Неопознанное оборудование летательных аппаратов.


Это потенциометрический фазовращатель. Чтоб много не писать привожу выдержку из книги:

Книга : М.Е. Лейбман. "Импульсная техника". Оборонгиз. Москва 1960 год.
Отличие от Вашего в том, что в Вашем случае съем идет с двух ползунков, расположенных под 90 грд по отношению друг к другу. Соответственно и напряжения будут отличаться на этот угол.
Подобноую схему имеет и пульт, который я запостил ранее (где "Склонение"). Другое дело подстроечники там остались, а сам потенц выдран (видать на драгмет сдали), и съем идет только одним ползунком.
 
Схема может иметь отличия. Эту я привел как вариант - для наглядности.
По поводу резисторов... Возможно, что на одном каркасе намотано по два резистора.

Даже скорее всего... Те, которые обозначены как R, их проще изготовить в одном технологическом цикле. Фактически - это один резистор с отводом от середины.

А вообще... Вообще чего гадать? Просто прозвонить, и все станет ясно.
 
RA3DCS
[Вот этот прибор кажется, тоже к астронавигации относится.]
Указатель – задатчик скорости, вроде стоял в системе «АЛ». «АЛ» - более развитый предок «Трассы», была интегрирована в курсовую систему, (в т.ч. с ДАКами). Ещё мог с чем-то работать, то ли НИ-50, то ли АНУ.

По потенциометру.
Vsevolod +1.И цитата весьма кстати. Звонить потенц. можно со щёток, медленно его прокручивая, нагляднее стрелочным прибором (не мультиметром). А можно подать на него 3-фазное напряжение (вольт пять), к щёткам подключить осциллограф (только разобраться с «корпусом»), покрутить механизм и посмотреть насколько равномерно будет меняться вых. напр. Если осцилл. двухлучевой, то можно посмотреть соотношения фаз. Если щетки – для съёма сигнала, то дальше - вход усилителя двигателя отработки угла и уровни там небольшие.
[был бы как в УГР-1 тогда должно быть три щетки под углом 120 градусов.] УГР и пр. УГА получают уже всё готовое, там проще…
[а у этого только две и под углом 90…] такие попадались в схемах обработки сигнала широты. Ещё встречались схемы кольцевого потенциометра с двумя переключаемыми щётками под 90° - «север» - «юг».
 
ChowChow, согласен с Вами по потенцу. Тем более, я так понял, есть барахоленый, с него еще проще снять схему.

Еще соображения...
Если разобрать агрегат Ф2ххх, внутри, вероятно будет сельсин типа С-65 ВД или ВП. Если ВД, то с него снимался сигнал для потребителей, если ВП, то входил в один из каналов (канал грубого или точного отсчетов) следящей системы ДИД+СГ. (Скорее всего точного отсчета...)

Аааааа.... Ладно. Опять гадание на кофейной гуще.
 
Последнее редактирование:
К сожалению нетронутого экземпляра, нет, только раскуроченный или уже переделанный.
Давайте попробую объяснить, что мне нужно получить. Может, подскажете более простое решение проблемы. Мне нужно сымитировать работу курсовой системы, например ГМК-1. Работу системы в режиме магнитной коррекции курса. Получить вращение шкалы указателя курса в УГР-4 и ИКУ-1. Имеем с компьютера текущее значение (переменной) курса самолета от 0 – 359 градусов. Была попытка использовать для этой цели в приводе шаговый двигатель с шагом 0.9 градуса полный оборот получаем за 400 шагов. Все бы нормально, но столкнулся с проблемой перехода через ноль. От нуля до 359 привод крутится как положено, но как только значение переменной становится равно нулю мотор начинает крутить привод в обратную сторону на ноль. Тоже самое и в случае изменение курса от 359 до нуля. При переходе через ноль обратное вращение привода. Ясно, что тут должна быть другая логика работы привода двигателя. Но привод выполнен на микроконтроллере и изменить что-либо в прошивке нет возможности. Есть вариант преобразовать переменную курса с помощью ЦАП в напряжение от 0 до 10 воль, например. Смогу я этим способом получить круговое вращение привода с корректным переходом через ноль?
 
RA3DCS
Судя по всему, Вы строите серьёзный симулятор.
В центрах обучения экипажей за бугром применялись (не знаю, как сейчас) адаптеры курсовых сигналов на основе оптико-механических датчиков по типу энкодеров. Сельсин/потенц > энкодер. Это – аналитический сегмент. Исполнительный сегмент: ЦАП > стандартный усилитель > двигатель (в нашем случае - ДИД). Вся курсовая информация имитируется/анализируется компами, и только на этапе передачи данных на приборы в кабину преобразуется в «обычный» вид. Когда эта промышленность только начиналась, дорабатывали коррекционные механизмы. В конце концов, они отчасти для того и существуют, чтобы преобразовывать одно в другое
Практически:
Я бы раздраконил какой-нибудь КМ, из тех, которые не стоят на приборной панели, какой-нибудь девиационный. Вместо лекального механизма (удобнее) поставил бы оптико-механический датчик. Датчик: диск (точный, лазерным способом) + скоба-держатель с фото-/светодиодами и т.д.
Потом:
Попробовать «договориться» с прошивкой - через опт. датчик ввести обр. связь управления логикой шагового двигателя. Хотя бы на уровне запретов (что-то мне, правда, кажется, что этот финт не пройдёт).
Или: попробовать «приручить» ДИД. К штатному усилителю сделать синхронизированную схему с ШИМ с драйвом от компа. Усилитель для 0.5-х – что-нибудь от УГА-1У. Схема там примитивная, можно поглумиться: перед вых. трансформатором поставить двухтактную схему с управлением фазы и т.д., вариантов много. Мне кажется, это реальнее и возможностей потом будет больше.
Софт, правда, для всего этого писать………..
 
Последнее редактирование:
Есть схема, конструкции тренажера Андрея Зверева там используется такая логика работы привода. Имеется кольцевой потенциометр с двумя щетками. Круговое вращение обеспечивается переключением рабочих щеток, переключение учитывается в программе управления. Есть один момент, в момент переключения шкала замирает на секунду, а затем скачком догоняет текущее положение курса. Вроде мелочь, но неприятная.
Идеальным способом было бы сымитировать сигнал сельсина или индуктивного датчика. Но пока такой возможности нет.
 
RA3DCS
[в момент переключения шкала замирает на секунду, а затем скачком догоняет… ]
Это вроде программный баг; где-то тратится лишнее время на пересчёт?
[Идеальным способом было бы сымитировать сигнал сельсина или индуктивного датчика]
Вообще-то есть и такое. Схема (но не конструкция) похожа на индукционный датчик, у которого сигнальные (курсовые) обмотки и всё что дальше включены штатно, а обмотки подмагничивания (обычно соединённые последовательно) расцеплены и каждая из них подключена к своему порту 3-х канального программно управляемого ШИМ-драйвера. Драйвер: синхронизирован с 400 Гц (собств. такт. частота выше, кратна 360) + кольцевой (360°) опрос/формирователь состояний. Есть сходный вариант через один трансформатор по типу синусно-косинусного. Такие девайсы, кстати, могут преобразовывать реверсивно, т.е. можно имитировать сельсин/ИД или вводить в систему цифровой образ стандартного курсового сигнала.
 
Попытка сымитировать сигнал сельсина для АРК была.
На ATmega128-16AI генерировались 4 фазы при помощи ШИМ, фильтровались RC-цепочкой и усиливались LM1875, выход которых через повышающие трансформаторы подавался на сельсин, который крутит стрелку. УГР-4 пришлось переделать - отсоединить и вывести отдельным проводом вывод фазной обмотки - в штатной схеме он и один вывод питающей обмотки соединены вместе. Фазы генерировались по таблице значений синуса, умножаются на значение синуса для данного угла стрелки. Сдвиг между фазами 120 градусов.
Для инверсии фаз управления использованы элементы "исключающее ИЛИ" (74AC86, 74HC86).
Но так и не заработало. Похоже, где-то теряется текущее состояние угла. Кто занимался прошивкой – это дело забросил. А новых программистов не нашлось, они ведь народ «специфический» доделывать чужую прошивку не хотят, а заново – тоже не берутся.
 
