Новости холдинга "Вертолёты России"

Посторонним В

Посторонним В

Старожил
Стоял под несущими винтами Ка-52 много раз, от газующегося борта, до непосредственно взлета. Ощущения выстрелов не заметил, правда.
Около полугода место моей работы находилось непосредственно под трассой, по которой осуществляется взлёт/посадка военных вертолётов. Если выйти на улицу, они обычно проходили прямо над головой на высоте около 100 м. И было легко сравнить шум от очень близких по массе/мощности машин Миля и Камова - Ми-8/17 и Ка-27.
Так вот, шум от Ка-шки значительно выше. А в момент, когда он проходит над головой, характерным призвуком, добавляющимся к знакомому всем рокоту было "пение с посвистом" законцовок лопастей у милевской машины и сухие, очень громкие "прострелы" у камовской. К сожалению, в кабинах ни одного, ни другого летать не довелось, так что об ощущениях пассажира могу лишь догадываться.
 
Реклама
calicanzaros

calicanzaros

Новичок
Около полугода место моей работы находилось непосредственно под трассой, по которой осуществляется взлёт/посадка военных вертолётов. Если выйти на улицу, они обычно проходили прямо над головой на высоте около 100 м. И было легко сравнить шум от очень близких по массе/мощности машин Миля и Камова - Ми-8/17 и Ка-27.
Так вот, шум от Ка-шки значительно выше. А в момент, когда он проходит над головой, характерным призвуком, добавляющимся к знакомому всем рокоту было "пение с посвистом" законцовок лопастей у милевской машины и сухие, очень громкие "прострелы" у камовской. К сожалению, в кабинах ни одного, ни другого летать не довелось, так что об ощущениях пассажира могу лишь догадываться.
Доводилось и в кабине сидеть на газовке и висении. Скажу что вибрация ощущается гораздо меньше в Ка-52, чем в Ми-8/17 без виброгасителя. МТВшки у нас были все без виброгасителя, так те так трясет, что ого-го. По звуку не скажу, может я привык к нему просто, но что он другой - соглашусь. За Ка-27 не скажу, они только в соседнем полку были, на них не довелось работать.
 
oas

oas

Местный
Посторонним В, "выстрелы" - это превышение местной скорости звука концевыми сечениями наступающих лопастей, т. к винта два и "выстрелов" больше в два раза, при поступательной скорости вертолета примерно 250 км/ч (почти 70м/с) и поступательной скорости концевых сечений при 273 об/мин примерно 250 м/с, складываем и получаем околозвуковую скорость обтекания. Прикрепил источник, диаграмма рис.17
 

Вложения

  • Спасибо
Reactions: YB
Посторонним В

Посторонним В

Старожил
oas, спасибо, но это не о том.
Вертолёты о которых говорил, летали с небольшой скоростью. Визуально звуки совпадали с "пересечением" лопастей верхнего и нижнего винтов. Можно ли это назвать скачком уплотнения? Не уверен.
 
R

roron

Старожил
Посторонним В, "выстрелы" - это превышение местной скорости звука концевыми сечениями наступающих лопастей, т. к винта два и "выстрелов" больше в два раза, при поступательной скорости вертолета примерно 250 км/ч (почти 70м/с) и поступательной скорости концевых сечений при 273 об/мин примерно 250 м/с, складываем и получаем околозвуковую скорость обтекания. Прикрепил источник, диаграмма рис.17
У меня что то не сходиться с вашими расчётами. Диаметр несущего Ка-52 - 14,5м, при 4,55 Гц получаем скорость 207 м/с. На скорости 250км/ч в сумме получаем 276,7 м/с.
 
  • Спасибо
Reactions: oas
oas

oas

Местный
roron, я приблизительно посчитал не имея точных цифр, а из диаграммы (прикрепление рис 17) видно (для Ка-32/27), что при скоростях полета вертолета около 250 км/ч скорость концов лопастей близка к звуковой, а при наличии даже небольшого угла атаки лопасти (да и просто за счет кривизны профиля) в критическом сечении (над верхней поверхностью профиля концевых сечений) возникают местные скачки уплотнения, которые наземным наблюдателем ощущаются как периодические хлопки или ("выстрелы"). Диаметр винта Ка-32 немного больше 15,9 м. Суть явления от этого не меняется.
 
