В целом в сегменте гражданской авиации многие проекты не были доведены до конца и их закрыли (в частности, по авиалайнеру Ту-204СМ), плановые объемы поставок (внутри и за пределами российского рынка) оказались невыполненными. В новом документе констатируется, что в 2014 г. доля России на мировом рынке гражданского авиастроения составила 1% в самолетном секторе и 3% – в вертолетном. Констатируется факт, что российские предприятия отличаются низкой серийностью производства, особенно в сегменте гражданских самолетов. Согласно утверждению авторов документа, «организации отрасли переоценили свои финансовые и организационные возможности, равно как и спрос на свою продукцию».
Стратегия развития отечественной авиапромышленности до 2030 г. должна прийти на смену аналогичной программе, рассчитанной до 2015 г., цели которой оказались выполненными лишь отчасти. В разработанном чиновниками документе признается, что отрасль низкоэффективна, состоит из переразмеренных и низкопроизводительных интегрированных структур. В новой программе также признается «недостаточный для конкурентоспособной экономики производства масштаб внутреннего рынка; отсутствие развитой системы поставщиков; ограниченность финансовых ресурсов государства в условиях сложной макроэкономической ситуации; ослабление позиций в научно-техническом и технологическом обеспечении отрасли и дефицит квалифицированных кадров.
[...]
В «Стратегии-2030» сказано, что по рейтингу благоприятности условий ведения бизнеса, составленным Всемирным банком, Россия занимает 51-е место, уступая не только таким странам, как США (7-е), Канада (14-е), Германия (15-е), но также Японии (34-е) и Мексике (38-е).
Авторы «Стратегии-2030» утверждают, что «ключевой задачей в целях повышения конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности и важнейшим направлением развития является изменение индустриальной модели отрасли за счет создания развитой системы поставщиков и внутренней оптимизации организаций».
Для исправления ситуации в «Стратегии-2030» предлагается увеличить продажи гражданских воздушных судов на внутреннем и международном рынках, сократить избыточные мощности, сделать акцент на сужении специализации предприятий и на развитии международной кооперации, передать на аутсорсинг неключевые операции, привлечь в отрасль частный капитал, повысить качество профильного образования и вывести научно-исследовательские работы на новый уровень.