RA3DCS
Чесал репу – вспоминал соединения в УГР-4У, вроде вспомнил…
По схеме. Идея на первый взгляд протестов не вызывает, немного напоминает один резервный статический регулируемый 3-х ф. преобразователь =28/~36/15V с истребителя. Кстати, может Вам попробовать делать на такой основе, введя туда ШИМ?

Сегодня узнал об одной индийской фирме. «Сигма» (“Sigma”?), занимается военной авионикой. У неё есть имитаторы в составе диагностики курсового оборудования в т.ч. на основе 8-разрядных AVR-контроллеров (вроде Ваш вариант). Заведение светилось и у нас.

Ещё, на всякий случай. Мне сказали, что эти контроллеры часто используются в подобных делах и есть большие статьи с рекомендациями по специализированным прошивкам и разбором типичных ошибок. На сайтах фирм – вряд ли, а на сайтах заведений типа Massachusetts Institute of Tech. (как «научно-методическая работа») сам на подобное натыкался, публикаций там много.
Чуть не забыл, узлы с «Ф2х.» были замечены на изделиях Уфимского завода (автопилоты и нав. комплексы).
 
Последнее редактирование:
Спасибо! Будем искать варианты. Мы немного отвлеклись от темы рубрики.
Есть вот такой задатчик приборной скорости. Сохранилась наклейка УЗС-1. Перелистал весь свой фотоархив кабин. Ничего похожего не попалось. Может подскажите, что за система и где применяется?
 
RA3DCS,
Дедуктивным методом (по виду и наклейке)- возможно задатчик скорости полета для автопилота- стабилизация постоянной скорости полета.
 
ChowChow, а что такое система АЛ? (Ваш комментарий к фото прибора от RA3DCS, 08.06.2008, 06:02). Хотя бы коротко если можно и какую-нибудь информацию по самому прибору, еслиВы в курсе.
 
Fan154
Коротко не получится
Система «АЛ» - большой объединённый вычислитель, др. название - изд. «Центр». Объединял в себе коррекцию и обработку всей курсовой информации: магн., гиро, астро, радио. Кроме навигационных задач, имел спец. назначение: работал с вект.-синхр. прицелами ОПБ-хх (ввод дист. до цели на этапе «дальнего рубежа» + коррекция) и др. специальными системами. Комплектов было выпущено немного. Ставились на нек-рые модификации Ту-4, М-4 и Ту-16. По слухам, сброс первого «изделия» с Ту-4 проходил с применением такой системы.
Позже, когда носители стали в основном ориентировать на работу не «с тем что кидают, а с тем, что само долетает», вся информация о цели стала вводиться в изд. напрямую с локатора и от системы отказались. Как и американцы, с чьего прототипа её делали.
Конструктивные идеи проекта потом растащили по другим уже чисто курсовым системам, («Трасса» и др.). Хотя это и принципиально иные разработки, нек-рые их узлы и решения – прямое заимствование/развитие «Центра».
Параллельно, но чуть позже на этой же компонентной базе появились навигационные автоматы, курсовые интеграторы (в терминах тех лет), астрокомпасы, секстанты и т.д., построение которых было проще.

Прибор. Идея – корректор/задатчик. В зависимости от того, где стоял, имел разные названия: указатель-задатчик, коррекционный механизм, путевой корректор. Поэтому тип обозначался по-разному.
Вместо надписи «сброс – путь» (как на фото) могла быть «обр. отсчет». На центральной ручке у нас ещё писали «уст. 0», «Путь», или «Дист». На нижней ручке – Vпут. Американцы изображали соответственно: «S» и «V».
Была сделана линейка похожих по конструкции приборов для ручной коррекции/ввода каких-либо текущих значений. Напр., пройденного пути или ввода магн. склонения. Ещё был внешне очень похожий, где задавался не путь, а время (sic!).
Применялся в компасах и ус-вах сопряжения с оптическими прицелами бомбометания (вычисление дистанции до сброса).
Позже (к началу 60-х г.г.) он в основном стоял в нек-рых астрокомпасах: управлял наклоном пеленгаторной головки в ортодромическом направлении в зависимости от пройденного пути.
Главная деталь внутри – потенциометр, импульсно поворачивающийся от соленоида на угол, пропорциональный введённым скорости и пути. По сути, это небольшой вычислитель трёх значений. Ручками вводятся скорость и путь, плюс аппаратно –импульсы времени. На выходе потенца для потребителей формируется сигнал угла (боевого, либо приведённого к ортодромии и др). В другом исполнении (но очень похожем на тот, что на фото) вместо потенца был сельсин, потом сигнал шёл на дифф. сельсин и тоже что-то корректировалось.
 
