Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

А резве система антиюза предполагает оставление следов?
Если колеса не блокируются при торможении, откуда могут взяться такие явные, непрерывные следы?
 
Реклама
При посадке колёса неподвижны. И раскручиваются от контакта с полосой. Естественно, проскальзывают какое-то время и оставляют следы.
Это моё родное Пулково.
Если встать на полосу и попытаться сфотографировать, то будет казаться, что следы начинаются на торце полосы.
 
От b627boris: "...эту информацию подтвердил «Известиям» и эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный лётчик РФ Андрей Гусев..."
— Как всегда, эта пресса в очередной раз подставила заслуженного военного лётчика. Не являясь заслуженным, а обычным военным лётчиком, нахожу тот же текст от rosbalt.ru "сырым", не проработанным, содержащим много неточностей и шероховатостей. Не мог профессионал подтвердить информацию в таком виде, в каком она здесь представлена. Не принято так говорить о самолёте, внутри которого находится экипаж, будто он, самолёт, проскочил точку отрыва, да ещё, как написано - "во время разгона по ВПП". Какая-то тавтология. Самолёт - это управляемый летательный аппарат, который подчиняется действиям лётчика, выполняющего взлёт, и сам самолёт проскочить ничего не может. Разбег с разгоном (ускорением), естественно, что производится по ВПП, но, прежде чем "проскочить" точку отрыва, нужно ещё оторвать переднюю стойку.
— По поводу расстояния до "мачты ближнего приводного радиомаяка" явно что-то напутали. По всем стандартам ближний привод на аэродромах должен быть расположен на расстоянии, равном одному (1) километру от торца полосы. Откуда они взяли эти "450 м от конца полосы". Или речь идёт о конце полосы безопасности? Тогда нужно было сделать соответствующую оговорку, чтобы не вводить в заблуждение народ.
"...рассказал, что лайнер оторвался от полосы слишком далеко, "перебежав" её..." Наверное, нужно было сказать "пробежав", а не "перебежав". Перебежать полосу можно только поперёк, а на разбеге полосу пробегают. И как лайнер мог оторваться от полосы, если он пробежал её полностью, потом бежал ещё по траве 400 метров? Значит не от полосы он оторвался, а уже за её пределами. Фотографии следов от колёс самолёта, оставленные на траве после торца полосы подтверждают этот факт. Не мог лётчик, знающий об этом, сказать так, как написано в представленном здесь отрывке статьи.
"...такое случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей" — объяснил эксперт. Ну не выражаются таким языком лётчики. Он мог сказать, например, что тяги двигателей было не достаточно для разгона самолёта до нужной скорости.
— Вообще вызывает сомнение, что комментарии подобного рода дал лётчик профессионал. Возможно, он говорил правильно, но корреспондент записал так, как успел запомнить. И зря лётчик не проверил эту писанину: "Пройдя „точку принятия решения“, в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку — "поддернул" лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло". О "точке принятия решения" принято говорить в привязке к этапу полёта на маршруте. На разбеге принято говорить о скорости, по достижению которой лётчиком принимается решение для продолжения взлёта. И в данном случае пользуются понятием "рубеж". И что-за такая "типичная ошибка", о которой написал корреспондент? Никогда инстинктивно лётчик не "поддёргивать лайнер" на разбеге. Есть методика выполнения взлёта, согласно которой предусмотрены действия лётчика на стадии разгона им самолёта до скорости подъёма передней стойки с целью придания ему взлётного угла, и далее следует стадия разбега на основных колёсах шасси с выдерживанием этого угла с последующим разгоном самолёта до скорости отрыва.
"...в авиации подобные катастрофы называют „лейтенантской ошибкой“, свойственной молодым пилотам..." Да не молодым пилотам свойственны ошибки подобного рода, а тем, кого не научили правильно летать. Курсантов, которые не способны усвоить методику взлёта, просто списывают на стадии обучения. А в полках лейтенантов при переучивании на новый тип самолёта должны обучить методике взлёта. После прочтения упомянутой статьи у народа, наверное, создалось мнение, что в авиации, тем более - в ВВС сплошной бардак.
 
