... Полностью согласен с Вашим мнением о последствиях неизбежных погрешностей. Остается только надеяться, что погрешности эти все-таки не сведут на абсолютное "нет" хотя бы относительное понимание сути происходящего.
В известных расчетах
Vik63 (а я твердо считаю их наиболее адекватными данной задаче) именно факт "взлета" сразу после сброса РУД на МГ доказывает, что начальная установка стабилизатора соответствовала фактической центровке, и
Vik63 считает, что именно сброс РУД на МГ послужил непосредственной причиной взлета. Однако снижение пикирующего момента тяги при сбросе РУД на МГ во много раз меньше, чем пикирующий момент от имевшегося торможения (прежде всего, иззза различия плеч моментов), и
"последней каплей" могло послужить и относительно небольшое снижение силы торможения - а причина торможения нам достоверно неизвестна. В частности,
Pro Contra обращал внимание на возможность заметного снижения силы торможения при съезде на траву (
http://aviaforum.ru/showpost.php?p=9...postcount=5447 ) - но это прошло незамеченным.
В любом случае, ИМХО,
имеющиеся неопределенности исходных данных не позволяют однозначно решить, какой именно из перечисленных эффектов был непосредственной причиной "взлета".
ИМХО, гораздо важнее, что перекладка стабилизатора была "недоделанной" (во всех смыслах): кнопка удерживалась в течение 5 сек, как на ЯК-40, - хотя на ЯК-42 для значительной перекладки стабилизатора нужно периодически (через 2 сек? - точнее не помню) отпускать и тут же снова нажимать эту кнопку.
ИМХО, это и есть непосредственная причина катастрофы и вопиющий пример "отрицательного переноса навыков с ЯК-40 на ЯК-42" - я об этом уже писал, но реакции не было. Другое дело, что при "правильной" перестановке стабилизатора (я имею в виду, что была неустранимая причина торможения) сразу после взлета потребовалось бы срочно отыгрывать стабилизатор обратно - но вроде это не невозможно.
Тем не менее - я никак не могу "въехать" в смысл "эквивалентной центровки".
Что она нам дает?
Разумеется, эквивалентное изменение центровки - это только удобный параметр, который, ИМХО, упрощает расчеты и делает их более наглядными и "прозрачными".
Т.е.,
это чисто методический прием, но очень эффективный: эквивалентная центровка - это безразмерный "общий знаменатель" или "единая валюта", кому что ближе
.
Более важно, что Vik63 везде, где можно, не делал расчет "от руды", а максимально использовал пересчет из известных фактических данных для сопоставимых условий. В частности, он так вообще обошел массу тонкостей аэродинамических расчетов.
Мне такой подход понятен и близок - в своей профессиональной деятельности (разработка весьма сложной электроники) я сам веду себя точно также, и такой подход уже более 30 лет дает большой практический эффект.
ПС. Прошу прощения, но сегодня и ближайшие 2 дня я больше не смогу всерьез участвовать в дебатах - очень много работы.