ChowChow,
спасибо за подробные ответы!
У меня пара чайниковских вопросов. Неоднократно наблюдал на верхней части фюзеляжа небольшой блистер с оптической системой внутри. Напр., на Ту-16 он имеет размеры около 12-15 см. Это датчик системы астрокррекции? Каким образом работает эта система днем и ночью? Работа её производится в автоматическом режиме или вручную?
 
ChowChow.
Огромное спасибо! Тут у нас засветилась одна система. Не могли ее опознать. Для ДАК - слишком большая а для ЗСО слишком старая. На шильдиках надписи "АЛ". Лежит в одном месте, сфоткать не дают. Мы написали официальную просьбу о передаче нам ответили, что если скажете что это, то может отдадим. Очень подходит под Ваше описание. Написал Вам сообщение, если можно еще вопросы. А по современным системам вас можно поспрашивать?
 
xoid
По ссылке выше всё есть. Попробую внести свои пять копеек в более популярном виде
<Это датчик системы астрокоррекции?> В общем, - да. Почему «в общем»: на Ту-16 в малом астрокуполе стоял датчик (пеленгаторная головка) астрокомпаса (ДАК-50, ДАК-ДБ-хх, и др., в зависимости от серии/модификации с-та). На нек-рых поздних - секстанты в двух астрокуполах. Эти (и аналогичные) системы могут сами выдавать курс либо корректировать другие источники курсовой информации (напр., устраняют уход курсового гироскопа – «режим астрокоррекции») – зависит от конфигурации курсовой системы на конкретном ЛА. Поэтому в терминах есть «нюанс»: астрокомпасы или звездно-солнечные ориентаторы (напр., БЦ-ХХ-хх, - Ту-95, Ту-22хх, 160-е) в документах часто именуют астрокорректором.
< Каким образом работает эта система … > В самых общих чертах: для определения курса (истинного или ортодромического – там немного разные процедуры) в вычислитель астрокомпаса штурман вводит координаты ЛА, геогр. место выбранного светила и корректором ставит путь и скорость. Пеленгаторная головка поворачивается, светило находит, и независимо от эволюций самолёта автоматически постоянно смотрит на него (как стрелка компаса), передавая свой текущий угол в курсовую систему.
<…днем и ночью… > Зависит от типа астрокомпаса. ДАК-Б и ДАК-И пеленговали только солнце. ДАК-ДБ-хх – и другие светила.
Гораздо больше возможностей (и точности) у звездно-солнечных ориентаторов. Штурман выбирает из справочника и вводит параметры двух светил (звезды, планеты, Солнце, Луна). Система сканирует/подстраивает головки по вертикалу и азимуту, опознаёт и захватывает нужное по амплитудно-спектральным параметрам. Чувствит. элемент головок - от фотоэлектронных умножителей до ПЗС-матриц (сейчас). Окончательно это внедрилось на Ту-95 и Ту-22: два секстанта «по двум звёздам». Днём при нормальных условиях можно пеленговать Солнце и Луну. При временном ухудшении обстановки (облака) включается режим памяти.
Искусство штурмана, кроме прочего, это выбор светил – бОльшая точность. Самые асы – народ, летающий на севере вне трасс – специфика высоких широт, особенности радиосвязи и мало надежды «в случае чего». Смотришь на них с большим уважением.
<…в автоматическом режиме или вручную?> По-любому автоматическая выдача курсовой информации начинается после ручной настройки и ввода данных. В современных астросистемах легче: нужные предвар. данные записаны в память, да и ввод намного проще.
Интересно, несмотря на спутниковые и др. средства, астроориентаторы совершенствуются и стоят на всём самом современном.

Fan154
< А по современным системам …> Лучше не надо То немногое, что знаю о новых - уже «подпадает». Тем более что курсовые системы не моя специальность. Остальное – в мыле.
 
ChowChow,
Если что то нужно совсем спецефическое, то могу попробовать наших астрокорифеев спросить, благо тематика на фирме ведется до сих пор.