Особенности первоначального обучения на А32х/B737

Всегда, пока позволяет ситуация - да. Но иногда, как было выше уже замечено, ситуация требует иного действия. Иначе последствия могут быть только хуже.
За примерами далеко ходить не надо - катастрофа Боинг 737 в Ростове, безынициативность второго пилота.
Это же касается и:

CRM кричит: "В итоге КВС в ответе за все действия". Об этом, к слову, тоже написано в документе Боинга 737, который Покемон читает черным по белому.
Почему я так сделал - ответ дан на нескольких страницах. Не постеснялся, как видно, миру явить свой "низкий уровень CRM".
Если ситуация не позволяет, значит вы, как инструктор, уже упустили ситуацию. Значит вам есть над чем работать, потому что в этом, конкретном полёте, вы дали маху. То, что вы являетесь КВС, не даёт вам право творить что угодно под предлогом «я за все отвечаю». Это типичный совок, с которым вы так яро боретесь.
 
Реклама
сли ситуация не позволяет, значит вы, как инструктор, уже упустили ситуацию. Значит вам есть над чем работать, потому что в этом, конкретном полёте, вы дали маху. То, что вы являетесь КВС, не даёт вам право творить что угодно под предлогом «я за все отвечаю».
Вы сейчас размахиваете патетическими диванными лозунгами, чуть выше только что признавшись, что сами частенько лезете в FCU и механизацию выпускаете молча.

Этот полет был очень поучительным и важным для меня (как и весь ввод вашего бывшего коллеги по ВВС). И ввод, и этот полет особенно - многому научили. Там было кое-что покруче, чем "крутнуть V/S" и об этом тоже написано. Предлагать читать рассказ не буду - вы, похоже, на коне.

ПС Возможно, вам это поможет: "CRM - это не твердолобость". Так как иногда CRM пытаются представить твердолобостью, чем вы сейчас очевидно занимаетесь.
 
А методика говорит инструктору:
"Ученик задумал тебя убить? Терпи!
Убивает? Терпи!
Через секунду будет поздно? Терпи!
Аааа, мамааааа? Забирай управление!"
Я утрирую конечно, но...
Добро бы это был второй пилот. Но будущий КВС... Вообще главное отличие КВС от второго - это право на принятие решений, а не опыт или техника пилотирования. Так и нужно учить именно этому! Если TRI забрал управление у КВСа-стажера - это провал обоих.
Как я бы рассуждал на месте стажера?
Условия сложные для меня. Не успеваю, начинаю отставать от самолета, торопиться. Вероятность ошибки - растет. Будь у меня справа молодой второй - прервали бы заход. Но у меня справа TRI - он справится как PF, я помогу как PM. "Den, you have control!" Все. Решение принято. TRI посадил самолет? Безопасно? Решение было верным. Придет опыт, влетаюсь и "эти" условия станут для меня простыми.

P. S. Чтобы без лишних вопросов - фразу "как я бы рассуждал" можно читать как "как я поступил n лет назад".
 
P. S. Чтобы без лишних вопросов - фразу "как я бы рассуждал" можно читать как "как я поступил n лет назад".
Перед этим заходом мы обсудили риски и возможность того, что я буду помогать, и даже заберу управление. Об этом и многих других нюансах написано в рассказе, но, увы, высота полета офицера не позволяет углубиться в детали. А ведь они вполне могут быть поучительными...

Обучение - да, оно такое. Я думаю, тот, кто скажет, что во время обучения инструктор только и делал, что произносил "I HAVE CONTROL", прежде чем изменить что-то на панели MCP/FCU и/или воздействовать на штурвал, тот просто-напросто будет беззастенчиво врать.

Поэтому, предлагаю с трибуны слезть тому, кто на нее забрался (без причин и каких-либо вообще оснований вдруг "наехавший" на мою персону в свете обсуждения FBW). И вспомнить о банальной старой вещи - airmanship.

