11.07.2017 г. - Тягач 970, трал 6832 - "Г".
Двигатели управления.
ЖРД орбитального маневрирования 17Д12 разработки РКК "Энергия" стал дальнейшим развитием РД-58, созданного в 1960-х годах для пятой ступени (блока "Д") сверхтяжёлой РН Н-1. В дальнейшем блок "Д" использовался в качестве четвёртой ступени РН "Протон". До 1988-го года состоялось около 50 стартов с использованием этого двигателя, его конструкция была хорошо отработана и её адаптация для использования в составе ОДУ "Бурана" (обеспечение 15 включений за полёт и пр.) большой проблемы не представляла, а вот ЖРД 17Д15 и 17Д16 стали уникальными разработками.
Необходимо было обеспечить постоянное присутствие окислителя с соответствующими параметрами на входе в эти двигатели для обеспечения мгновенного их включения в любой момент полёта. Для решения этой задачи было найдено оригинальное решение: питание двигателей не жидким, а газообразным кислородом, получаемым в бортовом газификаторе путем сжигания в жидком кислороде небольшой доли горючего. При этом приходилось решать нестандартную проблему обеспечения охлаждения газо-жидкостного ракетного двигателя газообразным кислородом. Среди других решений, которые отличали ОДУ "Бурана": применение в двигателях управления электрического зажигания индуктивного типа и избыточное содержание кислорода в камере для исключения образования сажи.
38 управляющих двигателей 17Д15 разработки РКК "Энергия" обладали уникальными характеристиками: они представляли собой однокамерные газожидкостные импульсные реактивные двигатели высокого быстродействия. При тяге в 408 кг и удельном импульсе 275–295 с они могли работать как в импульсном, так и в стационарном режимах с длительностью включения от 0,06 до 1200 с как в орбитальном полете, так и при спуске в атмосфере до высоты 10 км, что позволяло использовать их в качестве дублеров двигателей орбитального маневрирования и двигателей ориентации. Время набора 90% тяги – 0,06с, что являлось минимальной продолжительностью включения. Частота включений – до 8 Гц. Обеспечивалось до 2000 включений за полет. При этом гарантированный ресурс 17Д15 составлял 26 000 включений и более 3 ч непрерывной работы (по мере набора статистики планировалось дальнейшее увеличение этих показателей).
Двигатели ориентации 17Д16 разработки НИИ Машиностроения, г. Нижняя Салда, по принципиальной схеме аналогичен двигателям управления. Если двигатели управления 17Д15 предназначались для выстраивания ориентации, а также для маневров, связанных с перемещением центра тяжести ОК на орбите, то восемь 17Д16 тягой 20 кгс и удельным импульсом 227–237 с служили в основном для поддержания ориентации. Основным режимом их работы являлась выдача импульсов длительностью от 0,06 до 0,12 с, но могла осуществляться и непрерывная работа длительностью до 100 с. Число включений – до 5000 за полет. Ресурс по включениям – 40 000.
ЖРД орбитального маневрирования 17Д12