А резве система антиюза предполагает оставление следов? Если колеса не блокируются при торможении, откуда могут взяться такие явные, непрерывные следы?
Предполагает. Автомат Юза срабатывает при одновременном выполнении двух условий:
1. снижение углового ускорения колеса ниже установленного значения;
2. наличие давления, создаваемого основной гидросистемой, в тормозных барабанах колес.
Т..е. наличие тормозного следа обязательно в случаях касания ВС ВПП при посадке и/или аварийного торможения ВС на пробеге (разбеге, рулении) в условиях блокировки колёс.
 
del_fin-1, Антиюзовая автоматика обеспечивает безъюзовое вращение колёс. И при работе основной тормозной системы, и при работе аварийной.
Поэтому при касании ВПП следы есть, а при торможении их быть не должно. Ну, то-есть при торможении юз так невелик, что колёса не оставляют заметных следов.
 
Но вообще, если на "эксклюзиве" следы от торможения, это была очень рисковая посадка. Чуть ли не на грунт.

Я ошибаюсь в том, что "посадочные" следы должны начинаться позже?
 
Но вообще, если на "эксклюзиве" следы от торможения, это была очень рисковая посадка. Чуть ли не на грунт.
Я ошибаюсь в том, что "посадочные" следы должны начинаться позже?
Согласен полностью. Не может быть никаких следов у самого торца. Если только при рулении кто то заехал но это совсем не тот след.
 
Имел место случай, кргда при неправильной (грубой) регулировке УА-58 при глубоком торможении на ВПП остался прерывистый след и самолет на второй половине пробега незначительно вело в с сторону подтормаживающего колеса.
Прерывистый! А на фото сплошной, парный след.

А вот фото следа по траве очень интересно - вся трава сбита, а дерн не тронут.
Похоже, что самолет там уже летел, по траве только колеса чуть цепляли.
Т.е. машина на нулевом угле атаки вывесилась только за счет установочного угла крыла и на закрылках.

Трава (нет возможности к торможению) - скорость 230 - стабилизатор стоит с углом атаки 9-10 градусов - рули отклонены на кабрирование - самолет уже вывесился... а нос так и не поднимается...

Чертовщина какая-то...
 
Создал табличку реконструкции дистанции взлета .Но точку отсчета взял не страгивание - а наоборот - падение- то есть обратным путем , так как по первым секундам данных по скоростям и отсечкам у нас нет, а есть данные что падение было приблизительно в 800 м. от конца полосы . Из этого и исходил, правда при подгонке чтобы отрыв был в 400 м от ВПП -пришлось поставить падение в 850 м., так как есть погрешности в докладах скоростей по отсечкам времени.Точка 300 м стоит по данным МАК которые говорят что они вырулили с РД-5 на расстоянии 300 м. от торца ВВП. Скорость 65 - хотя ее и не было на отсечках я поставил исходя из стандартного ускорения исправного як-42 при взлете на номинале такой же массы в диапазоне скоростей 66-105 ( данные ранее предоставил vim1964) и достижения скорости 130 к заданному отсечкой моменту времени..
Основные выводы :
1. Пропало 500 м. полосы - которые видимо ушли на разбег после страгивания на режиме 74-76 до вывода на номинал. Эти клетки показаны красным. В желтую клетку можно подставить свою цифру ( это скорость начала вывода на номинал - о которой мы можем только догадываться) и увидеть как меняются данные - практически никак - хоть 0, хоть 65, все равно получается около 500 м. они просто катились на РУД 74-76. Точка 300 м стоит по данным МАК которые говорят что они вырулили с РД-5 на расстоянии 300 м. от торца ВВП. Скорость 65 - хотя ее и не было на отсечках я поставил исходя из стандартного ускорения исправного як-42 при взлете на номинале такой же массы в диапазоне скоростей 66-105 ( данные ранее предоставил vim1964) и достижения скорости 130 к заданному отсечкой моменту времени..
2. Вывод на номинал последовал не через 2-3 сек после страгивания как д.б. по РЛЭ - а через 12 сек., что и вызвало п.1
3.Неподъем передней стойки выявился за 1,5 км. до конца ВПП.
Достаточно ли этого для прекращения взлета?
4.Мысль о стабилизаторе возникла за 400 м до конца полосы- крайне поздно, поэтому успели переложить всего 0,8 градуса.
 

