Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

vim1964, Вы пилот Як-42?
Если пилот, поясните пожалуйста, что делают, когда возникает чрезмерная нагрузка на штурвале.
Я не пилот, а инженер. Эпизодически летаю в составе экипажа для выполнения ТО. Помнится, я уже писал об этом.
По поводу усилий на штурвале могу ответить, что их снимают перекладкой стабилизатора. Ранее я выкладывал графики и таблицы расшифровки МСРП нескольких взлетов Як-42. Там очень хорошо видна работа стабилизатором по снятию усилий со штурвала сразу после отрыва.
 
Реклама
По поводу усилий на штурвале могу ответить, что их снимают перекладкой стабилизатора
Спасибо.

military_upir, Вы опять потерли за собой....
Поверьте - ошибаться не стыдно, если только не позиционируешь себя крупным специалистом.:)

Вы точно не Sys?:)
 
За схему демпфера спасибо, и если не затруднит - где он установлен и что именно заневоливает в стойке.
С другой стороны( от цилиндров разворота) стойки(сзади). Покажу схему, она увлекательнее, раз уж так охота несчастную стойку пытать.
 
military_upir, Вы опять потерли за собой....
Поверьте - ошибаться не стыдно, если только не позиционируешь себя крупным специалистом.

Вы точно не Sys?
Я не Sys, и стер два сообщения по этическим соображениям, больше ничего не стирал
 
Последнее редактирование:
Еще - основная причина возникновения шимми - люфты в управлении.
Люфты являются причиной стука...
Если демпфер не справляется, то нагрузка от колебаний стойки воспринимается... Чем?
Почему бы не посмотреть, на то что шимми, это для свободно-ориентирующихся колес. Сорри что поправляю спеца :)
 
Есть такое выражение - "оттриммировать самолет".
Управляемый стабилизатор это конечно не триммер, но результат тот-же.

Это я понимаю. Вопрос в том, как это используется на практике.

ЗЫ Выше уже ответили.
 
Последнее редактирование:
- 1.1.12. "....разрушение авиашин основных колес.......
Про авиашины ПОШ - молчок. Или авиашины ПОШ - тоже основные колеса?

Раз молчок, то разрушения не было.
не установка самолёта по оси ВПП перед взлётом в Ярославле;

По реконструкции - ничего особенного, просто не очень ровно поставили. Потом быстро выправили. Могли бы и сразу выправить, но это надо было вперед ехать.

стук ПОШ на разбеге.

Логично. Перегрузили переднюю стойку, сжали аммортизаторы до упора.
 
2) Откуда взялась "пила" на графике скорости с частотой порядка 0,5 Гц, скоррелированная с записью РН? ...
Севастьянов парировал боковой ветер в Жуковском.
Спасибо, но такой ответ, без смайла, можно понять единственным образом: что в Материалах МАК - график одного из "летных экспериментов" в Жуковском, а не график разбившегося ВС. И это только обостряет мой первый вопрос (про торможение) и укрепляет мнение, что, извините, нас всех МАК держит за баранов.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Откуда взялась "пила" на графике скорости с частотой порядка 0,5 Гц, скоррелированная с записью РН?
Севастьянов парировал боковой ветер в Жуковском.

military_upir, вы всё таки не ответили на вопрос
 
только им и триммирует, штурвальчик триммера законтрен
Документ 89 года - конструкцию изменили?
В сети 82-го, конструкция другая.

-----
Имеется в виду 32.50 - конструкция механизма разворота ПС.
 
Последнее редактирование:
абсолютно уверены, что непосредственно МАК решал, что писать и за кого держать?
Я абсолютно уверен, что "Материалы" и "Заключение" - это документы МАК, выложенные на его официальном сайте. И то, что Вы имеете ввиду (понимаю, но затрудняюсь четко сформулировать), - это, прежде всего, проблема доверия к МАК.
 
С другой стороны( от цилиндров разворота) стойки(сзади). Покажу схему, она увлекательнее, раз уж так охота несчастную стойку пытать.

Так-так, все чудесатее и чудесатее.
Т.е., демпфер включили параллельно цилиндрам управления.
В старой схеме демпфирование шло перепуском через дроссель демпфирования РДМ, а тут еще добавили внешний подпружиненный в обе стороны поршень в цилиндре. Т.е., демпфирование появилось не только в режиме свободно ориентированной стойки, но и в режиме руления и разбега-пробега.

Только мне кажется, что нашелся источник гармонических колебаний ПС?

PS Привязал аудиозапись к полученным графикам.
Повышенный шум в кабине, предположительно от ПС, появился в 11:59:21 и сильно стих в 11:59:25. В аттаче - фрагмент переговоров с 11:59:23 по 11:59:28.

