"ПОБЕДА" ЗАПРОСИЛА 700 ТЫС. РУБ. С ТРЕХ ПАССАЖИРОВ ЗА КУРЕНИЕ НА БОРТУ
"Победа" начала первой из российских авиакомпаний судиться с пассажирами-курильщиками, из-за которых были совершены вынужденные посадки самолетов. Однако шансы получить компенсации у компании невысокие, считают юристы
Авиакомпания "Победа" (входит в группу "Аэрофлот") подала иск к пассажиру из-за курения на борту на 190,9 тыс. руб. в Тосненский городской суд Ленинградской области. Об этом РБК сообщила представитель авиаперевозчика Елена Селиванова.
Еще по двум нарушениям ведется подготовка исков на 247,3 тыс. и 250 тыс. руб. соответственно. Во всех трех случаях речь идет о компенсации затрат перевозчика из-за экстренной посадки, расходов на обслуживание рейса в аэропорту, оплате рабочего времени экипажа, лизинга, а также компенсации другим пассажирам рейса.
29 июня генеральный директор "Победы" Андрей Калмыков заявил, что "Победа" планирует ужесточить меры в отношении курильщиков на борту. "Теперь в случае обнаружения курящих пассажиров будет выполняться вынужденная посадка в ближайшем доступном аэропорту, пассажир будет сниматься с борта сотрудниками полиции, все расходы из-за вынужденной посадки будут взыскиваться с нарушителя", - рассказал тогда глава компании. По его словам, курение на борту воздушного судна создает серьезную угрозу безопасности и по этой причине категорически запрещено, о чем сообщается пассажирам до начала полета.
Первый инцидент произошел 24 июля на борту "Победы", следовавшем по маршруту Махачкала - Санкт-Петербург. Из-за закурившего на борту пассажира самолет авиакомпании совершил вынужденную посадку в московском Внуково, где виновник был снят с рейса и передан полиции. Общая задержка составила не более 35 минут. Тогда представитель авиакомпании сообщала, что все издержки будут взысканы с нарушителя. Общая сумма издержек, по оценке компании, составила 190,9 тыс. руб. Имя пассажира компания не раскрывала.
По словам представителя перевозчика, сейчас компания готовит документы для подачи еще двух исков к нарушителям. Второй случай курения на борту произошел на рейсе Москва - Махачкала 3 августа, тогда самолет был вынужден совершить экстренную посадку в Минеральных Водах. Свои расходы на обслуживание самолета и компенсации авиакомпания оценила в 247,3 тыс. руб. Третий раз самолет "Победы", следовавший по маршруту Махачкала - Москва, совершил 15 августа вынужденную посадку в аэропорту Волгограда из-за закурившей пассажирки. Задержка из-за посадки составила порядка 40 минут. Издержки перевозчика составили более 250 тыс. руб.
"Победа" решила ужесточить меры по борьбе с курением на борту в связи с участившимися нарушениями, говорит Селиванова: с начала года зафиксировано свыше 30 случаев обнаружения курящих на борту пассажиров. "Это вынужденные расходы компании, которые мы понесли по вине нарушителя, поэтому принято решение обратиться в суд для взыскания расходов", - сказала она.
Курение на борту самолета запрещено в России на уровне федерального законодательства. В соответствии с КоАП нарушитель за курение табака в неположенном месте должен будет заплатить штраф от 500 до 1,5 тыс. руб. Но до этого российские авиакомпании не применяли жестких санкций к курильщикам-нарушителям. По словам юриста правового департамента компании Heads Consulting Ксении Степановой, оштрафовать авиапассажиров, куривших на борту лайнера, "Победа" могла и без подачи заявлений в суд, но тогда средства получит государство, а не авиакомпания.
"Для принятия положительного решения по иску авиакомпания должна зафиксировать все факты нарушения документально (например, в протоколе об административном нарушении) и доказать, что действие конкретного пассажира - в данном случае дым от сигареты - причинили вред на такую сумму", - отмечает Степанова. Но она считает, что шансы перевозчика взыскать компенсацию в этом случае достаточно низкие. "Сложно представить, чтобы табачный дым нанес имуществу перевозчика ущерб на 250-500 тыс. руб.", - добавляет эксперт. Как правило, авиакомпании обращаются с исковыми заявлениями в адрес пассажиров только в крайних случаях, когда их имуществу или здоровью сотрудников причинен реальный вред, например если пассажир вел себя неадекватно вследствие опьянения, напоминает Степанова. В то же время если авиакомпания сумеет доказать документально, что ей был причинен ущерб на озвученную сумму, то ее шансы на получение компенсации повышаются, замечает адвокат Роман Гусак.
Что примечательно везде рейсы в/из Махачкалы.