не комментирую.......
кроме ВСР, и 2-го штурмана знал всех.......
6 февраля 1988 года катастрофа самолёта Ту-16РМ-2 266-я драэ 317-й сап аэр. Елизово, Камчатка,.
Командир корабля капитан Ефремов К.В.
Вылет на обеспечение сил флота. При возвращении на базовый аэродром и снижении с эшелона 9600 м КК ошибочно установил РУДы обоих двигателей ниже проходной защёлки МГ, вследствие чего двигатели остановились. Попытки запуска продолжались практически до посадки. Результата не было.
Выполнена посадка самолёта на воду Авачинской бухты.
Очень помогло при посадке на воду то, что во время стажировки на 4 курсе КК летал на гидросамолете Бе-12 и садились на воду.
Экипаж: КК Ефремов Константин (выпускник Оренбургского ВВАУЛ 1976 года), ПКК Казимиров Юрий, ШК Ле Афанасий, 2ШК-оператор Пятков Александр, КОУ-нач.связи Иващенко Владимир, ВСР Блохин Вадим.
Восстановим события по рассказу Ефремова.
...Море в зоне бедствия было спокойным. Самолет покачивался на легкой зыби, медленно проваливаясь кормой в пучину. Из люка операторской кабины в центре фюзеляжа показался Пятков с окровавленным лицом. К нему через крыло заспешил промокший - успел искупаться - Ефремов, помог выбраться, отстегнул парашют, усадил в одноместную резиновую лодку. С воды донесся крик пкк Казимирова: «Самолет тонет!» Они не успели даже посмотреть, как там Иващенко и Блохин в кормовой кабине: пытались выбраться или нет? Корма затонула сразу. Самолет ушел в пучину полностью. Но погибшие товарищи успели отстрелить пятиместную спасательную лодку. Она покачивалась в стороне метров за четыреста во льдах. Добирались к ней по двое в индивидуальных надувнушках, которые есть в ранцах парашютов, промокли насквозь, одежда стала тяжелой. Большая лодка оказалась перевернутой. Казимиров влез на ее дно, схватился за бортовые шнуры и опрокинул на себя. Трое разместились в большой лодке, привязав к ней одноместную, где остался Пятков. Пока второй пилот собирал дюралевые весла, Ефремов и Ле занялись радиостанцией. Портативный передатчик командир сохранил в кармане, но химическая «долгоиграющая» батарея к нему куда-то исчезла. В лодке скопилась вода — нанесли с одеждой, один отсек, поврежденный, по всей вероятности, льдом при сбросе на скорости, стал подозрительно худеть. Люди вычерпывали воду и вдруг увидели батарею питания — на нее уселся Казимиров. Непослушными пальцами Ефремов попытался завернуть тугую резиновую манжету и снять колпачки с разъемов на шнуре питания. Ничего не вышло: руки онемели. Тогда он извлек из комбинезона охотничий нож.
Поиски с воздуха
В это время около 17 час. взлетел на поиск Ан-12 (КК Н. Яковлев). Перед этим из Елизово - гидросамолет Бе-12. Самолеты шли на высоте 1800 метров над морем вдоль берега. Услышали позывные передатчика примерно в 17 час. 05 мин. Одновременно сработал автоматический пеленгатор. Стали разворачиваться, а стрелка отвернула на 180 градусов, заиграла. Похоже, источник сигнала был где-то под ними. Работал передатчик всего три минуты 15 секунд. И замолк. Самолеты еще покрутились - тишина. Доложили на КП, дали район удаления, азимут. Была дана команда вывести в этот район гидросамолет и два вертолета. Искали все вместе. Поисковые экипажи ничего не увидели. Все в предзакатном солнце блестело, отсвечивало, рябило, шуга отдавала красным. Ефремов соединил рацию с питанием, включил ее, когда на горизонте появился Ан-12 Яковлева. Самолет явно повернул к ним, пошел по кругу. Ефремов передал радиостанцию штурману, сам схватил маленькую лодку, вскинул ее, используя блестящее дно как рефлектор. После двух виражей самолет скрылся с глаз. Но осталась надежда: их обнаружили, помощь близка. Ветер с берега прижимал ЛАС-5 к ледяному крошеву. Большая лодка продолжала худеть. Ефремов кое-как перекрыл один клапан. Казимиров начал заваливаться назад, через опавший борт на воду. Командир перебрался в маленькую лодку, подтянулся к корме большой, принял голову и плечи второго пилота на свои колени. Штурман Ле придерживал туловище Казимирова, который говорить уже не мог, терял сознание. Он был еще жив, когда появились вертолеты и летающая лодка. Но уже не мог осознать, что спасатели ищут их где-то в стороне, не приближаясь. Дотемна второй пилот не дожил...
Катастрофа произошла за три дня до начала весны, но в таких широтах Тихого океана, куда весеннее тепло приходит с большим отставанием от календаря. Той ночью метеостанция ближайшего к месту трагедии маяка регистрировала температуру воздуха -17,4°С, воды +4°С.
...К ночи остались мы втроем. Подбадривали друг друга: не спи, не спи. У Саши что-то зрение повредилось, наверное, рана на лице сказалась. Он все спрашивал: ищут ли? Мы говорили: да, ищут, держись. Саша помоложе нас... был. Такой сухощавенький. Видимо, тепла не удержал, начал засыпать. Мы его тормошили, но и сами чувствовали — замерзаем. Большая лодка сильно опала. Штурману пришлось лечь грудью к Саше, а под туловище я ему подоткнул правую сторону лодки, где воздух еще держался. Когда Саша замолчал навсегда, Афанасий сказал: теперь наша очередь. Вообще никто не хныкал, не жаловался, никого ни в чем не упрекал. Держались дружно до конца. Только тормошили друг друга. Ноги я, например, до колен и пальцы рук не ощущал, они распухли. Часам к девяти замолчал и Афанасий. Я остался один. Подумал, что где-то в большой лодке должна остаться парочка сигнальных фальшфейеров. Руку туда засунул, шарил-шарил, что-то зацепил, оказалось — парус. Потянул его на себя, укрылся полностью. Ветер ночью крепчал, начало побалтывать. Лодку постоянно терло об лед. Часы у меня на руке шли, водонепроницаемые, время контролировал. Сильно захотел есть. Одну шоколадку мы с ребятами съели еще днем. За час до полуночи пробил ножом две дырки в баночке сока и выпил. В кармане оставалась шоколадка, три галетины, витаминки, леденцы. Все это размокло. Карман распорол сверху ножом. Решил, что до трех часов не притронусь. Ближе к утру начал выгребать все из размокшего кармана. Руками уже не понимал, что вытаскивал. Внушал себе: держись, держись. Всю ночь зарядкой занимался. Бесчувственными ногами пытался шевелить. А когда уже двигаться не мог, все равно напрягался. Сидел в воде по пояс, живот судорогой начало сводить. Утром голоса услышал. Откинул парус, гляжу — люди...
Его спасли моряки подводной лодки через семнадцать часов после катастрофы.
Атомный крейсер
На следующий день атомный подводный крейсер К-430, выйдя из бухты Крашенинникова, миновал ворота Авачинской бухты, идя в надводном положении (по другим данным - под перископом). Вдруг вдали в шуге подводники увидели что-то красное. Это была лодка.
Так был спасен К. Ефремов.
После лечения он перевёлся в Романовку (АС Пристань) на должность начальника группы ПДС, но в скором времени был насмерть сбит машиной в г. Владивосток.
Вложения: