Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Тем более, что 3 февраля продолжительность светового дня в Лоустари) позволяла это сделать.
А вот первый самостоятельный был скорее всего в марте - апреле.
Ваша правда, Юрий Викторович. Мончегорск те же места, что и Луостари. Посмотрел лётную книжку, в полку после училища, ознакомительный полёт района 11 февраля 1972 года, самостоятельный вылет на боевом 23 марта 1972 г.
 
Реклама
cloudu - ioe
Помню, что вы крутой пилотажник и очень уважаете свой ЯК (наверное Як-52).
Вопрос - было ли на вашем самолёте ограничение по времени выполнения бочки?
У нас на одном сильно боевом Су было ограничение по времени - не более 8 секунд
если летишь со всякими подвесками под крылом.
 
Тем более, что 3 февраля продолжительность светового дня в Лоустари) позволяла это сделать.
Да самое главное здесь не в том, что продолжительность св. дня позволяла, а в том, что ознакомительный полёт выполняется всегда с опытным инструктором.., бывало, что и с небольшим нарушением - не по светлому дню, а даже и ночью...
 
А он что делал, он куда смотрел?
Да также, как и в случае с моим кашником Вишневским, с ним тоже сидел инструктор - п.п-к Фёдоров и оба ошибочно приняли прожектора на капонире за посадочные при видимости менее минимума (для РП-то оба пилота давали видимость допустимую по минимуму, чтобы долетать крайний полёт при минимуме на класс), а в реальности уже было значительно меньше, вот и понадеялись "долетать остатки".., ну и долетали до "полный рот земли"...
 
Вопрос - было ли на вашем самолёте ограничение по времени выполнения бочки?
У нас на одном сильно боевом Су было ограничение по времени - не более 8 секунд
если летишь со всякими подвесками под крылом.
Сергей Борисович, возможно не менее 8 секунд, т.е. угловая скорость не более 45°/сек..
 
Последнее редактирование:
« 3 февраля 1958 года (67 лет назад) лейтенант Юрий Гагарин летчик 769-го истребительного авиационного полка 122-й истребительной авиадивизии Военно-воздушных сил Северного флота с аэродрома Луостари совершил свой первый полёт на учебно-тренировочном самолёте МиГ-15 в небе Заполярья.»
Летать Гагарин начал не в феврале а в марте месяце 1958 года. В феврале была полярная ночь.
По Высоцкому: - "Но тут малец с поправкой влез - "Кто не работает, не ест, ты спутал Батя!"
Ну, в феврале на широте Мурманска (Луостари туда же) полярной ночи (как таковой) уже нет. Даже в Амдерме, а она чуть-чуть севернее Луостари, полярная ночь заканчивается 16 января, а первый раз солнце появляется над горизонтом 29 января - там всегда по этому поводу праздник.
Поэтому РЕАЛЬНО Гагарин мог сделать первый вылет на УТИ МиГ-15 с инструктором 3 февраля. А уж самостоятельный вылет - в марте.
 
Сергей Борисович, возможно не менее 8 секунд, т.е. угловая скорость не более 45°/сек..
ПИТОН спасибо за дружескую правку. По моему я сказал тоже самое что и вы. Но у меня вышло менее понятно - время выполнения бочки не более восьми секунд или - Т=360 градусов делим на 8 секунд= 360/8= 45 градусов в секунду. Интереснее другое. Радиус разворота R при вращении любого тела (самолёта, камня или танцовщицы вращающейся на носке одной ноги) равен квадрату приборной скорости полёта делённому на центробежное ускорение Nz. R= Vпр * Vпр/Nz. Характерная
опасность такой ситуации в том, что радиус вращения практически постоянен а центробежное ускорение стремительно растёт. Следовательно стремительно возрастает центробежная сила. Еще чуть- чуть и подвески отрываются от самолёта (иногда вместе с крылом, подвесками и шасси).
В памяти помню два случая - на Су-7б и на Миг-23. Вторая опасность - Увеличение угловой скорости
вращения может затянуть самолёт в глубокую спираль с переходом в отвесное пикирование. При
испытаниях самолётов для проверки устойчивости и управляемости приходится выполнять много
тестовых манёвров на разных скоростях. Растут усилия на ручке управления. Что бы облегчить
пилотирование эти полёты выполняются с центровкой близкой к нейтральной. Я бы назвал такие полёты так - Хождение по лезвию бритвы. Но профессия обязывает. Кстати у нас на ветке есть очень сильные лётчики. Умные, думающие, но с элементами некоей лихости в активные годы
своего летания. Не знаю как сейчас, но в мои времена, учёт инерциальных сил всегда учитывался
нормами устойчивости, управляемости, статической и динамической прочности самолётов.
Пришлось мне затратить очень много букв. Вину за это возлагаю на много уважаемого Питона.
Не сделал бы он дружеской подсказки я бы и промолчал
 
