Двигаемся с опережением стратегических планов развития аэропорта
2019 году аэропорт Красноярск продолжает демонстрировать положительную динамику развития ключевых направлений своей деятельности. Активно растёт пассажиропоток, открываются новые направления полётов, ведётся дорогостоящая модернизация инфраструктуры. И всё это в крайне непростой период для мирового рынка авиаперевозок, когда стремительно сокращается количество участников, есть проблемы с запуском новых самолётов, а всю экономию съедает постоянно дорожающее топливо. Выясняем у генерального директора международного аэропорта Красноярск Андрея Метцлера, какими в таких условиях выглядят перспективы реализации масштабного проекта создания в центре Сибири мощного хаба.
– В марте нынешнего года между компанией «Аэрофлот» и красноярским международным аэропортом было подписано соглашение о создании авиахаба в Красноярске. Насколько далеко продвинулась реализация этого проекта?
– Для нас большое достижение, что Красноярск стал вторым домашним аэропортом для «Аэрофлота». Этому предшествовала серьёзная и кропотливая переговорная, организационная и техническая работа. Длилась она почти полтора года. В результате, несмотря на более выгодные условия, предложенные новосибирским Толмачево, екатеринбургским Кольцово и Иркутском, выбор «Аэрофлотом» был сделан в пользу Красноярска.
Тут сказалось и отсутствие у нас крупных конкурентов, в отличие от того же Новосибирска, где уже базируется S7. В Екатеринбурге есть «своя» авиакомпания «Урал» и к тому же все-таки есть определённый уклон гавани в западном направлении, к Москве. Иркутск же очевидно ориентирован в сторону Дальнего Востока. Красноярск по ортодромии находится в середине интересующих «Аэрофлот» направлений полётов – мы обеспечиваем кратчайшее расстояние.
Основной пассажиропоток, идущий над нашей страной, с которого, кстати, получает роялти «Аэрофлот», – это Китай – Европа и Европа – Китай. Растёт он в среднем ежегодно на 50 млн. Подсчёты показывают: средний турист из Поднебесной тратит за поездку 2,5–2,7 тысяч долларов.
Одним словом, разговор идёт об очень серьёзных деньгах. И для «Аэрофлота» крайне важно "завязать" на себя значительную долю этого пассажиропотока. Красноярск представляется идеальной точкой для сбора летящих из различных городов Китая пассажиров с дальнейшей пересадкой на рейсы, направляющиеся в европейские города. В дальнейшем развитие модели предполагает завязывание на краевой центр потоков из других азиатских стран и ближнего зарубежья.
Плюс Красноярска ещё в том, что совсем недавно введён один из современнейших терминалов за Уралом. Аэропорт имеет развитую инфраструктуру, создано значительное количество мест стоянок воздушных судов (сопоставимое с Сочи) и, что важно, нет никаких ограничений по типам принимаемых судов. У нас могут садиться все самолёты, которые в принципе сейчас летают в мире.
– Какой уровень пассажиропотока ожидается по итогам года в аэропорту Красноярск?
– В этом году динамика несколько скромнее, чем в прошлые годы. Но прирост будет почти на 200 тысяч пассажиров, это в условиях падающего спроса и определённого негатива на рынке, в том числе из-за проблем с новыми пассажирскими судами. В частности, «подвела» самая последняя разработка авиастроителей – Boeing 737-MAX. Сейчас все самолёты этой модели приземлены, проводятся работы по устранению критических недостатков в программном обеспечении.
Авиакомпании, использовавшие их, остались с меньшим количеством судов – сейчас самолёты этого типа не поставляются для использования, и, естественно, авиаперевозчики не открывают новых, рискованных направлений, а взяли курс на закрепление уже зарекомендовавших себя прежде. И Красноярск не исключение – и у нас компании оптимизировали свои полётные программы.
Не оправдала себя ставка на большие самолёты. Предполагалось, что они снизят расходы авиакомпаний на перелёты за счёт большей загрузки, сокращения расходов на топливо, аэропортовое обслуживание в расчете на одного пассажира. Люди отказались подстраиваться под более редкие рейсы на таких воздушных судах, а сделали выбор в пользу узкофюзеляжных самолётов, которые летают чаще, в удобное для них время, и пусть даже билеты оказываются дороже. Отсюда опять падение пассажиропотока, ведь больше определённого количества рейсов в пиковые периоды выполнить невозможно физически. В другое же время большинству путешествующих летать малоинтересно. И это лишь небольшая часть факторов, влиявших на пассажиропоток в нынешнем году.