K

kabuki

Местный
roron, я приблизительно посчитал не имея точных цифр, а из диаграммы (прикрепление рис 17) видно (для Ка-32/27), что при скоростях полета вертолета около 250 км/ч скорость концов лопастей близка к звуковой, а при наличии даже небольшого угла атаки лопасти (да и просто за счет кривизны профиля) в критическом сечении (над верхней поверхностью профиля концевых сечений) возникают местные скачки уплотнения, которые наземным наблюдателем ощущаются как периодические хлопки или ("выстрелы"). Диаметр винта Ка-32 немного больше 15,9 м. Суть явления от этого не меняется.
Изначально речь шла явно не про эти "выстрелы". Летящий на скорости 250 и более Ка-52,32,27,... ещё поискать надо.
Странно, что вы в такие дебри залезли, но так и не поняли, что имелось в виду.
У соосных и одновинтовых вертолётов звук разный? Очевидно, что разный. Какая самая характерная разница, если отбросить свист, шум двигателя итд? Вот эти самые хлопки у соосного.
Грубо говоря у одновинтового звук более-менее равномерный, без явных всплесков относительно средней громкости, а у соосных наоборот регулярно повторяющиеся всплески громкости, которые можно называть как угодно: выстрелы, хлопки, итд. Эти хлопки есть и без всякой скорости, достаточно на газовке шаг перед взлётом дать, и начинается этот долбёж.
 
R

roron

Старожил
roron, я приблизительно посчитал не имея точных цифр, а из диаграммы (прикрепление рис 17) видно (для Ка-32/27), что при скоростях полета вертолета около 250 км/ч скорость концов лопастей близка к звуковой, а при наличии даже небольшого угла атаки лопасти (да и просто за счет кривизны профиля) в критическом сечении (над верхней поверхностью профиля концевых сечений) возникают местные скачки уплотнения, которые наземным наблюдателем ощущаются как периодические хлопки или ("выстрелы"). Диаметр винта Ка-32 немного больше 15,9 м. Суть явления от этого не меняется.
Сейчас ещё уточнил, на Ка-52 313 об/мин, это 237 м/с. На Ка-32 272 об/мин, что получается 226 м/с.
Ну это так, для точности цифр
 
  • Спасибо
Reactions: oas
oas

oas

Местный
Изначально речь шла явно не про эти "выстрелы". Летящий на скорости 250 и более Ка-52,32,27,... ещё поискать надо.
Странно, что вы в такие дебри залезли, но так и не поняли, что имелось в виду.
У соосных и одновинтовых вертолётов звук разный? Очевидно, что разный. Какая самая характерная разница, если отбросить свист, шум двигателя итд? Вот эти самые хлопки у соосного.
Грубо говоря у одновинтового звук более-менее равномерный, без явных всплесков относительно средней громкости, а у соосных наоборот регулярно повторяющиеся всплески громкости, которые можно называть как угодно: выстрелы, хлопки, итд. Эти хлопки есть и без всякой скорости, достаточно на газовке шаг перед взлётом дать, и начинается этот долбёж.
Ок, давайте Вашу гипотезу.
 
Реклама
calicanzaros

calicanzaros

Новичок
Ок, давайте Вашу гипотезу.
Как-то так. Верхний винт закручивает воздух в одну сторону, нижний в другую. Где воздух закрученный по часовой попадает на лопасти идущие против часовой - вот ваши хлопки. Зона закрашенная красным кругом. Желтое - это то, что нижний винт затягивает невозмущенное верхним винтом. При увеличении шага соответственно площадь "удара" нижних лопастей растет, шум громче. Поправьте если не прав.

1.jpg
 
oas

oas

Местный
Как-то так. Верхний винт закручивает воздух в одну сторону, нижний в другую. Где воздух закрученный по часовой попадает на лопасти идущие против часовой - вот ваши хлопки. Зона закрашенная красным кругом. Желтое - это то, что нижний винт затягивает невозмущенное верхним винтом. При увеличении шага соответственно площадь "удара" нижних лопастей растет, шум громче. Поправьте если не прав.

Посмотреть вложение 693037
Ваша схема наглядно показывает, что нижний винт работает в возмущенном верхним винтом потоке, т.е. в менее выгодных условиях. Как это объясняет шум на местности не совсем понятно.
 