Пришлось мне затратить очень много букв. Вину за это возлагаю на много уважаемого Питона.
Не сделал бы он дружеской подсказки я бы и промолчал
Не надо жалеть клаву (буквы на ней) на тему пилотирования, тем более на нашей авиационной ветке. :agree: Она, как отдушина, окно в далекое и невозвратное время :giggle: Вы не застали период, когда штурмана тут изгалялись над пилотами, со своими каверзными ЛУРами и КУРами... Что касаемо темы разговора, по моему, питон заметил, что ошибка была в частице "не", или в слове "менее". Если "не более (8 секунд)", как в Вашем тексте, значит бочка может выполняться быстрее, что противоречит логике дальнейших рассуждений. А меня ввело в ступор другое...
Интереснее другое. Радиус разворота R при вращении любого тела (самолёта, камня или танцовщицы вращающейся на носке одной ноги) равен квадрату приборной скорости полёта делённому на центробежное ускорение Nz. R= Vпр * Vпр/Nz. Характерная
опасность такой ситуации в том, что радиус вращения практически постоянен а центробежное ускорение стремительно растёт. Следовательно стремительно возрастает центробежная сила. Еще чуть- чуть и подвески отрываются от самолёта (иногда вместе с крылом, подвесками и шасси).
В памяти помню два случая - на Су-7б и на Миг-23. Вторая опасность - Увеличение угловой скорости
вращения может затянуть самолёт в глубокую спираль с переходом в отвесное пикирование.
Сергей Борисович, если самолёт выполняет "бочку", то направление движения (курс) практически не меняется. Вероятно, речь о радиусе, по которому относительно оси вращения двигаются подвески? Тогда тут тоже вопрос... Помню, как инструктор в училище демонстрировал "бочку" на Як-28, на снижении (без создания угла кабрирования, как делали на Л-29), РУС отклонял довольно энергично. Я тогда немного струхнул, ведь движки разнесены и имеют приличную массу, не оторвались бы... Вероятно, по этой причине, нам (курсантам) запрещены были на Як-28 такие фигуры, как "бочка"... Но инструктор убедил меня, что самолет довольно крепкий, крылья не отвалились вместе с движками. Поэтому и я сам (возвращаясь на точку, на снижении к высоте круга) не отказывал себе в удовольствии крутнуть бочку. О времени вращения даже не задумывался, из-за большого момента (увесистые движки на приличном расстоянии от оси самолета), вращение было примерно те же 8 секунд. А вот МиГ-21и Як-38 вращались быстро, значительно быстрее, чем Су-25... Теперь о "второй опасности", о которой Вы сказали... В глубокую спираль может (и вводило) недостаточное создание вертикальной перегрузки (относительно оси самолета) во время разворота на снижении, при больших углах крена и тангажа её вертикальная (относительно земли) составляющая просто слабо уменьшала угол пикирования, в результате самолет "просаживался", порой до самой земли. Поэтому есть правило (при выводе из пикирования): не хочешь "набрать полный рот земли" - сначала убери крен, а потом тяни. Либо тяни так, чтобы вписаться, если на нисходящей части косой петли, или на 4-м развороте, на котором особое внимание на скорость. Повторю не любимую Вами поговорку: лучше потерять жену, чем скорость на 4 развороте... Кстати, о жене там в контексте "путь лучше она уйдёт к другому", не умрёт. :giggle: А увеличение угловой скорости без создания вертикальной перегрузки только уменьшает время, за которое выполняется "бочка". Если не так понял Ваш текст, прошу прощения...
:agree:
 
Последнее редактирование:
Реклама
Не знаю как сейчас, но в мои времена, учёт инерциальных сил всегда учитывался
нормами устойчивости, управляемости, статической и динамической прочности самолётов.
Думаю, что сейчас, когда боевые самолеты имеют аэродинамически неустойчивую по перегрузке компоновку, автоматика не даёт летчику вывести самолет на закритические углы атаки. А если и даёт (во время выполнения "кобры") то помогает вывести в нормальный полёт без сваливания в штопор. Там не даёт, тут помогает... Увы, всё чаще раздаются возгласы: пора убрать "человеческий фактор". Автомобили без водителей, авиатехника тоже шагает семимильными шагами в сторону применения БПЛА... Одни конструкторы по прежнему в теме того, что раньше (в меньшей степени) приходилось изучать водителям и пилотам.
 
Последнее редактирование:
Светланочка, Люция, есть
Замечал, что во время вращений на одной ноге, все вращаются в одну, правую сторону, по часовой стрелке, как бы ввинчиваясь в сцену. Это так всегда, или бывают "левши", которым удобнее вращаться в левую сторону? При этом, периодически опускаясь на полную ступню, чтобы дать импульс вращательный, это понятно. А другая нога, то вытягивается в сторону, то сгибается, чтобы увеличить угловую скорость, это тоже понятно. Иногда партнер, стоя рядом, как бы придерживает, или помогает вращаться... По замыслу авторов спектакля, как выразить этот момент, не по театральному, простым языком? Партнер пытается её удержать около себя (по замыслу авторов спектакля), или помогает устоять вообще неопытной балерине? Помимо нагрузки на вестибулярный аппарат и страха потерять равновесие, какие эмоции у балерины во время вращения? Например, "Весь мир вращается вокруг, вместе с партнером, сценой и зрителями. И я этому рада..." Или наоборот, другие, например: подите прочь, мне надо побыть одной". То есть, те что должна испытывать героиня, роль которой приходится исполнять. Вот когда в книге написано, там можно понять, а в театре... Если опера, то без прочтения либретто, не могу понять, о чём поют (крича друг другу в лицо) артисты. А в балете, только музыка и танцы навевают настроение, а хочется понять, о чем конкретно танцуют на сцене...
Простите дилетанта в сфере искусства... :agree: Просто не было и нет другой балерины среди знакомых. :giggle:
 
Последнее редактирование:
у меня вышло менее понятно - время выполнения бочки не более восьми секунд или - Т=360 градусов делим на 8 секунд= 360/8= 45 градусов в секунду.
Хоть я и стою "горой" за моего тёзку - (Бурана) , но как говорят "Платон мне - друг, но истина - дороже" и приходится признать, что Питон выразился точнее - если угловая скорость ограничена 45-ю градусами в секунду, то это значит, - нельзя крутить "бочку" быстрее, чем за 8 сек, т.е. время вращения должно быть не менее 8 сек. (только в этом случае угловая скорость вращения будет на пределе возможной - 45 град. сек.). А крутить "бочку" более 8 сек означает, что угловая скорость при этом будет меньше предельно-допустимой - 45.
 
Страницы истории ВВС КСФ:
« 3 февраля 1994 года (31 год назад) на аэродроме Североморск-1 произошла катастрофа противолодочного самолета Ил-38 (бортовой номер 08) из состава 403-го оплап ВВС Северного флота экипажа командира корабля военного летчика 1-го класса Валерия Викторовича ГОЛОЩАПОВА.