Нужно понимать, любой перелёт – это не только условия, которые можем предоставить мы как аэропорт, но и условия в конечной точке маршрута. И они не всегда устраивают авиаперевозчика. Рентабельность перелёта зависит от многих вещей, и не на всё влияет непосредственно аэропорт. Ещё есть механизмы государственной поддержки для перевозчиков. Пока они действуют, самолёты летают. Например, полётная программа авиакомпании IFly в Санью был отменена, когда китайская сторона перестала субсидировать ей полёты, и рейсы перестали быть рентабельными для компании.
Чтобы открыть новое направление в Европу из Красноярска при имеющихся сейчас возможностях воздушных судов и обеспечить его рентабельность, требуется загрузка 1 200 пассажиров в неделю. Пока такого пассажиропотока население нашего региона не генерирует. Но мы активно контактируем с авиаперевозчиками, ищем новые возможности, работаем с издержками, и результаты есть, что видно по открывающимся новым направлениям полётов.
– Имеющиеся темпы не срывают стратегические планы компании по развитию воздушной гавани?
– Мы не только вписываемся, но даже реализуем его с некоторым опережением. Во многом благодаря усилиям менеджмента, профессионализму и эффективности сотрудников аэропорта. Последние годы Красноярск показывал очень хорошую динамику роста. За три года пассажиропоток увеличился с 1,8 до 2,7 млн. Плюс один миллион фактически, то есть цифра, сопоставимая с количеством жителей краевого центра. Учитывая, что демографического взрыва не было, то все это результат исключительно работы с перевозчиками по развитию новых направлений, оптимизации стоимости билетов, сокращению издержек и повышению эффективности обслуживания судов.
Впрочем, есть примеры, когда, как в Штутгарте, при 600 тысячах жителей через аэропорт проходит 13 млн пассажиров. Обеспечивает его транзит, а не прямые рейсы. Именно в развитии трансферного потока мы видим будущее. Но для этого предстоит сделать ещё многое, в том числе по дальнейшему развитию инфраструктуры.
– Насколько в 2019-м удалось нарастить интенсивность полётов через Красноярск? Появились ли новые направления полётов?
– В этом году запущены, наверное, самые долгожданные направления – это прямой рейс во Владивосток, который открыла авиакомпания S7, и перелёты в Дубай, которых не было в течение четырёх лет. Теперь из Красноярска можно улететь на Гоа, в Фергану, Казань, Челябинск, Ханты-Мансийск, Белоярский, Ноябрьск, Шицзячжуан, а также Горно-Алтайск. Сказалось то, что в последние годы отдых на Алтае стал пользоваться невероятной популярностью. Сейчас направление раскуплено на три месяца вперёд.
Вообще, переговоры ведутся регулярно и активно, и мы стараемся помогать перевозчикам в открытии полётов, потенциально интересных для жителей Красноярского края. В частности, для того чтобы показать все возможности нашего аэропорта коллегам из других городов и стран, а также представителям авиакомпаний, мы провели в июле 2019 года Второй международный форум по пассажирским перевозкам NETWORK и Первый форум по грузовым перевозкам NETWORK CARGO. В том числе в Сибирь прилетели представители Гамбии во главе с послом Джайнабой Ба. Кстати, открытие рейсов во Владивосток стало одним из результатов форума.
Открою секрет, есть ещё один сюрприз для красноярских пассажиров. В конце декабря будут запущены прямые рейсы в Сураттхани – ближайший аэропорт к популярным туристическим направлениям на восточном побережье Таиланда.
– В октябре этого года Красноярск вошёл, по оценкам авторитетного международного агентства OAG, в топ-50 самых пунктуальных аэропортов мира. Но это не единственное достижение, эксперты отмечают высокий уровень сервиса для пассажиров после ввода в строй нового терминала. Как удалось так быстро изменить само качество работы аэропорта?