По графикам, напомню:
11:59:20 - начало роста ускорения
11:59:25 - пик ускорения
После этого ускорение более-менее равномерно падало до самого момента передергивания РУД, перестановки стабилизатора и пр.
 

Вложения

  • Тащим стол.mp3
    79,6 КБ · Просмотры: 29
Последнее редактирование:
Спасибо, но такой ответ, без смайла, можно понять единственным образом: что в Материалах МАК - график одного из "летных экспериментов" в Жуковском, а не график разбившегося ВС.
не стоит забывать, что это мое частное мнение.


---------- Добавлено в 02:50 ----------


Документ 89 года - конструкцию изменили?
В сети 82-го, конструкция другая.
Сомнительно весьма, но дайте ссылку интересно в познавательных целях глянуть.


---------- Добавлено в 02:54 ----------


Так-так, все чудесатее и чудесатее.
Т.е., демпфер включили параллельно цилиндрам управления.
В старой схеме демпфирование шло перепуском через дроссель демпфирования РДМ, а тут еще добавили внешний подпружиненный в обе стороны поршень в цилиндре. Т.е., демпфирование появилось не только в режиме свободно ориентированной стойки, но и в режиме руления и разбега-пробега.
Только мне кажется, что нашелся источник гармонических колебаний и пр.
Шоу продолжается,аналитики рвутся в бой. Стоит почаще выкладывать картинки,сразу узнаешь много нового.
 

Сомнительно весьма, но дайте ссылку интересно в познавательных целях глянуть.

http://aviadocs.net/RLE/Yak-42/CD1/RTYE/YAK-42_RTYE_r32.pdf

Шоу продолжается,аналитики рвутся в бой. Стоит почаще выкладывать картинки,сразу узнаешь много нового.

Ну, слово шоу я здесь все же употреблять бы не стал...
 
Ну да.:)


У них стойка поднималась на грани.
На почти предельном ходе руля.
Самолет поднимал ногу в состоянии непонятного запаса на это действие.
А запас оказался маленьким - чуть нагрузилась другая чашка весов, и стойка не пошла.
Извиняюсь за много букв.

И все же несколько не так: при необходимой скорости приподнятая стойка перестала подниматься дальше.

Момент ее подъема исчез при некотором тангаже
 
Не понял, это же шасси, речь вроде шла о стабилизатора?

Речь шла про демпфер, ПС и РДМ.
Сравните 32.50 с тем, что Вы выложили. Схема разная, про пружинный демпфер нет ни пол-слова.

Схема демпфирования осталась прежней, но добавился дополнительный гаситель скачков давления при импульсных нагрузках на ПС.
В старой схеме давление поднималось скачком, пока не срабатывал перепускной клапан.
В этой схеме скачок давления гасится сжатием пружины цилиндра. Судя по графику - ход в пять миллиметров, линейная характеристика до давления в 60 кгс/см^2

Да, после сжатия на 5 мм демпфирования не будет. Впрочем, судя по диаметру цилиндра, объем там достаточно большой, чтобы обеспечить ощутимый ход поворота ПС при работе демпфера.