Ночью в сложных метеоусловиях выполнялся контрольный полет по системе посадки за шторкой. При заходе на посадку после прохода ДПРС (дальней приводной радиостанции) экипаж уклонился от оси ВПП на 70м вправо. На удалении 1600м от торца ВПП, приняв огни освещения складов вооружения, находящиеся справа от ВПП 350-500м, за огни посадочного прожектора и огни ВПП, экипаж перешел на визуальное пилотирование, начал выполнять энергичный доворот вправо с креном 24 градуса со снижением, готовясь к посадке. В процессе снижения упустил контроль за высотой. Командир корабля информацию о местоположении ВПП от инструктора и штурмана не получал.

Руководитель зоны посадки, не наблюдая отметки от самолета на фоне помех на экранах посадочного радиолокатора, на дальности 700м доложил РП о пропадании отметки. Руководитель полетами дал команду экипажу об уходе на 2-й круг за 3 сек до столкновения самолета с землей. По команде РП экипаж увеличил режим работы двигателей, но из-за недостатка высоты на скорости 295 км/ч с креном 10 градусов с углом тангажа на кабрирование 5 градусов самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел.

Экипаж в составе:
командир корабля - майор Голощапов В.В.,
инструктор - старший летчик-инспектор ОБП (отдел боевой подготовки) ВВС СФ подполковник Рубцов Е.В.,
штурман корабля - капитан Ленков В.В.,
второй штурман - старший лейтенант Ёлкин К.В.,
борттехник - капитан Клочков В.Н.,
воздушный радист - капитан Гончаренко Ю.В.,
инструктор - майор Лихачёв В.В. погиб...

Причина – ошибка экипажа в определении места самолета относительно ВПП.»


Ну, вообще-то, по ходу службы , я был даже начальником центра руководства полетами..

Но, я не берусь , не вникая в обстоятельства происшествия, поставить точки над "и".. Тем более , объясняя даме - не специалисту.
Скорее всего, экипаж находился под управлением руководителя зоны посадки.. докладов, встревоживших РП, не поступало..
Заволновались только тогда, когда РЗП доложил о потере отметки от Л.А.
РП правильно запретил дальнейшее снижение, но команда прошла уже поздно.
Экипаж, в визуальных поисках полосы и уверовав, что они видят уже посадочные прожектора (вместо случайных), предпринял резкое снижение и,скорее всего, резкое гашение скорости,упустив контроль за высотой.

ПыСы: Я упустил пост,который об этом.. Думал, что вертолет.. Про резкое уменьшение скорости - не считать!)

Не хочется подводить тёзку,как представителя кагорты инспекторов.
Но,часто (по крайней мере из тех,кого знаю) старшие летчики-инспектора - летчики слабые. Могу привести немало примеров,когда они сами организовывали предпосылки и заморочки. Летали мало..

Я не судья, опять же, но такая шла молва.
А ОБП штаба авиации флота в народе называли - отдел бестолковых полковников.
Вот штурманы, это другое дело 😉

Всем доброе утро.
В это время служил в соседней части (утром ходили собирать..), по памяти - погода была очень сложная, жёсткий минимум и с зарядами, (мы, разведка на Ту16 уже не летали, на Су24 ещё не летали), поэтому зачем нужно было устраивать полёты в ночное время суток не понимал). Полёты по погоде вроде шли к сворачиванию, но общая ситуация - в ДСе не сидел никто из-за просроченных допусков и экипаж "погнали" на контроль, чтоб посадить на дежурство.
На локаторе сидел наш бывший штурман с Ту16 и РП информацию о потере отметки в заряде он докладывал своевременно, РП сидел КП, стажировался наш бывший замКП. Наш зам говорил о команде ухода на 2-й, но РП команду дал не сразу, а когда дал начали выполнять только со второй команды и уж получилось как получилось..
Лётчики - в кабине было два высококласных командира экипажа и к сожалению ни одного грамотного правака (контролировал в декабре назначенный инспектором бывший зам КП, штатным пкк в экипаже был мой кашник Лёша Мак-Гинес, сидел на земле в ожидании пересадки), штурмана видимо просто расслабились..

