Есть простой, но эффективный путь - выйти замуж за военпенса.
Ты не гуманный... по отношению к военпенсу.
Автор покопался в архивах как следует, но вот выводы...
Автор в них не копался, а взял за основу труды Мирослава Морозова. Да. Так вот все наши исследования основаны в основном на отчётах. Что и как в них писали и мы, и противник - это тема отдельная, и её ещё надо понимать. А я тебе скажу просто, как ветеран всех войн, начиная с Русско-японской (1904-1905 гг.), там впервые русские применили воздухоплавательные аппараты.
После того, как была освобождена Украина, значительная часть наших частей морской авиации сосредоточилась в Северной Таврии для дальнейших действий в Крыму. Самолёты-то перелетели на оперативные аэродромы, а те самые бомбы и торпеды "ехали обозом". При том стремительном наступлении КА, которое наблюдалось весной 1944 г., воинские перевозки были чрезвычайно напряжёнными, и это при том, что железнодорожные магистрали были разбиты, а шоссейные развезло распутицей. Поэтому обоз морской авиации стоял последним в очереди.
Например, впечатлило утверждение о том, что торпедоносцы имели боекомплект в 2 торпеды. Может, должны были иметь. На самом деле зачастую сидели без них или возили их себе сами, то есть летали на кавказские аэродромы и тащили на подвеске по воздуху. Конечно по мере освобождения Крыма, мы заняли часть местных аэродромов, но проблемы логистики оставались до самого конца боевых действий. И это касается не только вооружения, но и обеспечения ремонта.
Что такое низкая эффективность или результативность? Некоторые (разумеется, не вы) воображают себе, что чуть ли не каждый боевой вылет просто обязан быть результативным, т. е. в каждом вылете следовало поразить противника. Ну, в крайнем случае 50% вылетов (киса, ну, ещё капельку...). Такое впечатление, что немцы сидели смирно, как тараканы в банке, и дожидались, пока их хорошенько убьют. А нам оставалось только их прихлопнуть. Вообще-то враг оказывал до последнего ожесточённое сопротивление.
Давайте так - само господство нашей авиации в воздухе создавало неблагоприятные условия для действий и эвакуации противника. Господство, конечно, не полное, поскольку у немцев до последнего работала ЗА, и ПВО объектов у них было налажено точно лучше нашего. Но как бы то ни было, а из всех сил флота именно авиация работала достаточно эффективно со второй половины 1943 г. Это отмечается и в сводках и в пресловутых отчётах о деятельности сил флота. С авиацией не могли сравниться ни катерники, ни подводные лодки, тем более крупные надводные корабли, которые ховались в Поти.
О результативности. Самое удобное - искать цели в портах и на базах. Но в дневное время это опасно и как раз чревато большими потерями от ПВО. В ночное время мало результативно. Немецкие конвои в основном уходили в ночь или на рассвете. А найти их в море - дело не такое уж и простое. Пока разведчик обнаружит, пока доложит, пока туда в район вылетит ударная группа, да ещё откуда она вылетит (15 минут лёту или час лёту). Конвой уже уйдёт далеко, и сам ищи его. (Разведка вообще всегда была нашим "узким местом"). Наведение в дальней морской зоне по разным причинам не практиковалось, только в ближней. Конвои формировались не по расписанию, а патрулировать над всей коммуникацией постоянно не было возможности. И не только потому, что бензина и матресурса самолётов не напасёшься.
А там уж нанёс удар, попал - не попал - это уже вишенка на торте. Кстати, утопить - вот это да! А повредить - так себе, не считается. А повреди даже баржу, она в море не выйдет, пока не заклепают. И даже не баржу, а причал. Это всё время и силы. Кто и как это учёл?
Опять же постановка мин. Любят некоторые писать, что минирование было малоэффективным, мало на них (минах) чего подорвалось. Ой, господи, да хоть бы и ничего не подорвалось, а минирование выполняется для того, чтобы затруднить или прекратить судоходство и заставить противника отвлекать значительные силы на траление. При этом наши и мины ставили и тралить мешали. Это к эффективности-то, наверно, тоже следует прибавить. Да что я вам это рассказываю, все вы это прекрасно знаете.
Про подготовку лётного состава говорить не буду, это всё мусолено и размусолено. Скажу просто по-человечески, по-отечески, если хотите (хотя я и бабушка морской авиации) - дело не в подготовке. Гибли опытнейшие лётчики по причинам разным, как оправданным, так и по собственному разгильдяйству и пох...му. Но в целом и самолётов и лётного состава по весне 1944 г. уже хватало.
Ну, и чёрт возьми, любим мы заниматься самокопанием и самобичеванием. Опыт Великой Отечественной войны, разумеется, следует изучать. В целом и Чёрное море осталось на месте, и порты в большинстве те же, соответственно, в некоторых аспектах опыт той войны может пригодиться. Но в наше время войны выигрывают и проигрывают не военные, а политики...