками стучит.
У нас этим занимался правый лётчик, я ему даю данные- координаты,скорость,ход ПЛ...,он это вставляет в таблицу и передаёт,мы низко не докричаться до берега,тогда через ретранслятор а это испорченный телефон,плюс праваку надо и командиру помогать. Вобщем тяжело,да и правака надо подготовить к работе с таблицей. Я проводил с ними занятия,вместо футбола)) А то бывало ошибутся в широте или долготе,а КП дал наверх ложные данные и получается что лодка по суше плывёт)) ВСР обучен и не отвлекается на пилотирование,навигацию, стучит себе не отвлекаясь.
 
Это ВСР - матрос срочной службы. Были в полку и такие. А в портфеле сборники по связи, кстати секретные.
Вспомнил, что Николай Николаевич, УДарНик писал о своём портфеле. Значит это такой же.
Понятно.
Коллега уже ответил.
Это очень нужный член экипажа.
На Ми-14 хоть правому лётчику можно поручить передачу данных.
А на Ка-25ПЛ как? Там всего двое. Причём штурман ездит на кресле то назад, то вперёд. Да ещё данные по ТУС готовить, да передавать! Да контакт держать!
Во работа!
 
Контракт не обязателен. Пусть коллега подруги внимательно почитает официальные публикации в РГ.ру
Спасибо, передам! 🙏
Но бюрократия там думаю ещё та, пока приказ дойдет ☺
 
А спиртоносец был? Скока?
ТУ-16 был - "сухой" самолёт.., в смысле спиртосодержащих жидкостей... А вот ТУ-22, на котором я отлетал благополучно 10 лет, имел бак 240 литров СВС (спирто-водяной смеси 45 градусов, проще говоря, - готовой к употреблению водки). Для меня эти 10 лет слава богу - обошлись без серьёзных эксцессов, а вот и моих однокашников по лётному училищу и моих сослуживцев по 30-му ОДРАП погибло немало... Причём, во время службы нашего БГВ (т.е. раньше) в бак заливали гораздо больше, но в наше время (1974 - 84) нам заправляли именно 240 литров... Но и тогда была ох какая лафа..! В гарнизоне Саки ни один сантехник не брался даже за мелкий ремонт душа, крана, смесителя или батареи без ... бутылки... Любая комиссия военных начальников не ставила положительную оценку за учения, пока всему составу инспекторов в баул не положат по канистре 10 л. той СВС... Короче, летая в Саках, я даже к своему стыду забыл реальные цены на водку в магазинах... Помню, однажды по приезду в отпуск на Урал, мы в компании мужиков скинулись - отметить какой-то праздник и мне дали деньги, чтобы я сбегал за водкой, а я спрашиваю ребят, - "А сколько можно на эти деньги купить бутылок"..? Мужики посмотрели на меня, как на дикаря, упавшего с Луны, но всё же объяснили - что к чему... Сначала даже некоторые подумали, что я серьёзно заболел и в связи с этим - "завязал" наглухо... Но затем после пары - тройки "стартовых стопариков", всё нормально устаканилось...
 
радиокомпас АРК-5 (на одной из машин каждой экспедиции).
Знаю, что в высоких широтах АРК (любой) работает совсем не устойчиво и не точно.., а в районах Полюса, хоть Северного, хоть Южного, они вообще показывают что-то произвольное.., т.е. практически - бесполезны...
 
Знаю, что в высоких широтах АРК (любой) работает совсем не устойчиво и не точно.., а в районах Полюса, хоть Северного, хоть Южного, они вообще показывают что-то произвольное.., т.е. практически - бесполезны...
Борисыч, не так.
АРК пеленгует радиостанцию. И неважно, где она находится, на полюсе, или на экваторе. Лишь бы она была.
Точность пеленгования зависит от дистанции до радиостанции и условий прохождения радиоволн.
Марк Соломонович может популярнее рассказать, как он использовал АРК при полётах на полюс.
 
В продолжение темы полярной навигации.
На фото - антарктический вездеход "Харьковчанка" в походе.
Кузов несколько больше, чем у вездехода "Пингвин". Штурмана посадили на правом борту, купол неизменно присутствует.
Видна антенна Рамка, корабельная. Значит в дополнение к АРК-5 установили какой-то корабельный радиопеленгатор, может быть АРП-50.
Интересно, что запас горючего позволял и "Пингвину" и "Харьковчанке" проехать до 3000 км.
Откуда же брали штурманов для этих вездеходов?
А ведь они должны были не только осуществлять вездеходовождение, но и ремонтировать свою технику. Ибо никаких ремонтных мастерских в Антарктиде нет.
Хрьковчанка-3_1V3N9.jpg
 
А спиртоносец был? Скока?
С 1960 года по 1966 г. повезло мне освоить все модификации ТУ-16. На самом самолёте
никакого спиртового бачка не было. Зато на ТУ-22 до 1974 года, заливали спирт в нашем полку
и на Казанском заводе 360 литров, крепостью 55 градусов. И, как говорил сам А.Н Туполев,
лучшего качества. После 1974 года, стали заливать 240 литров спирта, крепостью (например
в Калининграде) только 35 градусов и с запахом керосина. В Саках спирт заливали нормальный.
 
Последнее редактирование:
Реклама
ВСР. На Ил-38 при мне срочники летали.
В Весёлом, в Полк пришёл майор Терёшин В.И. на должность Начальника Связи Полка.
А должность была занята. Так его ко мне в экипаж на 6 месяцев поставили на должность ВСР.
Прекрасный человек. Мы с ним сдружились и даже, ходили вместе собирать грибы.
Затем его перевели в Донузлав на БЕ-10, Начальником Связи Полка. И он погиб в экипаже
майора Муравьёва на БЕ-10.
 
Назад