«На грузовых перевозчиках пандемия отразилась максимально благоприятно»
S7 увидела нехватку грузовых самолетов для рынка E-commerce
Авиационная группа S7 в августе подписала контракт о приобретении двух грузовых самолета Boeing 737–800BCF у лизинговой компании GECAS. На вопросы “Ъ” о том, зачем компания решила выйти на высококонкурентный рынок грузовых авиаперевозок, ответил генеральный директор S7 Cargo Илья Ярославцев.
—
В силе ли планы S7 насчет получения двух грузовых самолетов B-737–800 в ноябре и январе и по каким маршрутам они будут летать?
— Сроки поставок остаются в силе. Мы планируем начать полеты после включения этих воздушных судов в сертификат эксплуатанта S7 Airlines. В первую очередь будут выполняться рейсы из Москвы и Новосибирска по северным и дальневосточным направлениям, а также в страны Европы и ЕАЭС. В начале 2021 года рассчитываем начать летать в Китай.
—
Выход на рынок перевозок грузовыми самолетами обусловлен эпидемией коронавируса?
— Решение о поставке грузовых самолетов было принято в 2019 году и не было связано с COVID-19. Мы увидели недостаток провозных емкостей в пассажирском флоте и развитие рынка e-commerce.
—
Почему бы не использовать для этих целей багажные отсеки пассажирских самолетов S7 Airlines?
— Перевозка груза в пассажирском салоне имеет ряд ограничений: по массе, габаритам, характеристикам и категории груза. В то же время загрузка самолета с грузом в салон — очень трудоемкий и длительный процесс, который может занимать до шести-восьми часов. С учетом текущей экономики и производственных факторов перевозчики вряд ли смогут достигать результатов, аналогичных весне 2020 года.
—
Каков инвестиционный план проекта по эксплуатации грузовых самолетов?
— Речь скорее идет об определенных операционных затратах, связанных с появлением нового воздушного флота. Эти затраты будут покрыты доходами от транспортировки грузов.
Задача грузового флота — удовлетворить соответствующие потребности рынка, расширить перечень категорий перевозимых грузов. Широкая география полетов S7 Airlines позволит нам формировать интересное предложение для рынка. В то же время сеть дает нам возможность обеспечивать оптимальную загрузку, в том числе с помощью трансферных потоков, когда комбинируются емкости грузовых и пассажирских самолетов.
—
Будет ли расширяться флот грузовых самолетов S7 Airlines?
— Говорить о расширении парка грузовых воздушных судов преждевременно.
—
Как изменилась экономика грузовых авиаперевозок во время пандемии COVID-19?
— У каждого перевозчика свои показатели маржинальности и рентабельности. Однозначно отмечается рост ставок на международные перевозки грузов. До возобновления международного пассажирского авиасообщения ситуация будет способствовать росту сегмента международных грузовых авиаперевозок.
—
Можно ли ожидать, что на российском рынке могут появиться и другие грузовые авиаперевозчики?
— Мы не исключаем интереса к подобным проектам со стороны пассажирских перевозчиков. Пандемия сформировала повышение спроса на грузовые перевозки. На грузовых перевозчиках это отразилось максимально благоприятно, однако пассажирским авиакомпаниям рост показателей в сегменте грузовых перевозок не компенсирует негативных последствий от коронакризиса.
—
Каковы размеры дефицита грузовых самолетов на авиарынке?
— Перевозчики, оперирующие грузовым флотом, столкнулись с вызовом: они должны удовлетворить спрос на тот объем грузоперевозок, который ранее перевозился на международных пассажирских рейсах. В настоящее время дефицит грузовых воздушных судов ощутим на отдельных рынках. Например, для рынков с глобальными грузопотоками не хватает самолетов грузоподъемностью 80–100 тонн, на локальных и региональных рынках есть дефицит 20–30-тонных машин.