--------------------------
Понял, откуда недопонимание пошло.
Неправильно цитирование вставилось - в Вашем сообщении на вопрос о демпфере текста не было, только картинка. А текст остался от Вашего комментария к механизму перекладки стабилизатора.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Бред, притом полный.
Эту версию озвучил пилот Як-42 ( не observer) говоривший что лично с этим столкнулся, объективных доказательств этому конечно нет.
1. Какие странности на рулежке?Они даже бы нормально не смогли рулить на разворотах.
1.1.65 МАК - выруливание не на осевую на ВПП.
2. Незаезд в карман- а зачем ? полосы то далеко с избытком
Допустим, хотя и нарушение, но это и не опровергает возможную трудность из-за возможной плохой управляемости ПС.
3. Вопрос о ПС- это не вопрос, а пункт карты- подтверждение что установлен "8.5", а не "55"
На вопрос - переднее колесо, специально засек - ответ был только через 7 секунд , кажется ответ такой : взлет-посадка.http://aviaforum.ru/showpost.php?p=1023016 Откуда такая пауза, если раньше все как из пулемета? Посчитайте про себя до семи. Нюанс, но тем не менее.
4. Проверка адр, никакого отношения ни к разбегу, ни к передней стойке не имеет, АДР, это сугубо сервисный прибор, значимого влияния не оказывающий
Видимо конструкторы не знали этого , так как аж продублировали его -он двухканальный, с независимыми каналами. Вот ссылка о катастрофе ТУ-134 из за этого сугубо сервисного прибора значимого влияния не оказывающего http://www.svavia.ru/info/lib/sel_chsm10.html .Была и катастрофа на взлете ИЛ-114 - http://www.airdisaster.ru/database.php?id=99 - практически аналогичная ЯКу, увод из-за заклинения РН, с сильным торможением на полосе .У ЯКа перед разбегом РН в -6,5 - ровно на отметке проверки АДР и внятного объяснения этому никто не дал, в том числе и Вы. Управление РН и ПС взаимосвязано, сложное, с обратными связями, и реакции на отказ чего-либо совершенно неочевидны.
5.НЕ БУДЕТ ЭКИПАЖ ВЫЛЕТАТЬ С НЕРАБОТАЮЩЕЙ ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКОЙ. Какой бы бред не несли местные аналитеГи. И опять же, ни разу не слышал о заклинивании цилиндров на Як-42, отказы РДМ-42, да были( хоть и очень редко), но не цилиндров. Если бы такой отказ был его бы не стали скрывать, а наоборот бы вытащили наружу.
Когда метеорит или взлет по рулежке - это бред, здесь все-таки можно и другие слова найти. Возможно , с неработающей не будет, а с плохо работающей - может будет, а во время взлета и произошел окончательный отказ.
6. Пустой пробег, это как раз никакого отношения к стойке не имеет. А вот почему, это произошло, и сколько было метров в реальности, считать по стыкам плитам( на записи МАРС-а их хорошо слышно) не захотели.
Там считать не надо стыков.Есть и другие возможности. 300-400 метров было, до метра считать нет нужды. Озвучьте возможные варианты этого пробега . Я не слышал ни одного сколько -нибудь внятного ответа, кроме одного очень давнего предположения, не помню от кого, а может и от меня, что это - оценка поведения самолета при взлете с неисправностью или мягко говоря - с не совсем правильной работой чего-то. Дайте свое предположение.Мне кажется голову сломаете. А без объяснения всех фактов , или игнорирования их -объективного расследования не может быть. МАК 1.1.64. "первые 15 сек разбега ...возможно с незначительным подтормаживанием.... Куда это деть??? Мало того пустой пробег , еще и с торможением??? Почему??Зачем??Это что обычная практика?Так все делают?

Спасибо observer за данный ранее ответ.


---------- Добавлено в 05:08 ----------


да уж, вы когда говорите, что самолет с неисправной пс взлетал, делаете из пилотов идиотов или самоубийц
Не утверждаю, а обсуждаю, пока, выслушиваю любые мнения конструктивные , а не просто - этого не может быть потому что быть не может, они дураки?
А допустим если не с полностью исправной? А неосознанное торможение по МАКу выглядит гораздо благородней , жизненней и умнее?


---------- Добавлено в 05:16 ----------


Про особенности этого Яка - про то, что он "всегда неохотно поднимал переднюю стойку".
Я уже обращал на это внимание, но повторюсь.
На графике видно, что пилот потянул штурвал сразу на в два с лишним раза больший угол, чем это принято на НОРМАЛЬНЫХ машинах этой модели.
Привычно, ровно, сразу на 10,7 градусов.
Т.е. этот ход штурвала был для него нормальным.
Это было привычным, отработанным действием.
Теперь к вопросу о "восьми метрах багажника" и тонне туда-сюда на легких самолетах.
Дело не метрах и тоннах.
Дело в той грани, за которой нет запаса.
У них стойка поднималась на грани.
На почти предельном ходе руля.
Предположенное Вами совершенно невероятно. Если при пилотировании нет необходимого запаса рулей для управления , то неисправность ПС меркнет перед такой т.н. особенностью самолета. Вот тут то точно ни один летчик на таком аппарате не полетит. Кроме взлета есть еще и посадка.А там закрылки 45 , а как он садится будет? Там отклонения нужны больше чем на взлете, а они на взлете уже у него на пределе.
Можете выкинуть из головы . Особенностями самолета , перекомпоновкой это не объясняется.


---------- Добавлено в 05:24 ----------


А чё будет?... если взлететь с неисправной передней стойкой.
А вот по установленным "группой товарищей" графиков ускорения и тормозной силы есть такие соображения:
Не знаю правильно ли там всё высчитано, но доверюсь. это "определенное значение" должно быть как раз таки где-то около 5 тонн и больше, т.е. тормозить нужно осознано и с силой давить на тормоза.
........... Вот на этих графиках представленных местной "оппозицией" и видно, что летчик с самого начала "хотел" не взлететь, но для этого пришлось прикладывать к тормозным педалям усилия больше с самого начала разбега и постепенно их еще увеличивать. Можно подумать - задача перед ним такая стояла...........
Получается не доверились, как обещали. Факты - упрямая вещь. Есть график скорости .Именно так - тормозили , но ясно дело вынужденно, а не по доброй воле. А как пробег с торможением перед номиналом объяснить?
Можно закрыть глаза и говорить халва - но слаще во рту не станет. И факты не исчезнут и их как-то надо объяснять.
 
Последнее редактирование:
Назад