- September 7th, 2019, 02:43 pm
Двигатели в деталях: какая продукция «Мотор Сичи» интересует КНР
Китайские компании намерены сконцентрировать более 50% акций украинского предприятия «Мотор Сич» и ждут решения Антимонопольного комитета Украины. Это вызвало бурное обсуждение – все-таки речь идет о
промышленном гиганте, который обеспечивает работой 25 тыс. человек и изготавливает двигатели, в которых нуждаются и военно-воздушные силы самой Украины. А Китай может потерять интерес к развитию украинского завода после того, как получит технологии и наладит свое производство, на что уйдут годы. Проект
#Fly9999 решил разобраться, какие же все-таки двигатели «Мотор Сичи» интересуют Китай – по крайней мере, на этом этапе, когда собственное двигателестроение Поднебесной еще не столь развито.
Напомним, что неделя в авиаотрасли отметилась посещением недюжинной делегацией стратегического объекта "
Китайские покупатели "Мотор Сичи" приехали осматривать ГП "Антонов"".
Китай интересуют как вертолетные двигатели, так и двигатели для различных самолетов из линейки «Мотор Сичи», часть из которых он хотел бы производить по лицензии. Прямые продажи двигателей Китаю Украина начала еще в 90-е, так что рубеж в тысячу единиц был пройден еще несколько лет назад. Двигателями АИ-25ТЛ оснащали учебный самолет JL-8. И
контракт на поставку очередной партии в количестве 25 штук на 2018-2019 года «Мотор Сич» для установки на самолет К-8G производства China National Aero-Technology Import & Export Corporation в 2017 году. Давно уже использует Китай турбовальный двигатель ТВ3-117. Так, контракт на поставку 63 штук ТВ3-117ВМ для вертолетов Ми-17 «Мотор Сич» заключила в 2008-м.
Турбореактивные двигатели АИ-222-25Ф украинского производства устанавливаются на двухместных сверхзвуковых учебно-боевых самолетах Hongdu L-15. Сверхзвуковой самолет с форсажным двигателем авиапромышленная группа Hongdu Aircraft Industry Group
начала производить еще в 2010 году, и Китай заказал «Мотор Сич» двигатели с форсажной камерой. На вооружение ВВС самолет приняли в 2013-м под обозначением JL-10.
Collapse
Интересно, что Washington Timеs год назад уже обвиняла «Мотор Сич» в усилении противника США, поскольку двигатели украинского производства могут использоваться для оснащения самолетов, которые будут размещаться на авианосцах. На что «Мотор Сич» ответила, что если на таких самолетах не будет украинских двигателей, то эту нишу быстро займет Россия со своим АИ-222. И подчеркивали, что Украина создала для КНР новую модификацию двигателя без российских комплектующих, а вот Россия «в нарушение лицензионных условий» ставит двигатели АИ-222 на самолеты Як-130 и при этом пытается наладить их поставки на китайский рынок. Если ранее около половины комплектующих АИ-222-25 поставлялась из Украины, то теперь его полностью из российских комплектующих производит московский завод «Салют».
Отметим, что Поднебесная рассчитывает заменить этот двигатель своим, вопрос только в том, когда. Еще в 2012 году был представлен двигатель Minshan, разработанный и произведенный Guizhou Liyang Aero-Engine Corporation. Тогда украинские специалисты «Ивченко-Прогресс» сказали, что это комбинация нескольких различных двигателей, в том числе и разработки самого «Ивченко-Прогресс», и уступает украинской разработке (например, топливная эффективность на 20% ниже). После этого о двигателе не слышно. «Китайцы регулярно посещают нас, и каждый раз мы спрашиваем их об этом двигателе, они не отвечают и неожиданно начинают смотреть на свою обувь», –
сказалипо этому поводу на «Мотор Сичи».
Турбовинтовым двигателем МС-500В-02С, предназначенным для самолетов малой авиации, Китай заинтересовался еще в 2014 году. Его «Мотор Сич» тогда только продемонстрировала на международной выставке AERO-2014 в Германии. Как
рассказывал руководитель разработки Анатолий Михайлютенко, представители китайской фирмы «выразили желание использовать данный двигатель для своих учебно-тренировочных самолетов». Но техническое задание на двигатель было согласовано только в феврале 2017 года. После чего была разработана конструкторская документация, изготовлен стенд, и в сентябре 2018 года состоялся первый запуск МС-500В-02С. Сейчас ведутся испытания, и руководство предприятия рассчитывает через два года получить на него сертификат. «Наш двигатель – это оптимальный вариант для самолетов первичного обучения пилотов. В настоящее время под него создаются самолеты китайскими фирмами AVIC HONGDU CORPORATION и AVIC GUIZHOU AIRCRAFTCORPORATION», – уверял Михайлютенко.
Двигатель МС-500В-02С с так называемой «обратной схемой» позволяет сделать компактный летательный апарат, а благодаря модульной конструкции его можно разобрать и собрать без сложной оснастки. По словам Михайлютенко, самолеты, для которых создается этот двигатель, должны выполнять фигуры высшего пилотажа, поэтому заложена функция перевернутого полета, и это новшество для «Мотор Сичи».
Интересует Китай турбовентиляторный двигатель средней тяги Д-436-148ФМ, разработанный на базе двигателя Д-36. Его конструкция позволяет сократить количество роторов, лопастей и регулируемых лопатей, и это повышает эксплуатационные характеристики: снижается изнашиваемость, потребляется меньше топлива. Он используется в таких самолетах, как Ан-72, Ан-74, Ан-148, Ту-134, Ту-334.
Турбореактивными двигателями Д-18Т оснащаются такие крупные транспортные самолеты, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія». И он может стать основой для дальнейшего строительства Китаем собственных «тяжеловесов». Поднебесная уже создала тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Сейчас на нем устанавливают российский двигатель Д-30КП2, но он не вполне устраивает заказчика. Украинский Д-18Т тяжеловат для Y-20, но его технологии могли бы помочь Китаю создать двигатель для тяжелых самолетов. На базе Д-18Т создается перспективный двухконтурный турбореактивный АИ-38. Как писало в 2017 году издание «Кэцзи жибао», этот двигатель предполагается производить со специалистами из «Мотор-Сичи» в Чунцине на строящемся совместном китайско-украинском предприятии.
Заинтересован Китай и в вертолетном двигателе Д-136, который планируется использовать для создания тяжелого вертолета нового поколения AHL. Межправительственное соглашение между Россией и Китаем было подписано три года назад. Головной разработчик – китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Холдинг «Вертолеты России» отвечает за разработку трансмиссии, рулевого винта и элементов противообледенительной системы. Двигатели же будут как раз «Мотор Сичи».
Вертолетное двигателестроение в мире уже переходит на новый технологический уровень. Разработчики сосредоточились на создании силовых установок для вертолетов, которые развивали бы скорость более 500 км в час. Температура в двигателях увеличится, и в них нужно использовать больше композитных материалов. Специалисты прогнозируют переход с механического привода с использованием коробки передач на электроприводы и мощные бортовые электрогенераторы. И китайцы понимают, что нужно как можно быстрее осваивать существующие технологии, чтобы иметь шанс догнать мировых разработчиков и производителей.