Monitoring is the observation and the understanding of all elements related to the flight path, the airplane
systems, the operational context and the crew. Monitoring is to be actively performed by all flight crew
members and is independent from their functional roles (Captain, F/O, PF, PM, Observer, etc.).
Flight crew members should seek information and observe, anticipate, communicate and if necessary
intervene in the event of a deviation between an intended and the observed situation.
Intervention (information, suggestion and direct action) can be an inherent outcome of the monitoring
process. Escalation should not be constricted by functional ranks, seniority or other psychological restraints
and is evidence of a sound operational culture and good airmanship.
 
The captain may direct actions outside of the crewmember’s area of responsibility.
Что это означает?
The captain may direct actions outside of the crewmember’s area of responsibility only.
Или
The captain may also direct the crewmember’s area of responsibility actions.
 
Pilot62, при такой постановке вопроса, учитывая слово "may" (в данном случае смысл этого слова: "ему разрешается" или "имеет право") - also.
 
Перед этим заходом мы обсудили риски и возможность того, что я буду помогать, и даже заберу управление.
Однако есть противоречие. С одной стороны: отдать посадку в Тивате - меньше пользы, чем вреда (так в тексте). С другой - посадку вы все-таки отдали. Мотивация? С моей точки зрения - если есть понимание, что ученика придется передать другому инструктору - лучше дать ему "шлифовочный" полет, для закрепления уверенности, а самому слетать "сложный". Обращая его внимание на нюансы. Особенно с учетом характера конкретного стажера. Мое мнение - не навязываю, но готов обсуждать.
Обучение - да, оно такое. Я думаю, тот, кто скажет, что во время обучения инструктор только и делал, что произносил "I HAVE CONTROL", прежде чем изменить что-то на панели MCP/FCU и/или воздействовать на штурвал, тот просто-напросто будет беззастенчиво врать.
Разумеется. Вопрос в том, является ли молчаливое вмешательство (даже озвученное) хорошей практикой. Да, одно дело исправление ошибки непосредственно у земли - тут речь идет о жизни. Другое - на высоте еще достаточной. Тем более что цена ошибки в этом случае - лишь уход и некоторое количество керосина + времени. Стоит ли? Тем более неясно, благо ли это с точки зрения захода. Вероятно у ученика таки есть в голове некое (пусть не законченное и неидеальное) представление о предстоящих заходе и посадке, а такое вмешательство - оно его разрушает. Тем более - неожиданное. Я, разумеется, не про конкретный случай. Лучше обратить его внимание на необходимость выполнения каких-либо действий. Пусть он оценит положение и выполнит сам или даст команду. Образ захода в голове останется целее. Да, есть вероятность, что такой подход обернется потерей секунд и даже уходом, ну и что? Мы капитана растим. Один и тот же результат можно получить по разному. Банально используя разные режимы AP. Да, возможно ученик выберет и не самый оптимальный вариант - но это его вариант, его решение. На земле - обсудим, в небе - исполняем или, хотя бы, не мешаем. Капитана растим.
 
Вот мысль пришла пока писал:
Что интересно - у Бобика в плане обучения преимущество над Арбузом. На Боинге есть возможность мягко держать штурвал и подстраховать. На Арбузе - либо сам, либо кусать губу и ждать. Может быть отсюда и разница в подходах? На Бобике - подталкивать, на Арбузике - подсказывать. На Арбузе чуть вмешаться - это сильно подгадить. DUAL INPUT и "Привет, tailstrike!" Поэтому и психология видимо: лезешь в управление - забирай полностью.
 
Реклама
Вот мысль пришла пока писал:
Что интересно - у Бобика в плане обучения преимущество над Арбузом. На Боинге есть возможность мягко держать штурвал и подстраховать. На Арбузе - либо сам, либо кусать губу и ждать. Может быть отсюда и разница в подходах? На Бобике - подталкивать, на Арбузике - подсказывать. На Арбузе чуть вмешаться - это сильно подгадить. DUAL INPUT и "Привет, tailstrike!" Поэтому и психология видимо: лезешь в управление - забирай полностью.
Любое неполное вмешательство в управление разрушает у пилотирующего модель полёта. Даже при ПЛП с задней кабины инструктор всегда говорил: «Взял управление, отдал управление». Это культура, этикет лётного мастерства. Без разницы FBW или классика.

