Транспорт России
02.10.2006
Что такое сквозная регистрация?
Современные технологии обслуживания пассажиров
26 сентября 2006 года S7 Airlines провела семинар «Современные технологии обслуживания пассажиров». В семинаре приняли участие 40 представителей двадцати региональных аэропортов России, а также специалисты компаний «Ист Лайн» и SITA. Одна из главных тем семинара - организация сквозной регистрации пассажиров, когда пассажир в первом аэропорту вылета регистрируется на весь маршрут перевозки.
Очень часто в авиации возникает необходимость трансферной перевозки между двумя аэропортами, которые не имеют прямого сообщения. Один из вариантов такого перелета можно назвать «скрытая перевозка», когда пассажир имеет на руках несколько билетов, которые забронированы отдельно и не связаны между собой. Такого пассажира невозможно идентифицировать на регистрации как трансферного, только если он сам этого не скажет. В противоположность этому варианту можно выделить «явную перевозку», когда авиакомпания заранее знает о трансферном маршруте пассажира и может подготовиться к такой перевозке.
Например, при сквозной регистрации на перелет по маршруту Новосибирск Москва - Франкфурт трансферный пассажир в момент регистрации в Новосибирске получает сразу два посадочных талона: на рейс Новосибирск - Москва и на рейс Москва - Франкфурт. Это помогает облегчить пересадку в аэропорту стыковки, уменьшает очереди у стоек регистрации. С посадочным талоном человеку достаточно пройти контроль безопасности и ждать вылета своего рейса, а багаж будет погружен на нужный рейс без его участия. Для аэропорта такая технология также выгодна, потому что она заметно уменьшает очереди на регистрацию, снижает риск опоздания трансферных пассажиров и увеличивает выручку аэропорта от непрофильной деятельности. Вместо того, чтобы бегать с чемоданом по зданию, пассажир может спокойно посидеть в аэропортовом кафе, обойти магазины, сделать покупки.
Доля трансферных пассажиров неуклонно растет, и совершенствование обслуживания становится одной из важных задач. В московском аэропорту Домодедово на систему сквозной регистрации уже перешли авиакомпании S7 Airlines (35% перевозок из Домодедово), Трансаэро (10%), British Airways, Emirates - итого около 40%.
Во второй части семинара участники познакомились с работой авиакомплекса Домодедово, своими глазами увидели работу одного из самых передовых аэропортов России и смогли сделать выводы о важности сквозной регистрации и других современных методов работы с пассажирами. Количество авиаперевозок с каждым годом возрастает, и без внедрения новых технологий аэропорты могут оказаться в тупике, не имея возможности справиться с возросшим пассажиропотоком. Сейчас при оформлении трансферной перевозки в аэропорту вылета возможно некорректное оформление багажа, при котором не указываются даты вылета, вес и другие важные параметры. Как следствие, аэропорту трансфера работать в таких условиях сложно. Решением может стать переход на единые или совместимые системы регистрации пассажиров и багажа. Инициатива S7 Airlines поможет российским аэропортам работать на равных с ведущими мировыми авиакомплексами, повышая качество авиаперевозок.
Одной из наиболее известных в мире систем регистрации пассажиров является Departure Control Service компании SITA (SITA DCS). Ею пользуется ряд ведущих авиакомпаний мира, в том числе и S7 Airlines. Всего на базе SITA в мире работает 235 аэропортов. Это более 30 тысяч рабочих станций и более 60 миллионов пассажиров в год, то есть каждый третий коммерческий пассажир в мире. Системы SITA DCS учитывают все рекомендации IATA и способны существенно упростить процедуру регистрации пассажиров, в том числе и трансферных. Российские аэропорты, помимо SITA DCS, используют системы Sabre, «Астра», «Купол», «Растр», «Регина».
Все системы можно разделить на локальные (сервер расположен в аэропорту) и хостовые (сервер находится у поставщика услуг). Локальные обладают более гибкой системой настройки и не требуют надежного канала связи. Хостовая система использует отдельный канал связи, предоставляемый SITA. Он надежно защищен от вирусов и других проникновений, а также гарантирует надежную работу системы, в отличие от традиционных интернет-каналов.
Почему сквозную регистрацию можно делать в SITA DCS и нельзя делать в «Куполе» и других локальных системах? Дело в том, что локальные системы не могут общаться между собой. Для сквозной регистрации нужен двухсторонний обмен информацией, когда система отправляет запрос во внешнюю базу данных: для согласования регистрации с интерлайн-перевозчиком, регистрации багажа и т.д.
Хостовые программные комплексы позволяют работать с киосками самостоятельной регистрации, которые уже сейчас широко распространены в Европе и позволяют пассажиру регистрироваться на рейс самостоятельно, не выстаивая очередей к стойке регистрации. Киоск представляет собой устройство, напоминающее банкомат, и способно при предъявлении паспорта или кредитной карты распечатать посадочный талон, багажные бирки и, как следствие, сэкономить время пассажиров. В России киоски пока не нашли широкого распространения из-за сравнительно высокой цены, но за этими технологиями будущее, причем не очень отдаленное.
Возможность стыковки SITA DCS с оборудованием системы «Купол» уже протестирована S7 Airlines в новосибирском аэропорту Толмачево, и результаты признаны успешными - как авиакомпанией, так и руководством аэропорта. Некоторое время назад аэропорты Кемерово, Нового Уренгоя и Омска заключили с S7 Airlines договоры о совместном использовании SITA DCS для более качественного обслуживания пассажиров. Первые шаги сделаны. Участники семинара были приятно удивлены, узнав, что авиакомпании готовы платить за то, чтобы иметь доступ к современным системам регистрации в аэропортах присутствия. Действительно, S7 Airlines намерена финансировать установку в региональных аэропортах системы SITA DCS, от аэропортов потребуется только приложить усилия для внедрения системы и ее полноценного использования на благо пассажиров.