Пока есть время, решил написать свою версию итогов 2022 года в космонавтике. Не за всем получалось нормально следить, так что на всеобъемлющую точность не претендую
Заодно постараюсь прикинуть, чего ждать в году наступившем.
В 2022:
- SLS, наконец, успешно слетала с Artemis-1. Техника сработала как надо, но широкая общественность интереса не проявила, финансовые показатели программы по-прежнему чудовищны, сроки полета «Ориона» с экипажем вокруг Луны до сих пор не вполне ясны. Впрочем, уверен, что Artemis-2 рано или поздно состоится (надо же в чем-то Америке опережать Китай).
- SpaceX вынесла всех в одну калитку, совершив 61 орбитальный запуск за год (то есть, «Фальконы» летали чаще 1 раза в неделю). В прогнозе звучала цифра в 52 запуска (признаться, я не верил даже в эту, более «консервативную», цифру). Достигнут новый рекорд повторного использования первых ступеней (один из бустеров слетал в 15-й раз). Вновь в деле Falcon Heavy.
- Как следствие конфликта России и Украины, «Роскосмос» потерял остававшиеся коммерческие контракты (OneWeb, пуски с Куру). Обозримое будущее российской космонавтики сводится к запуску спутников по госпрограмме и обслуживанию МКС. Произошел болезненный разрыв отношений с ЕКА, повлекший отмену (практически готовой) миссии к Марсу и отключение немецкого телескопа, установленного на обсерватории «Спектр-РГ». С другой стороны, сохраняются хорошие результаты по надежности ракет (в т. ч. легкой «Ангары», слетавшей аж дважды), пришло новое руководство.
- Другой жертвой текущих событий стала американская ракета «Антарес», для которой прекращены поставки двигателей первой ступени. Не за горами и прекращение полетов «Атлас-V» (все оставшиеся запуски будут из Флориды, 10 ноября был последний старт с Ванденберга).
- МКС остается площадкой для продуктивного сотрудничества России и США: ожидается продолжение эксплуатации станции и после 2024 года, начались перекрестные полеты: Анна Кикина стала первой россиянкой, слетавшей на корабле Crew Dragon от SpaceX.
- Starliner компании Боинг частично реабилитировал свою репутацию, совершив успешный беспилотный полет к МКС.
- Китайская космическая станция существенно увеличилась в размерах за счет запуска двух крупных модулей с научным оборудованием, а также стала непрерывно обитаемой: на борту теперь постоянно работают 3 космонавта.
- Космический телескоп Джеймса Уэбба успешно начал свою работу. Астрономы смогли получить уникальные снимки объектов, удаленных от Земли на 10+ млрд световых лет; разрешающая способность и скорость выполнения обзора неба во много раз превосходят «Хаббл» и наземные телескопы).
- На Марсе жив и летает вертолет Ingenuity, марсоход Perseverance трудится в районе дельты высохшей реки, собирая образцы грунта, а вот InSight больше не с нами (так же как и индийский орбитальный аппарат «Мангальян»). Зато жив Curiosity, неясен статус китайского ровера.
- Экспериментальный аппарат DART успешно врезался в небольшой астероид Диморф, изменив его орбиту (что и было целью миссии).
- Juno прислал новые фото спутника Юпитера – Европы (первые с 2007 года, сделанные вблизи).
- Год выдался не слишком успешным для компаний-разработчиков легких ракет. Записать его себе в актив смогут, пожалуй, разве что спецы из RocketLab, обошедшиеся без аварий (9 успешных пусков, в т. ч. первая для компании миссия к Луне – аппарат CAPSTONE по заказу НАСА). Astra продолжила мучения со своей Rocket 3, выдав 2 аварии и 1 успешный старт; а Firefly – с ракетой Alpha (ее единственный в этом году запуск поначалу казался успешным, но аппараты оказались на нецелевой орбите). Европейская Vega-C, как оказалось, унаследовала болячки обычной «Веги», а китайские частники продолжили создавать много шума из ничего.
- Невесело было и любителям суборбитального туризма. Blue Origin совершила скромные 3 запуска New Shepard, пока не произошла авария в сентябре. К счастью, никто не погиб, но полеты приостановлены. Virgin Galactic, свозив к границе космоса Ричарда Брэнсона, никуда не летала вообще.
- Старшип так никуда и не полетел, хотя FAA дала принципиальное согласие на использование космодрома Бока Чика для орбитальных запусков. «Рапторы» за год стали надежнее, термоизолирующая плитка на Старшипе – не особо.
За чем следить в 2023-м?
- Продолжение сотрудничества на МКС, продолжение практики перекрестных полетов космонавтов и астронавтов.
- Туристический полет Polaris Dawn на корабле Crew Dragon, во время которого Джаред Айзекман собирается выйти в открытый космос.
- Первый орбитальный полет связки Starship + SuperHeavy (степень успешности которого предугадать нелегко).
- Первый полет ракеты Vulcan Centaur (которая должна сменить Atlas V для компании ULA).
- Первый полет японской ракеты H-3 (история создания которой из-за многочисленных задержек подозрительно начинает напоминать другой проект MHI – когда они пассажирский региональный самолет делали...)
- Первые полеты легких ракет Terran 1 (компании Relativity Space) и RS1 (от ABL Space Systems). Что-то мелкое, наконец, должно выгореть у китайцев.
- Falcon 9, в отсутствие аварий, должен достичь частоты 50+ полетов за год; несколько раз слетает и Falcon Heavy.
- Первый полет «Старлайнера» с экипажем на МКС.
- Может состояться долгожданный запуск «Луны-25» с Восточного.
- Много малых миссий к Луне (из самых разных стран).
- Запуск европейского исследовательского зонда в систему Юпитера (JUICE), который займётся изучением его спутников. То будет последний полет Ariane 5.
- Станция Juno, которая летает вокруг Юпитера вот уже более 6 лет, пролетит неподалеку от Ио и передаст на Землю свежие фото.
- Perseverance продолжит исследовать регион высохшей дельты в кратере Езеро, проводя забор образов грунта. Сколько продержится Ingenuity, предсказать сложно.
- Результаты наблюдений экзопланет системы TRAPPIST-1 от телескопа Уэбба.
...