Повторюсь, приходится иногда делать неправильно, но любое неправильное действие это признак того, что есть проблемы в собственной подготовке и значит есть над чем работать.

Всегда есть возможность подсказать. Три уровня:
1. Смотри, мы высоковато чуток.
2. Увеличь вертикальную, пожалуйста.
3. I have control.
 
Точно так, но! Если его заметили! :ROFLMAO: :ROFLMAO: :ROFLMAO:
Абсолютно верно, не поспоришь!
Кстати, было и такое: «Делаем вместе». Тогда все ясно.
В общем, я за то, чтобы не разбивать человеку ментальную модель полёта ненужными вмешательствами. По своему опыту знаю: когда лезут шаловливые руки эффект обучения сводится к нулю.
 
Всегда есть возможность подсказать. Три уровня:
1. Смотри, мы высоковато чуток.
2. Увеличь вертикальную, пожалуйста.
3. I have control.
Не всегда и не любое.
Только тогда, когда сам не выпал из контура. А если возвращаешься и видишь, что ситуация стремительно несется к домкрату, то переходишь к действиям. И если вы так ни разу не делали, то вы либо охренительно идеальный Мастер, либо лжец.

Однако есть противоречие. С одной стороны: отдать посадку в Тивате - меньше пользы, чем вреда (так в тексте). С другой - посадку вы все-таки отдали. Мотивация?
Пожелание обучаемого.

Цитата:
Интересуюсь мнением Стажера - готов ли он пилотировать, если заход на самом деле окажется "веселым"? Иного ответа я не жду - он как пионер всегда готов. Обговариваем ситуации, в которых я, возможно, буду корректировать его пилотирование - голосом, мягкими воздействиями на штурвал и РУД, и, если уж совсем негладко пойдет - скажу "I HAVE CONTROL!" и возьму управление на себя.
/.../
Мы обсудили всё и вся, благо времени было достаточно. Договорились, что Стажер начинает заход, я помогаю ему, стараясь не переусердствовать. По моей команде он отключит автоматику и продолжит заход вручную. Я буду помогать в уже привычной манере - голосом, жестами, "тактильно" - подталкиванием штурвала и/или РУД в нужном направлении, а в крайнем случае скажу: "I HAVE CONTROL" и заберу управление.


Тем более что цена ошибки в этом случае - лишь уход и некоторое количество керосина + времени. Стоит ли? Тем более неясно, благо ли это с точки зрения захода.
В данном случае стажер еще до входа в глиссаду был перенапряжен - во-первых, болтанка, плюс общий настрой, что ли... повышенная тревожность - свойство характера. А во-вторых, новости о том, что предстоит заход NDB Circling вместо LOC/DME мы узнали лишь у Подгорицы, после чего ситуация начала ускоряться и для меня тоже. Пришлось быстренько "переобсуждать" и принимать стратегию, исходя из ситуации. И когда я, будучи загружен контролем всего и вся, успокоением и радиосвязью, отвлекся - не заметил, что Стажер продолжает лететь на автопилоте! Не дал команду на отключение! - и чуть сам не проморгал начало снижения, то проще было сделать именно так. Стажер "выпал" - ведь необходимость начала снижения над TAZ была обговорена лишь незадолго до этого! Конечно, после того, как приземлились, и обмозговали все... и тем более, после того, как было просмотрено видео, вариантов появилось миллион.
Но конкретно в полете - вот так.

