Версия Лушникова многое прояснила, но версия МАК гораздо ближе не к версии Лушникова, а к версии Vik63. Принципиальное расхождение Лушникова, с одной стороны, и Vik63 с МАК, с другой стороны, в следующем.
Лушников считает первопричиной задержки взлета пикирующий момент, вызванный несоответствием начальной установки стабилизатора фактической центровке, а нарастающее торможение, по его мнению, лишь следствие - из-за необходимости упираться в тормозную зону педалей при попытке поднять самолет штурвалом на себя.
Vik63 и МАК считают, что установка стабилизатора удовлетворительно соответствовала фактической центровке, а первопричина задержки взлета - пикирующий момент, вызванный непроизвольным подтормаживанием. Более того, Vik63 приводил расчет, показывающий, что такое несоответствие первоначальной установки стабилизатора фактической центровке, которое необходимо по версии Лушникова, сделало бы невозможным взлет при той перекладке стабилизатора, которую успели сделать. Однако Лушников на АВВАКУЛЕ остался при своем мнении.
И Vik63, и МАК, поддерживают версию Лушникова в той части, где он объясняет нарастание торможения при взятии штурвала на себя. Но, ИХМО, уважаемый Vik63 первоначально недооценил такое нарастание торможения и недавно признал (сегодня в 05-22 - см.), что подъем ПС и отрыв стали возможными только "благодаря" кратковременному снижению пикирующего момента от двигателей при кратковременном переводе РУД на МГ - хотя именно это сделало окончательно невозможным продолжение взлета:
Так что, возможно, Лушников тоже частично прав, предполагая ошибку в начальной установке стабилизатора. Однако, по последним оценкам Vik63 (см. 05-22), эта ошибка не может быть значительной - иначе бы они не взлетели даже при переключении на МГ.