Бурундук

Бурундук

Старожил
Локальная скорость возмущенного верхним винтом потока относительно нижней лопасти, там, где верхняя лопасть идёт назад, а нижняя - вперёд, возрастает и может превысить звуковую.
 
Последнее редактирование:
calicanzaros

calicanzaros

Новичок
Ваша схема наглядно показывает, что нижний винт работает в возмущенном верхним винтом потоке, т.е. в менее выгодных условиях. Как это объясняет шум на местности не совсем понятно.
Дык локальная скорость возмущенного верхним винтом потока относительно нижней лопасти, там, где верхняя лопасть идёт назад, а нижняя - вперёд, возрастает и может превысить звуковую.
Ну я это и пытался донести.
 
Посторонним В

Посторонним В

Старожил
Может, скажу глупость, но по-моему в соосной схеме лопасть верхнего винта работает в разных условиях - когда она находится над лопастью нижнего и когда она находится вне её. В первом случае это можно условно сравнить с работой крыла в условиях влияния экрана, во втором - вне его влияния. Причём, "переключение" режимов происходит мгновенно и на очень короткий промежуток времени - когда верхняя лопасть проходит над нижней. Мне кажется, именно это мгновенное изменение режима обтекания и рождает тот самый хлопок. Это усугубляется тем, что ВСЕ лопасти винта испытывают этот эффект одновременно.
А в теорию местного сверхзвука из-за закручивания потока винтом я не верю. Может, это и проявляется на максимальных скоростях, но никак не на скорости захода на посадку, а я этот эффект наблюдал именно в таких условиях.
 
  • Спасибо
Reactions: oas
calicanzaros

calicanzaros

Новичок
Может, скажу глупость, но по-моему в соосной схеме лопасть верхнего винта работает в разных условиях - когда она находится над лопастью нижнего и когда она находится вне её. В первом случае это можно условно сравнить с работой крыла в условиях влияния экрана, во втором - вне его влияния. Причём, "переключение" режимов происходит мгновенно и на очень короткий промежуток времени - когда верхняя лопасть проходит над нижней. Мне кажется, именно это мгновенное изменение режима обтекания и рождает тот самый хлопок. Это усугубляется тем, что ВСЕ лопасти винта испытывают этот эффект одновременно.
А в теорию местного сверхзвука из-за закручивания потока винтом я не верю. Может, это и проявляется на максимальных скоростях, но никак не на скорости захода на посадку, а я этот эффект наблюдал именно в таких условиях.
Частота оборотов примерно 4 об/с. Сколько раз каждая лопасть проходит над соотв. нижней я думаю понятно, а их 3 штуки еще) Так представте себе частоту ударов которые вы думаете приписать прохождению верхней лопасти над нижней при таких условиях. Да это прям пулемет получиться, даже чащеo_O
 
alexfill2015

alexfill2015

Алексей
 
Посторонним В

Посторонним В

Старожил
Частота оборотов примерно 4 об/с. Сколько раз каждая лопасть проходит над соотв. нижней я думаю понятно, а их 3 штуки еще) Так представте себе частоту ударов которые вы думаете приписать прохождению верхней лопасти над нижней при таких условиях. Да это прям пулемет получиться, даже чащеo_O
Думаю, тут вопрос в интерференции. Мелкие возмущения накладываются и образуют крупные через бОльшие промежутки времени. Их и слышит наблюдатель на земле.
Ровно то же самое происходит с обычными волнами, накатывающими на берег.
 
K

kabuki

Местный
Думаю, тут вопрос в интерференции. Мелкие возмущения накладываются и образуют крупные через бОльшие промежутки времени. Их и слышит наблюдатель на земле.
Ровно то же самое происходит с обычными волнами, накатывающими на берег.
Если смотреть по записи звука, то по моим замерам хлопки идут с интервалом от 52 до 70 мс.
Смотрел по 2 разным длинным видео.
ка-52.png
 
Реклама
R

roron

Старожил
Если смотреть по записи звука, то по моим замерам хлопки идут с интервалом от 52 до 70 мс.
Смотрел по 2 разным длинным видео.
Посмотреть вложение 693139
При частоте 313 об/мин, получаем один оборот за 191 мс, делим на три лопасти и получаем 63...64 мс