Вы уже процитировали, но давайте я еще раз?
Стажер напряжен и это очевидно мешает ему лететь "впереди самолета". Мне приходится делать много вещей - доложить диспетчеру, что мы пролетаем TAZ, получить разрешение на посадку, жестом показать Стажеру, что надо начать снижение... помочь ему его начать, крутнув задатчик вертикальной скорости и тут же заметить, что самолет одновременно со снижением начинает заваливать левый крен. Эх, Стажер!.. Ну ведь автопилот-то над приводом надо было выключить, мы ж дальше должны лететь визуально, на руках! А сейчас автопилот, работая в режиме LNAV, тупо пытается лететь влево, следуя по маршруту ухода на второй круг, который является продолжением нашего пути в выбранной в компьютере схеме захода!
Я много и долго пишу об этом моменте, а в тот момент я просто отключил автопилот, собрал параметры в кучу, дал команду на чтение Landing Checklist - карты контрольных проверок перед посадкой. Стажер его прочитал, я ответил по пунктам, после этого передал управление обратно.

Как по мне, здесь все ответы на вопросы /и претензии/ содержатся. И вообще, там много написано, очень подробно, с деталями индивидуальных проблем при вводе в строй, с нюансами CRM - как при вводе в строй, так и в конкретном полете. О нюансах CRM, о которых мы так любим заявлять, строя из себя "знатоков" и о которых так не любим читать, потому что для этого надо слезть с трибуны и сложить лозунги.

Ни один свой полет, ни с одним пилотом, ни по одной программе подготовке я не разбирал так подробно. Именно по этому полету я получил самое большое множество вопросов и отзывов. Профессионалы, если что-то не допоняли в рассказе/видео - спрашивали, уточняли. Соглашались или нет (в основном темой дискуссий была установка режима при уходе на второй круг и использование доклада "давай-ка, ... Go Around"). Был отзыв - очень положительный, с пониманием, - от европейского инструктора, которому доводилось в схожей обстановке вводить парня в строй на 737. А были и горлопаны, которые, не зная контекста и предыстории, и даже понимания, что такое инструкторская работа, начали в схожей с Покемоном манере претензии к "работе с МСР" предъявлять. С трибуны-то виднее, а изучить контекст, да извиниться... Нет, не каждому дано.

Я эту тему закрыл. Там все написано более чем подробно. Спасибо!
 
Кстати, было и такое: «Делаем вместе». Тогда все ясно.

Не всякий охотно берет с собой в кабину кого бы то ни было. И дело, разумеется, не в том, что он не хочет делиться знаниями, своим опытом. Суть в другом. Когда летишь на спарке и кто-то держит руки на втором штурвале, дублируя твои действия, неизбежно теряется чистое чувство машины: летчик не знает, все ли приходит к нему от самой машины — а вдруг в чем-то повинен дублер, вдруг сам он служит источником каких-то дополнительных, приходящих на ручки и педали управления ощущений? Зная это, когда мне доводилось садиться к кому-нибудь дублером на спарку, я старался даже не дышать, старался взяться за ручку, поставить ноги на педали так, чтобы только-только сохранять с ними контакт; устаешь от этого другой раз больше, нежели когда сам пилотируешь машину. Устаешь, но и узнаешь! Черпаешь чужой опыт в буквальном смысле слова пригоршнями. Идешь, скажем, на спарке с тем же Ивановым и думаешь: «Ну-ну, покажи-ка, дружище, как же ты это делаешь, что ты здесь умеешь такого, чего пока не умею я!» И вдруг чувствуешь, как дрогнул у тебя под руками штурвал, возникло в педалях усилие, а машина между тем легко проделала то, что у тебя никогда так гладко не получалось.



Летчики-испытатели, судя по, считали "вместе" эффективной методикой обучения.
 
Не всегда и не любое.
Только тогда, когда сам не выпал из контура. А если возвращаешься и видишь, что ситуация стремительно несется к домкрату, то переходишь к действиям. И если Вы так ни разу не делали, то вы либо охренительно идеальный Мастер, либо лжец.


Пожелание обучаемого.