Вложения

  • расчет дистанций.xls
    30,5 КБ · Просмотры: 320
Последнее редактирование:
Реклама
Датчик Юза открывает сливную магистраль г/системы по снижению углового ускорения колеса ниже значения, на которое он отрегулирован. А след на ВПП оставляет заблокированное колесо или колесо, движущееся по ВПП с проскальзыванием (с более низкой линейной скоростью). Имел место случай, кргда при неправильной (грубой) регулировке УА-58 при глубоком торможении на ВПП остался прерывистый след и самолет на второй половине пробега незначительно вело в с сторону подтормаживающего колеса.
Не учитывается один момент.
УА-58 начинает работать только при отрицательном ускорении колеса.
Если колесо увеличивает обороты (а здесь так и было, двигатели на взлетном, скорость растет), антиюзовый автомат в работу тормозов не вмешивается, колеса стойки могли вращаться с постоянной скоростью и при этом юзить по полосе, и УА-58 не сбросил бы давление в контуре.
 
Как вы себе представляете одновременное вращение и юз?
Я считаю что юз - это проскальзывание покрышки по полосе. Блокировка колес, это их полная остановка. Юз может быть и при блокировке колес и при их вращении со скоростью меньшей скорости движения самолета, оставляя на полосе такой же след как и при блокировке колес но меньшей скорости движения самолета.
Антиюзовый автомат не позволит создать блокировку колес. Они будут вращаться постепенно замедляясь.
Цитата из РТЭ Як42: "Если колесо разгоняется или движется с равномерной скоростью, автомат находится в исходном положении: клапан впуска (22) открыт, давление в тормозе определяется обжатием редукционного клапана УГ149"
Просто он рассчитан на работу во время посадки. А здесь режим нештатный. Тяга двигателей и торможение одновременно.
 
Цитата: Сообщение от Bazuka
Как вы себе представляете одновременное вращение и юз?
Нормально.
Прошу прощения, читал про юз, думал про полную блокировку
Я считаю что юз - это проскальзывание покрышки по полосе.
Совершенно верно, к вечеру сам торможу.
 
Последнее редактирование:
Создал табличку реконструкции дистанции взлета .Скорость 65 - хотя ее и не было на отсечках я поставил исходя из стандартного ускорения исправного як-42 при взлете на номинале такой же массы в диапазоне скоростей 66-105 ( данные ранее предоставил vim1964) и отсечки скорости 130.
Немного ошибся - вместо 65 надо было поставить 70, но ничего существенного это не меняет.Здесь новый файл.
 

Вложения

  • расчет дистанций.xls
    30,5 КБ · Просмотры: 106
Как вы себе представляете одновременное вращение и юз?
Максимальный коэффициэнт сцепления получается при частичном юзе порядка 5-7%.
Т.е. вращение постоянное и чуть отстает.
При таком небольшом отставании след на бетоне может остаться, но он должен быть бледным.
 
Пара вопросов к тем, кто обладает информацией.
1. Слышал, что борт RA-42434 был не очень серийный, вроде бы ему добавили электроники. Если это правда, касались ли изменения систем управления?
2. Сегодня случайно в какой-то передаче, по-моему по России-1(точнее не скажу, т.к. телеящик стараюсь не смотреть), проскочила информация о том, что при взлете было общение по сотовым телефонам. Не могут ли быть связаны два этих факта?
 
Немного опять спущу на грешную землю теоретическую публику. Вынужден повториться - согласно МАК руль высоты всю дрогу был отклонён на величину примерно половину полного хода. Копать нужно отсюда.

Р ЕЙС ЧАРТЕРНЫЙ . НА БОРТУ КАК ОБЫЧНО ДВА ТЕХНИКА И!!! А БЫЛА-ЛИ НА БОРТУ ТЕХАПТЕЧКА С КОЛЕСАМИ И ВОДИЛОМ? кто летал чартервми меня поймут. И ЛЕЖАЛО ВСЕ ЭТО ХОЗЯЙСТВО КАК ПРАВИЛО В ПЕРЕДНЕМ БАГАЖНИКЕ. НЕВЕРНО РАСЧИТАННАЯ ЦЕНТРОВКА - НЕРАСЧЕТНЫЙ УГОЛ СТАБИЛИЗАТОРА-НЕХВАТКА РАСХОДА РУЛЕЙ ПРИ ОТРЫВЕ . ОТСЮДА КОМАНДЫ СТАБИЛИЗАТОР И ВЗЛЕТНЫЙ. прошу критиковать. спасибо

---------- Добавлено в 01:05 ----------

AndRU63, В начале и в конце любой полосы такие следы присутствуют. Только это не следы торможения, а следы от колёс садящихся самолётов.

И ДАВНО МЫ ПОРОГ ПРОЛЕТАЕМ НА НУЛЕВОЙ ВЫСОТЕ ?
 
Реклама
Назад