О космосе - общая ветка

Скорее, здесь и была проблема. НК-33 без привлечения, а РД с привлечением специалистов. Старый двигатель - старые специалисты. Иных уж нет, а те далече.
 
Старый двигатель - старые специалисты.
С ними мы гоняли наш НК-88 в "Химзаводе" в тогда еще Куйбышеве...
А НК-тридцпть третьими там был забит целый склад(цех)ю И беседки для детсадов из сопел делали По-моему это был 83год, или 84й.
 
а спутники нового поколения уже запускались?
 
ТНА с его оборотами ещё тот гироскоп, и если конструктор не предусмотрел его качание - то тут может вылезти всё что угодно
А это не так важно - в ОАО специалистов по этому движку всё равно уже не было
 
а спутники нового поколения уже запускались?
В этом году - 2 Глонасс-К - 07.07 и 10.10
А вообще их уже 5 штук запустили, но ранние вроде не использовались по назначению, может кто ближе к теме скажет как там сейчас
Посмотрел на сайте Глонасс - крайние К и М на этапе ввода в эксплуатацию, на испытаниях один К, выходит некоторые К уже работают по назначению.
Более пристально посмотрев, видим, что два К используются.

№№Дата запускаДата вводаСтатус
Космос-2471
26.02.2011​
Не в числится в составе
Космос-2501
01.12.2014​
15.02.2016Используется по целевому назначению
Космос-2547
25.10.2020​
28.04.2022Используется по целевому назначению
Космос-2557
07.07.2022​
На этапе летных испытаний
Космос-2559
10.10.2022​
На этапе ввода в эксплуатацию
 
Последнее редактирование:

Пару лет назад была информация, что ГЛОНАСС хуже (медленнее, менее точно) работает чем GPS.
На сколько сейчас эта информация актуальна?

В телефонах у всех сейчас есть глонасс (вроде). Как понять, работает ли он реально или только GPS? или телефон автоматически выбирает способ?
 
МЕДЛЕННЕЕ это как? Все вычисления делаются телефоном/навигатором. От источника навсигнала это не зависит.
У меня у самого такой вопрос эпизодически возникает - почему-то уже лет 10 как функцию показа используемого созвездия спутников поубирали из софта везде. Все современные аппараты по заявлениям используют все навсистемы - не только GPS и GLONASS, но и Байду и Галилео
 
Реакции: SDA
Если всякие альманахи со спутников рассылать с более низкой скоростью, что это скажется на скорости определения кординат.
Но, думается, для бытовых нужд разница будет незаметна.
 
я не знаю. Ну к примеру само соединение с GPS от телефона (есть же A-Gps). то есть после того, как вы включили телефон.
 
Роскосмос:
Журнал «Русский космос» (Номер 46) PDF
 
 
Пока есть время, решил написать свою версию итогов 2022 года в космонавтике. Не за всем получалось нормально следить, так что на всеобъемлющую точность не претендую Заодно постараюсь прикинуть, чего ждать в году наступившем.

В 2022:

- SLS, наконец, успешно слетала с Artemis-1. Техника сработала как надо, но широкая общественность интереса не проявила, финансовые показатели программы по-прежнему чудовищны, сроки полета «Ориона» с экипажем вокруг Луны до сих пор не вполне ясны. Впрочем, уверен, что Artemis-2 рано или поздно состоится (надо же в чем-то Америке опережать Китай).
- SpaceX вынесла всех в одну калитку, совершив 61 орбитальный запуск за год (то есть, «Фальконы» летали чаще 1 раза в неделю). В прогнозе звучала цифра в 52 запуска (признаться, я не верил даже в эту, более «консервативную», цифру). Достигнут новый рекорд повторного использования первых ступеней (один из бустеров слетал в 15-й раз). Вновь в деле Falcon Heavy.
- Как следствие конфликта России и Украины, «Роскосмос» потерял остававшиеся коммерческие контракты (OneWeb, пуски с Куру). Обозримое будущее российской космонавтики сводится к запуску спутников по госпрограмме и обслуживанию МКС. Произошел болезненный разрыв отношений с ЕКА, повлекший отмену (практически готовой) миссии к Марсу и отключение немецкого телескопа, установленного на обсерватории «Спектр-РГ». С другой стороны, сохраняются хорошие результаты по надежности ракет (в т. ч. легкой «Ангары», слетавшей аж дважды), пришло новое руководство.
- Другой жертвой текущих событий стала американская ракета «Антарес», для которой прекращены поставки двигателей первой ступени. Не за горами и прекращение полетов «Атлас-V» (все оставшиеся запуски будут из Флориды, 10 ноября был последний старт с Ванденберга).
- МКС остается площадкой для продуктивного сотрудничества России и США: ожидается продолжение эксплуатации станции и после 2024 года, начались перекрестные полеты: Анна Кикина стала первой россиянкой, слетавшей на корабле Crew Dragon от SpaceX.
- Starliner компании Боинг частично реабилитировал свою репутацию, совершив успешный беспилотный полет к МКС.
- Китайская космическая станция существенно увеличилась в размерах за счет запуска двух крупных модулей с научным оборудованием, а также стала непрерывно обитаемой: на борту теперь постоянно работают 3 космонавта.
- Космический телескоп Джеймса Уэбба успешно начал свою работу. Астрономы смогли получить уникальные снимки объектов, удаленных от Земли на 10+ млрд световых лет; разрешающая способность и скорость выполнения обзора неба во много раз превосходят «Хаббл» и наземные телескопы).
- На Марсе жив и летает вертолет Ingenuity, марсоход Perseverance трудится в районе дельты высохшей реки, собирая образцы грунта, а вот InSight больше не с нами (так же как и индийский орбитальный аппарат «Мангальян»). Зато жив Curiosity, неясен статус китайского ровера.
- Экспериментальный аппарат DART успешно врезался в небольшой астероид Диморф, изменив его орбиту (что и было целью миссии).
- Juno прислал новые фото спутника Юпитера – Европы (первые с 2007 года, сделанные вблизи).
- Год выдался не слишком успешным для компаний-разработчиков легких ракет. Записать его себе в актив смогут, пожалуй, разве что спецы из RocketLab, обошедшиеся без аварий (9 успешных пусков, в т. ч. первая для компании миссия к Луне – аппарат CAPSTONE по заказу НАСА). Astra продолжила мучения со своей Rocket 3, выдав 2 аварии и 1 успешный старт; а Firefly – с ракетой Alpha (ее единственный в этом году запуск поначалу казался успешным, но аппараты оказались на нецелевой орбите). Европейская Vega-C, как оказалось, унаследовала болячки обычной «Веги», а китайские частники продолжили создавать много шума из ничего.
- Невесело было и любителям суборбитального туризма. Blue Origin совершила скромные 3 запуска New Shepard, пока не произошла авария в сентябре. К счастью, никто не погиб, но полеты приостановлены. Virgin Galactic, свозив к границе космоса Ричарда Брэнсона, никуда не летала вообще.
- Старшип так никуда и не полетел, хотя FAA дала принципиальное согласие на использование космодрома Бока Чика для орбитальных запусков. «Рапторы» за год стали надежнее, термоизолирующая плитка на Старшипе – не особо.