И ещё гримасса судьбы - в этот вылет своей властью записался нач.связи полка Юра Гончаренко. После окончания ХВВАУС он пришёл к нам в эскадрилью нач.связи на Ту16 и т.к. сменил ушедшего на Малый на Бе12 нашего бывшего нач.связи аэ (жившего со мной в общежитии в одной комнате), то и поселился тоже ко мне. Через год женился на дочке нач.связи авиации СФ и начал расти - был переведён на Малый на Бе нач.связи полка, при слиянии Илов и Бешек стал нач.связи смешанного полка. При общении шутил, что в ближайшее время вылетит на порядочной матчасти (Ил) и больше к амфибии не подойдёт, и вообще летом уйдёт академию.
На этом борту лететь не планировался, но вписался и забрал с собой инструктором нач.связи аэ ...
 
Последнее редактирование:
Вот Вы , вроде,не сложный.. Но, пока не интересен. Вопросы и темы детские...

"На популярность (даже не сомневаюсь) всем наплевать ..."(с)
...
ПыСы
И не слишком ли большая армия поддержки для доказательства очевидного? :)
Похоже на заседание Союза писателей в поддержку Постановления его Президиума :)
 
cloudu - ioe
Помню, что вы крутой пилотажник и очень уважаете свой ЯК (наверное Як-52).
Вопрос - было ли на вашем самолёте ограничение по времени выполнения бочки?
У нас на одном сильно боевом Су было ограничение по времени - не более 8 секунд
если летишь со всякими подвесками под крылом.
Здравствуйте! Извините, что встреваю.
Ограничение на Су-7, было вызвано затягиванием в самовращение. Но это не точно.
# Автоудаление.
 
Не хочется подводить тёзку,как представителя кагорты инспекторов.
Но,часто (по крайней мере из тех,кого знаю) старшие летчики-инспектора - летчики слабые.
Что-то подобное происходило и когда приходилось летать с генералами, а полетать пришлось мне довольно много, будучи праваком в экипаже комэски - п.п-ка Фесенко, а с рядовыми праваками они не летали вообще. Люди-то они, конечно, были уважаемые, но поскольку по долгу службы времени у них для - "полетать в полку" было мало, то летали они редко, т.е. их былое "мастерство" постепенно ушло и поэтому за ними нужен был "глаз да глаз"... А каким-то образом поправить возникшую в полёте ошибку или возникшее отклонение было очень сложно, - ведь не скажешь генералу - "Вы делаете не правильно"... Особенно в силу характера на лёгкие попытки исправления ошибки со стороны правака нервно реагировал Нач Штаба ВВС ЧФ генерал Нефёдов... Если назревала серьёзная ошибка и это становилось заметно, то возникала нервная претензия праваку "Почему не помогаешь"?, если попытаешься помочь заранее, чтобы предварить ошибку, то возникает опять же нервная реакция - "Не мешай", когда же генерал что-то вообще упустил и попытаешься ему напомнить, то возникает претензия, - "Почему раньше не доложил"? Вобщем, - во всех случаях будешь виноват и, разумеется, - "выдран"... А том, что полётной документацией они вообще не занимались (ну не царское это дело), я уж вообще молчу - всё это лежало на праваке...
 
cloudu - ioe
Вопрос - было ли на вашем самолёте ограничение по времени выполнения бочки?

Сергей Борисович, если что, я - Ян.
Ограничение у нас было только по максимальной продолжительности перевернутого полета (не более 2 минут).
По "бочкам" таких ограничений не было. Штопорные всегда выполняются примерно одинаково, тут особо не разгуляешься - по ощущениям это буквально 2-3 секунды (с секундомером, конечно, не сидел). Правые - чуть энергичней.
На управляемых бочках со временем можно "поиграться", но для нашей "песочницы" 8 секунд - это очень много. Разве что если делать бочку с фиксациями через 45 градусов. Бочки, вписанные в вираж, оставляю за рамками обсуждения - это отдельная тема.

П.С.
Я уважаю все самолеты (и вертолеты), а "Як" просто люблю.
 
Реклама
Назад