– Пассажиропоток и регулярность полётов – главные показатели работы любого аэропорта. Они говорят об эффективности и слаженности работы всего коллектива. Чем чётче все процессы описаны и неуклоннее выполняются, тем лучше результат.
Мы стараемся обеспечить максимум комфорта, а его создают мелочи, многие из которых часто просто не замечают. Например, в аэропорту везде есть козырьки: если идёт дождь и нет зонтика, пассажир при входе и выходе останется сухим. Даже расположение торговых киосков, маршрутов движения пассажиров в терминале просчитывается до мелочей.
Аэропорт Красноярск ориентируется на самый высокий уровень обслуживания пассажиров, делает их пребывание удобным. В общественных местах всё оборудовано сенсорами, чтобы не прикасаться к приборам в туалетах, к кнопкам или смесителям, например. Используется аромамаркетинг – создание приятного нейтрального аромата в терминале. Разработана понятная система навигации и помощи пассажиру: от киосков саморегистрации до стойки drop-off.
Большое внимание уделяется созданию комфортных условий для обслуживания трансферных пассажиров. До ввода в эксплуатацию нового терминала пассажиры испытывали трудности, связанные с переходом между зданиями при получении багажа, необходимостью его повторного досмотра и оформления. Сейчас же мы предлагаем пассажирам пересадку с ожиданием не более 60 минут.
С маломобильными пассажирами было принято принципиальное решение сделать всё на самом высоком уровне, чтобы аэропорт оказался действительно удобным и комфортным. Специально советовались с руководителями обществ, которые объединяют людей с повышенными потребностями. Теперь принцип доступной среды реализован на всей территории, начиная от парковки и заканчивая посадкой на борт – лифты, телетрапы, амбулифты. Таких пассажиров у нас ежемесячно обслуживается более пятисот.
Кстати, зимняя Универсиада подтвердила, что всё в аэропорту сделано правильно как на этапе проектирования, так и в ходе урегулирования всех процессов. Аэропорт готов к залповым прибытиям большого количества гостей, прилетающих на знаковые события международного уровня.
В данный момент в аэропорту внедрены стандарты качества обслуживания для персонала, задействованного в работе с пассажирами: досмотровых групп, стоек регистрации и выходов на посадку. Круг требований очень широкий: начиная от внешнего вида и до вежливости при общении с пассажиром. Более того, отдел управления качеством ежедневно производит контроль выполнения всех требований в пиковые часы загрузки. Следовательно, мы имеем возможность оперативно реагировать на все возникающие «сбои».
Конечно, ещё остаются требующие доработки направления, они будут всегда. Но таких крупных огрехов, исправление которых мы начали в первую очередь, конечно же, не осталось.
– Летом аэропорту Красноярск пришлось работать в необычном режиме. Вы стали площадкой для базирования воздушных судов, занимавшихся тушением масштабных лесных пожаров, охвативших фактически весь север края. Наверное, было сложно совмещать гражданские и военные рейсы?
– Ситуация в крае с лесными пожарами в нынешнем году сложилась непростая. По решению руководства страны Министерство обороны РФ направило десять военных самолётов Ил-76 на тушение огня в регионе, все они разместились у нас в аэропорту. Прибыли они вместе с персоналом и обслуживающей техникой. Аэропорт в течение 25 дней работал в усиленном режиме, обеспечивая деятельность размещенной группировки. В сутки самолеты Минобороны совершали по двадцать и более рейсов. Если всё сложить, то в общей сложности получится свыше одной тысячи самолёто-вылетов.
Заправлено было 17,5 млн литров воды. Что, впрочем, не отразилось на основной деятельности воздушной гавани, хотя полеты шли днём – в довольно напряжённое время. Все гражданские рейсы осуществлялись строго по расписанию. Кстати, Министерство обороны РФ высоко оценило профессионализм всех служб аэропорта по итогам работы в пожароопасный период.
– Сейчас аэропорт реализует проект по расширению пропускной способности магистральной рулёжной дорожки. Что уже удалось сделать в нынешнем году?
– Тут большая заслуга губернатора, который смог убедить Федерацию выделить деньги на масштабные работы. Без этого дальнейший рост аэропорта был бы невозможен в принципе.