За чем следить в 2023-м?

- Продолжение сотрудничества на МКС, продолжение практики перекрестных полетов космонавтов и астронавтов.
- Туристический полет Polaris Dawn на корабле Crew Dragon, во время которого Джаред Айзекман собирается выйти в открытый космос.
- Первый орбитальный полет связки Starship + SuperHeavy (степень успешности которого предугадать нелегко).
- Первый полет ракеты Vulcan Centaur (которая должна сменить Atlas V для компании ULA).
- Первый полет японской ракеты H-3 (история создания которой из-за многочисленных задержек подозрительно начинает напоминать другой проект MHI – когда они пассажирский региональный самолет делали...)
- Первые полеты легких ракет Terran 1 (компании Relativity Space) и RS1 (от ABL Space Systems). Что-то мелкое, наконец, должно выгореть у китайцев.
- Falcon 9, в отсутствие аварий, должен достичь частоты 50+ полетов за год; несколько раз слетает и Falcon Heavy.
- Первый полет «Старлайнера» с экипажем на МКС.
- Может состояться долгожданный запуск «Луны-25» с Восточного.
- Много малых миссий к Луне (из самых разных стран).
- Запуск европейского исследовательского зонда в систему Юпитера (JUICE), который займётся изучением его спутников. То будет последний полет Ariane 5.
- Станция Juno, которая летает вокруг Юпитера вот уже более 6 лет, пролетит неподалеку от Ио и передаст на Землю свежие фото.
- Perseverance продолжит исследовать регион высохшей дельты в кратере Езеро, проводя забор образов грунта. Сколько продержится Ingenuity, предсказать сложно.
- Результаты наблюдений экзопланет системы TRAPPIST-1 от телескопа Уэбба.
...
 
Последнее редактирование:
Угу, аж целых 10 месяцев еще могло длиться - ни саксы, ни франки не посмели ли бы против американских санкций.
 
Вчера в соседней теме подняли тему космического мусора.
Попробуем ее немного развить. Так выглядит распределение объектов на околоземной орбите за последние годы:


(из доклада Space Activities in 2022, стр. 37)

Из этого графика можно сходу сделать два вывода.

1. Активно работающие спутники составляют только четверть от числа всех отслеживаемых объектов; на графике – это 3 верхних цвета (голубой, красный и бледно-розовый). Все остальное – космический мусор различного происхождения.

2. Львиная доля мусора – это обломки, появившиеся на орбите в результате испытаний противоспутниковых ракет и столкновений аппаратов между собой. Именно с такого рода событиями связаны внезапные «подскоки» графика, например первый большой скачок связан с появлением черного цвета внизу (он соответствует обломкам спутника FY-1C, сбитого военными Китая при испытании противоспутникового оружения в 2007-м). Нетрудно заметить, что практически все фрагменты аппарата остаются на стабильных орбитах даже спустя 15 лет.

Второй большой прыжок графика вверх (где появляется желтый цвет) – результат столкновения спутников Iridium-33 и Космос-2251 в 2009-м.

А вот последний скачок – это результат испытаний противоспутниковой ракеты МО РФ в 2021 году. Тогда было много споров, насколько грамотно был проведен этот тест: с одной стороны, выбранная траектория ракеты наводила на мысль о стремлении уменьшить количество долгоживущих обломков, с другой – тест был проведен слишком высоко, а значит появившийся мусор останется в космосе, как минимум, несколько лет.

Но прошел год, и судя по бодрому движению графика вниз... испытания действительно были проведены сравнительно чисто, и практически все обломки аппарата «Целина-Д» уже сгорели в атмосфере. Должен признать, что я, когда писал здесь, что типа все ужас-ужас, был неправ