Самосертификация ODA привела Боинг к удивительным результатам. Прикол в том, что просто так, быстро, вернуться к DER не получится. "Эффективные" на конце Боинга сильно порезали службу качества, а на конце ФАА вообще, службу, контролирующую Боинг, фактически уничтожили
По словам Кантвелл, по поводу режима самоинспекции Boeing сохраняются «критические опасения»
1 апреля 2025 г.
Лорен Розенблатт
деловой репортер Seattle Times
За день до выступления генерального директора Boeing Келли Ортберг в Конгрессе, сенатор США Мария Кантвелл выразила «серьезную обеспокоенность» по поводу программы, которая позволяет производителю самолетов сертифицировать собственную работу.
Эта программа — называемая Organization Designation Authorization (ODA) — подвергалась тщательному изучению в течение последних нескольких лет и была представлена как предоставляющая Boeing слишком большой контроль над собственным надзором. Критики говорят, что Федеральное управление гражданской авиации, регулирующее агентство, которому поручено контролировать качество и безопасность производителей самолетов, таких как Boeing, было слишком небрежно со своим мандатом.
Кантвелл (демократ от Вашингтона) во вторник направила исполняющему обязанности администратора FAA Крису Рошело письмо, в котором настоятельно призвала агентство рассмотреть эти опасения, прежде чем в следующем месяце принять решение о продлении разрешения Boeing.
Сенатор планирует задать Ортбергу вопросы о программе ODA, а также о других проблемах, связанных с безопасностью и качеством в компании, во время слушаний в среду перед сенатским комитетом по торговле, транспорту и науке. Это будет первое появление Ортберга перед Конгрессом с момента вступления в должность генерального директора Boeing в августе и его шанс рассказать законодателям о том, как компания улучшилась после ужасного инцидента в прошлом году, когда панель сорвало с самолета Boeing 737 MAX во время полета.
Ортберг планирует признать, что Boeing допустил «серьёзные ошибки в последние годы», согласно копии его показаний, обнародованной во вторник, имея в виду отрыв панели и две смертельные катастрофы MAX в 2018 и 2019 годах. Эти ошибки «неприемлемы», скажет он.
Но даже признавая, что «нам еще предстоит работа», подготовленные замечания Ортберга выражали оптимизм по поводу изменений, которые уже внес Boeing. Они варьируются от замедления производства до повышения уровня обучения сотрудников и внедрения систем безопасности.
«Никто не стремится изменить нашу компанию больше, чем наша команда», — говорится в замечаниях Ортберга. «Работая вместе, мы сосредоточены на объединении мира, защите наших свобод и поддержке нашей экономики».
Вызван в Конгресс
Сенатор Тед Круз, республиканец из Техаса и председатель сенатского комитета по торговле, транспорту и науке, запланировал слушания для «рассмотрения шагов, предпринятых Boeing» для решения проблем безопасности и производства после отрыва панели в январе 2024 года.
За 16 месяцев с момента отрыва панели Boeing уволил генерального директора Дэйва Калхауна и изложил план качества и безопасности с ключевыми показателями для руководства операциями. Boeing
по-прежнему находится под производственным лимитом, установленным FAA.
«Boeing был великим американским производителем, и все мы должны желать ему процветания», — сказал Круз в февральском заявлении, когда он созвал слушания. «Учитывая прошлые ошибки и проблемы Boeing, летающая общественность заслуживает того, чтобы услышать, какие изменения вносятся для восстановления запятнанной репутации компании».
Boeing уже находился под пристальным вниманием регулирующих органов после того, как шесть лет назад разбились два самолета 737 MAX 8, в результате чего погибло 346 человек. Ошибка в новой системе программного обеспечения MAX привела к падениям самолетов. Спустя годы отрыв панели вновь вызвал опасения относительно приверженности Boeing качеству и безопасности после трагических катастроф, потрясших авиационную общественность, законодателей и контролеров безопасности.
В своих показаниях Ортберг повторил многое из того, на чем Boeing фокусировался ранее, работая над восстановлением доверия к компании и заверением регулирующих органов в безопасности своих самолетов.
Он отметил, что Boeing работает с FAA над реализацией
рекомендаций экспертной группы, которая была созвана в результате катастроф MAX, и части законодательства от 2020 года, направленного на повышение безопасности самолетов.
Опасения по поводу самосертификации
Программа ODA, запущенная в 2009 году, дает некоторым сотрудникам Boeing разрешение на выполнение определенных задач FAA, таких как выдача сертификатов летной годности или принятие инженерных решений для некоторых частей самолета. Она была призвана облегчить нагрузку на регулятора и привести к более стандартному надзору за организациями.
Однако в случае с Boeing это привело к обвинениям в «неправомерном давлении» на сотрудников Boeing, проводящих сертификацию от имени регулирующих органов.
После катастрофы MAX FAA сохранило за собой право выдавать сертификаты летной годности для самолетов 737 и 787.
В 2022 году FAA продлило программу ODA Boeing всего на три года вместо стандартных пяти, поскольку хотела увидеть «необходимые улучшения», написала Кантвелл в своем письме во вторник.
По истечении этих трех лет агентство планировало рассмотреть улучшения, связанные с вмешательством, независимостью, своевременным внедрением необходимых изменений и самопроверками. Ян Вон, бывший менеджер Управления по надзору за безопасностью полетов Boeing в FAA, писал в то время, что «три года должны предоставить достаточно времени для завершения этих мероприятий по улучшению».
Однако октябрьский отчет Генерального инспектора Министерства транспорта
вновь вызвал обеспокоенность по поводу программы ODA и надзора FAA за компанией .
Было установлено, что FAA запросило у ODA Boeing возобновить выдачу окончательных сертификатов летной годности для производственных линий 737 и 787 в августе 2023 года, хотя данные FAA показали снижение качества производства, написала Кэнтвелл.
Этот запрос поступил примерно в то же время, когда фюзеляж рейса 1282 авиакомпании Alaska Airlines проходил через производственную линию Boeing, от Spirit AeroSystems в Уичито, штат Канзас, а затем переместившись на завод Boeing в Рентоне.
Boeing отказался комментировать письмо Кантвелл и программу ODA. FAA заявило во вторник, что ответит напрямую сенатору.
Кантвелл попросила агентство предоставить анализ того, «удовлетворил» ли Boeing улучшения, запрошенные регуляторами в 2022 году, прежде чем принимать решение о том, может ли компания сертифицировать свою собственную работу. ODA Boeing должна быть возобновлена в мае.
The day before Boeing CEO Kelly Ortberg is set to appear before Congress, Senator Maria Cantwell raised “critical concerns” about allowing the aircraft manufacturer to certify its own work.
www.seattletimes.com