Цитата:




В данном случае стажер еще до входа в глиссаду был перенапряжен - во-первых, болтанка, плюс общий настрой, что ли... повышенная тревожность - свойство характера. А во-вторых, новости о том, что предстоит заход NDB Circling вместо LOC/DME мы узнали лишь у Подгорицы, после чего ситуация начала ускоряться и для меня тоже. Пришлось быстренько "переобсуждать" и принимать стратегию, исходя из ситуации. И когда я, будучи загружен контролем всего и вся, успокоением и радиосвязью, отвлекся - не заметил, что Стажер продолжает лететь на автопилоте! Не дал команду на отключение! - и чуть сам не проморгал начало снижения, то проще было сделать именно так. Стажер "выпал" - ведь необходимость начала снижения над TAZ была обговорена лишь незадолго до этого! Конечно, после того, как приземлились, и обмозговали все... и тем более, после того, как было просмотрено видео, вариантов появилось миллион.
Но конкретно в полете - вот так.

Вы уже процитировали, но давайте я еще раз?


Как по мне, здесь все ответы на вопросы /и претензии/ содержатся. И вообще, там много написано, очень подробно, с деталями индивидуальных проблем при вводе в строй, с нюансами CRM - как при вводе в строй, так и в конкретном полете. О нюансах CRM, о которых мы так любим заявлять, строя из себя "знатоков" и о которых так не любим читать, потому что для этого надо слезть с трибуны и сложить лозунги.

Ни один свой полет, ни с одним пилотом, ни по одной программе подготовке я не разбирал так подробно. Именно по этому полету я получил самое большое множество вопросов и отзывов. Профессионалы, если что-то не допоняли в рассказе/видео - спрашивали, уточняли. Соглашались или нет (в основном темой дискуссий была установка режима при уходе на второй круг и использование доклада "давай-ка, ... Go Around"). Был отзыв - очень положительный, с пониманием, - от европейского инструктора, которому доводилось в схожей обстановке вводить парня в строй на 737. А были и горлопаны, которые, не зная контекста и предыстории, и даже понимания, что такое инструкторская работа, начали в схожей с Покемоном манере претензии к "работе с МСР" предъявлять. С трибуны-то виднее, а изучить контекст, да извиниться... Нет, не каждому дано.

Я эту тему закрыл. Там все написано более чем подробно. Спасибо!

Денис, Ваш рассказ - пример какой-то вакханалии в кабине.

Поменяли вам заход на прямой? Прерывайте заход, пара кругов в зоне ожидания и далее заход по NDB.

Вы не обижайтесь, но профессиональным пилотам смешно читать Ваши опусы про героические полеты, когда из рядового рейса Вы 20 страниц самолюбования вытягиваете, рассказывая как Ваши руки трясутся в такт вибрации двигателям. Меня умиляет Ваша самооценка по отношению к коллегам, которые по Вашему мнению обязательно должны читать Ваше творчество с целью повысить свой профессионализм и улучшить CRM.

В мире огромное количество толковых и грамотных пилотов, летающих в Тиват, Шамбери и Катманду, испытывающих намного меньше стресса при обучении стажёров. Я затрудняюсь вспомнить чтобы у меня в кабине хоть раз была описанная вами эмоциональная вакханалия. Видишь что ситуация сложная - «сорян, в следующий раз». Налёт стажёр получил, провозку слетает ещё раз, если по Вашей оценке он не получил достаточного опыта и понимания.

Что касается степеней вмешательства, если Вы так не делаете, это не говорит о том, что другие не могут и не умеют. Конечно, получается не всегда так, как хотелось бы, но как я говорил ранее, это - причина для самоанализа, значит где-то не доработал. Если допустил, что единственным способом исправления отклонения является нарушение технологии, значит это твой косяк. Вам же свои косяки проще объяснять вашим собственным пониманием CRM.

Если мы воспитываем КВС, так пусть он и уходит на второй круг, чо из себя героя строить? Выполнить нестандартный уход на второй круг, выложить это в сеть, вызвав бурное обсуждение среди коллег, и доказывать всем свою правоту это не профессионализм, это блогерство.

Призрачные руки-шаловлюки. ;)

B65D2C68-FC7B-4827-8A05-D882CC6C1941.png
 
Реклама
Вот как-то так раньше дуэли и получались... Начитаются вас паксы - вообще на поезда пересядут :)
Ага! Потом залезут на жд-форум, подумают, и пойдут пешком до Хабаровска!
 
Назад