Трансфер будет работать, только если у аэропорта будет возможность с минимальной стыковой принять рейс и тут же отправить его пассажиров другим. Плотность движения предполагается очень высокая. По сути, счет идёт на минуты, когда один самолёт сел – тут же взлетает другой. Лучшие аэропорты мира показывают интервал всего в полторы минуты между самолётами. В Красноярске сейчас обеспечивается в идеале 5–7 минут. С вводом модернизированной магистральной рулёжной дорожки мы сможем нарастить пропускную способность более чем в два раза. Это позволит аэропорту Красноярск предлагать перевозчикам больше интересных временных слотов в самые пиковые и востребованные часы загрузки.
Завершиться работы должны в начале 2021 года, но региональные власти просят ускориться и запустить дорожку к декабрю 2020-го. Полагаю, что строители пойдут навстречу пожеланиям руководства края. Уже есть планы и на будущее: продолжить реконструкцию перрона, которая зависит от завершения работ по рулежной дорожке. Проект рассчитан на два года. Проходить он будет в несколько этапов, поскольку есть ограничения на закрытие рулежных дорожек. Все сразу закрыть нельзя, только последовательно.
– На чем предполагается сосредоточиться дальше в развитии инфраструктуры красноярского аэропорта, уже после ввода в строй обновленной рулёжной дорожки?
– Мы находимся в активной стадии реализации проекта строительства грузового комплекса, принципиальное решение уже принято ранее. Группа компаний «Волга-Днепр» – стратегический партнёр аэропорта в части развития грузовых перевозок, а мы – один из опорных хабов для перевозчика при перелётах между Европой и Азией. Наличие собственного современного грузового терминала позволит расширить маршрутную сеть и увеличить объёмы перевозимых грузов.
Уже завершена подготовка технического задания, разработанного с участием ведущих авиаперевозчиков и экспертов. Выходим на стадию проектирования нового терминала. Его мощность на первом этапе составит 50–55 тысяч тонн грузов в год. Обрабатывать он сможет фактически всю номенклатуру, в том числе наименования, требующие особых условий транспортировки, в частности по температуре. Планируем, что новый грузовой терминал начнет работать уже в следующем году. Стоимость самого терминала, по нашим оценкам, составит порядка 300 млн руб., техническое оснащение потребует 209 млн, а внутреннее оснащение – ещё около 500 млн.
Продолжается развитие второго пассажирского терминала. До конца года намерены соединить его закрытой галереей с главным терминалом. Так что теперь пассажиры смогут проходить напрямую между общими зонами двух зданий. На втором этаже нового терминала обустраивается зона отдыха повышенного комфорта с возможностью индивидуального размещения.
– Подвижки по введению в аэропорту Красноярск режима «открытого неба» есть?
– В этом вопросе масса спорных моментов. В стране есть такие прецеденты, но, как правило, речь идёт о приграничных аэропортах. В мире картина иная: действует масса воздушных гаваней, через которые летают авиакомпании из самых различных стран мира. У нас такого делать сейчас нельзя – возможны только прямые рейсы и исключительно по двухсторонним соглашениям между конкретными государствами и, как правило, на паритетных началах. Для России имеющиеся заградительные меры во многом вынужденные, обеспечивающие выживание российских перевозчиков. И все же конкуренция, по нашим оценкам, безусловно, принесла бы положительные плоды. Для красноярского аэропорта «открытое небо» стало бы хорошим драйвером развития. Пока большая часть пассажиров и грузов пролетает мимо нас, часто прямо над нами, без какого-либо положительного экономического эффекта для региона.
– Пассажирское железнодорожное сообщение от Красноярска до аэропорта в ближайшие время будет запущено?
– Проект строительства железнодорожной ветки до аэропорта Красноярск – это часть большого инвестиционного проекта по созданию в аэропорту производственного и транспортно-логистического хаба. Продолжается организационная работа. Намечена серия больших совещаний всех участников процесса, в ходе которых, надеемся, будет принято окончательное решение по всем основным параметрам объекта и срокам его реализации. Дело сейчас за профильными министерствами и ведомствами, от них зависит выделение федеральной поддержки, без неё проект вряд ли реализуется в ближайшем будущем. На сегодня уже есть трассировка будущей магистрали, готовится решение о запрете отчуждения земель, отведённых под ветку. Есть чёткая позиция властей – железная дорога до аэропорта должна быть! |