УТ-2 (Я-20) – советский двухместный учебно-тренировочный самолёт, спроектированный конструкторским бюро А.С. Яковлева в 1934-1935 годах и ставший «летающей партой» для большинства советских военных лётчиков Второй мировой войны.
Легендарный самолёт УТ-2 строился серийно с 1937 года по 1944 год и до 1948 года являлся основным учебным самолётом в лётных школах и аэроклубах СССР. Всего было построено 7243 экземпляра.
В предвоенные годы лётчики-спортсмены установили на УТ-2 несколько международных рекордов (в том числе женских) высоты, скорости и дальности полёта для самолёта такой весовой категории. Его нормальная взлётная масса составляла – 850 кг, скорость - 205 км/час, максимальная высота полёта - 3500 м. Самолёт выпускался в двух вариантах: с двигателем М-11Е в 150 л. с. и с двигателем Рено-4 «Бенгали» в 140 л. с. Масса обоих самолётов была довольно близкой, запаса топлива хватало на два часа. Лётные данные получились весьма высокими.
К сожалению, деревянная конструкция УТ-2 не предполагала длительную эксплуатацию, поэтому в начале 1950-х годов эти самолёты полностью исчезли. В 1978 году на московском предприятии фирмы Яковлева изготовили два новых самолёта УТ-2, но несмотря на высокое качество исполнения, эти два образца не летали и остались музейными экспонатами.
⠀
В 2011 году в «Русском авиационном обществе» решили воссоздать полноценный летающий УТ-2, который должен был дополнить коллекцию исторических самолётов - По-2, МиГ-3, Як-12 и Ньюпор-17. Для решения этой непростой задачи были использованы оригинальные чертежи ОКБ им. Яковлева. Материалы и технологии тоже полностью соответствовали тому времени: фюзеляж и центроплан – деревянные, обшивка самолёта - фанера с полотном. На самолёте установлен двигатель М-11ПФ мощностью 160 лс.
Работы по постройке начались в 2013 году, и 13 октября 2016 года на аэродроме «Дарьино» пилот Русского авиационного общества Александр Васильевич Ковалев впервые поднял Утёнка в воздух. Через день, 14 октября самолёт испытал в воздухе лётчик-испытатель сертификационного центра Юрий Михайлович Кабанов.
После этого самолёт УТ-2 несколько раз становился участником российских авиационных выставок и авиашоу, выполнял демонстрационные полёты на 105-летии ВВС России.
С июля 2019 года единственный в мире летающий УТ-2Б RA-2724G (такое обозначение он получил в регистрационных документах) базируется в Авиапарке Орешково и доступен для знакомства всем желающим. Также УТ-2 можно увидеть в Монино, где находится главный музей ВВС, в Музее Техники Вадима Задорожного и на демонстрационной площадке авиационного завода «Прогресс» в городе Арсеньев.
Приезжайте в Орешково, с нами интересно!