Стали известны претенденты на право реконструкции аэропорта "Пулково". Участников оказалось втрое меньше, чем на предквалификационном отборе, который прошел в августе прошлого года. Эксперты винят в снижении интереса экономические трудности. В Смольном радуются, что конкурс вообще может состояться.
Ожидалось, что в конкурсе смогут принять участие 9 претендентов. По крайней мере, столько компаний заявляли о своем желании реализовывать проект по превращению "Пулково" в хаб европейского уровня. Однако, как сообщили в правительстве Петербурга, две заявки были отвергнуты конкурсной комиссией еще на этапе предквалификации, они были признаны не соответствующими требованиям. Оставшиеся концерны - “Хохтив” и “Ренова”, а также операторы аэропортов, заключившие с ними партнерские отношения - сами отказались претендовать на проект.
По признанию отошедших от борьбы в связи с кризисом, проект выглядит нежизнеспособным, реализовывать его сейчас невозможно. Однако компании готовы были бы принять участие в конкурсе, если бы Смольный “подвинул” дату начала работ на объекте на посткризисный период.
В правительстве таких планов не вынашивают. Наоборот, по словам Валентины Матвиенко, итоги конкурса будут подведены уже 25 июня. И работы по реконструкции стартуют до конца 2009 года. Срок окончания работ также жестко ограничен – аэропорт должен быть готов не позднее 2013 года.
Выполнять требования этого контракта, который, напомним, предполагает государственно-частное партнерство, будет один из трех консорциумов, мужественно дошедших до основных конкурсных испытаний. Это ООО “Невский аэропорт” (основной инвестор “Базовый элемент”), ООО “Воздушные ворота северной столицы” (инвестор ВТБ) и ООО “Петропорт-концессия” (инвестор “Лидер” и “Газпромбанк”). Отметим, что УК "Лидер" называют компанией, близкой к структурам петербургского бизнесмена Юрия Ковальчука. На 75% УК принадлежит ОАО "Согаз", которое через ООО ИК "Аброс" контролирует банк "Россия".
21 мая в Смольном вскрыли конкурсные предложения, касающиеся технической стороны выполнения контракта, а также юридические детали. Пакеты с финансовыми показателями пока оставили закрытыми. Их по регламенту должны рассмотреть 11 июня. По словам губернатора Валентины Матвиенко, эта часть документации очень важна. “Победить в конкурсе сможет тот консорциум, который предложит максимальную сумму отчислений от эксплуатации аэропорта в бюджет города. Для нас это очень важно, ведь сейчас мы получаем от "Пулково" только налог на имущество”, - отметила Матвиенко.
При этом, в Смольном не скрывали радости, что конкурс можно признать состоявшимся. Как рассказала, отвечая на вопрос журналистов, губернатор, в Европе подобные проекты собирались запускать в то же время, что и реконструкцию "Пулково", но из-за кризиса сделать этого не удалось.
Концессионеру-победителю, напомним, придется вложить в реконструкцию только на первом этапе не менее 30 миллиардов рублей. Правда, предполагается, что и доход от нового хаба будет не сравним с тем, что получает Пулково сейчас. Так, если в 2007 году выручка ОАО «Аэропорт «Пулково» составила 3 миллиарда 55 миллионов рублей, то, по прогнозам экспертов, в 2013-м году поступления от аэропорта могут составить от 600 миллионов до 1 миллиарда долларов, доходная часть может составить от 5 до 10 миллиардов рублей в год.
Напомним, что обновление аэропорта будет выполняться по проекту английского архитектурного бюро Grimshaw. Их концепцию город признал лучшей на конкурсе в конце прошлого года. По проекту, новому терминалу отдадут 185 тысяч квадратных метров, а планируемые затраты на строительство составят 344 миллиона евро.
Сам терминал будет состоять из трех основных коммерческих зон: одной общей в аэровокзальной части терминала до паспортного контроля и двух в зонах, ограниченных паспортным и таможенным контролем. Зал вылета займет 11,5 тысячи квадратных метров, прилета - 17,7 тысячи, а площадь зоны оформления багажа составит 22 тысячи квадратных метров. Коммерческие зоны будут включать паркинг, бизнес-центр и гостиницу. Кроме того, в реконструированном «Пулково» смогут принимать самолеты малой бизнес-авиации.
Кстати, существующие терминалы “Пулково-1” и “Пулково-2” на время работ закрываться не будут. Руководство аэровокзалов уверяет, что для пассажиров привычный график служб не изменится. После завершения строительства хаба “Пулково-1” закроют на ремонт, а “Пулково-2” будут разбирать.
Маша Могилевская,
"Фонтанка.ру"