Перспективы сверхзвуковых пассажирских самолётов

США выпустят сверхзвуковой пассажирский самолёт
Частная американская компания Aerion Supersonic собирается начать серийное производство перспективного сверхзвукового пассажирского самолёта AS2 в 2023 году.


Александр Пономарёв

Компания Aerion Supersonic занимается разработкой пассажирского самолёта AS2 с 2014 года. Длина авиалайнера составит 52 метра, высота — 6,7 метра, размах крыльев — 18,6 метра. Максимальная взлётная масса сверхзвукового самолета составит 55 тонн, AS2 будет оснащён тремя двигателями, тяга каждого из которых должна быть не менее 69 килоньютонов. Самолёт будет рассчитан на перевозку до 12 пассажиров. AS2 будет выполнять полёты над водой на крейсерской скорости в 1,4−1,6 Маха, замедляясь до 1,2 Маха над сушей.
Уменьшенная скорость полёта над сушей и особая аэродинамическая конструкция планера позволит, как рассчитывают разработчики, практически полностью избежать формирования характерных для сверхзвуковых самолётов ударных волн. Дальность полёта на скорости в 1,4 Маха составит 7800 километров, на скорости в 0,95 Маха — 10 000 километров. В настоящее время международные правила запрещают полёты сверхзвуковых самолётов над населёнными участками суши.
Первый полёт перспективного сверхзвукового пассажирского самолёта AS2 также планируется на 2023 год — он будет приурочен к 20-летию со дня последнего полёта французского сверхзвукового пассажирского самолёта Concorde. Сертификацию самолёта Aerion Supersonic намерена завершить до конца 2025 года. На первом этапе объём выпуска летательных аппаратов будет небольшим, однако позднее его доведут до 36 самолётов в год.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) недавно опубликовало проект правил сертификации сверхзвуковых пассажирских самолётов и требований к их шумности. В новую сертификационную категорию Supersonic Level 1 включат самолёты с максимальной взлётной массой не более 68 тонн, способные выолнять полёт на скорости не более 1,8 Маха — большинство современных разработок, ведущихся в США.
Для более тяжёлых или быстрых самолётов может быть разработана дополнительная категория. По уровню шума сверхзвуковые самолёты должны превосходить действующие сегодня требования стандарта Stage 4, но при этом к ним не будут предъявляться требования нового стандарта Stage 5. Требования к уровню шумности сверхзвуковых самолётов при полёте на сверхзвуке находятся в разработке.

 
Rolls-Royce разработает двигатель для сверхзвукового пассажирского самолета


Самолет Overture
Изображение Dassault Systèmes


Американская компания Boom Supersonic, занимающаяся созданием сверхзвукового пассажирского самолета Overture, заключила с британской компанией Rolls-Royce соглашение о совместной разработке нового двигателя для летательного аппарата. Об этом пишет N+1.

Согласно сообщению Boom Supersonic, на первом этапе компании намерены определить, можно ли использовать в перспективном самолете какой-либо из уже существующих двигателей или газогенераторов.

В настоящее время Boom Supersonic занимается созданием уменьшенного демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета. Этот аппарат получил название XB-1 Baby Boom. Длина XB-1 составляет 20,7 метра, а размах крыла — 5,2 метра. Расчетная крейсерская скорость нового самолета составляет 2,2 числа Маха, а дальность полета — 1,9 тысячи километров. Максимальная взлетная масса демонстратора составляет 6,1 тонны. Самолет оснащен только двухместной кабиной пилотов. На XB-1 будут установлены три турбореактивных двигателя J85 компании General Electric.

С помощью XB-1 разработчики намерены проверить несколько технологий, которые затем можно будет использовать в проекте полноразмерного опытного летного образца самолета Overture. В числе таких решений — особая обтекаемая форма планера со сглаженными переходами, вытянутая острая носовая часть и дельтавидное крыло с очень большой стреловидностью по передней кромке. Предполагается, что это позволит уменьшить число и интенсивность ударных волн, образующихся на планере во время сверхзвукового полета.

Как ожидается, летные испытания XB-1 начнутся в конце 2020-го или в начале 2021 года. Они будут проводиться в сверхзвуковом воздушном коридоре над пустыней Мохаве. Существующие сегодня технологии позволяют сделать сверхзвуковой самолет относительно экономичным, а значит и сами перевозки недорогими. Кроме того, ведущиеся сегодня разработки в будущем позволят конструировать «тихие» сверхзвуковые самолеты, которым будет разрешено выполнять полеты над населенной частью суши. Подробнее о перспективах гражданской сверхзвуковой авиации читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».

В начале апреля текущего года Федеральное управление гражданской авиации США дополнило правила сертификации сверхзвуковых самолетов и требований к их шумности, введя в документ новую категорию — Supersonic Level 1. Под нее будут подпадать самолеты с максимальной взлетной массой не более 68 тонн, способные на полет на скорости не более 1,8 Маха.

 
Virgin Galactic представила проект сверхзвукового пассажирского самолета. Он будет развивать скорость до трех чисел Маха — в четыре раза больше обычного самолета
 
"Конструкция воздушного судна призвана помочь использовать экологически чистое авиационное топливо."
Это на каком языке написано?
Он на навозе летать будет?
 


Эксперт порекомендовал США изучить опыт СССР в создании сверхзвукового пассажирского самолета
Сверхзвуковые пассажирские самолеты недостаточно безопасны, а также очень дороги в эксплуатации, поэтому вряд ли у такого воздушного судна есть перспективы на гражданском авиарынке, заявил газете ВЗГЛЯД глава портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.


В американской компании Virgin Galactic сообщили, что сделали большой шаг в разработке "нового поколения самолетов, способных развивать высокую скорость". Так уже в ближайшее время они планируют разработать сверхзвуковой пассажирский самолет.
"Я отношусь к подобного рода заявлениям снисходительно, потому что очевидно - частные компании делают какие-то громкие заявления с целью привлечь инвесторов. То есть это пиар, сбор денег на разного рода стартапы. То обещают создать электрические самолеты, говоря, что мы вот-вот на них полетим, то беспилотные – все это пока лишь разговоры", – говорит Гусаров.

Он рассказывает, что создать сверхзвуковой пассажирский самолет в настоящее время вполне реально. Технологически – это не сложная задача, учитывая то, что полвека назад они уже были созданы. Например, советский Ту-144 и британо-французский Конкорд. Поэтому сегодня можно взять за основу один из данных лайнеров и, используя новейшие технологии, создать что-то подобное.

Но здесь назревает вопрос: нужно ли? Эксперт напоминает, что в 90-е годы американская корпорация Boeing также интересовалась созданием сверхзвукового самолета и даже арендовала в России Ту-144, который привела в летное состояние, поместила в него различные приборы и использовала как летную лабораторию. Но спустя несколько лет было решено остановить программу, потому что пришло осознание того, что игра не стоит свеч.

"Рынка для такого самолета нет. Полет на сверхзвуке обходится очень дорого, а значит и цена билетов на такой рейс значительно вырастет. Да и у авиакомпаний Air France и British Airways был опыт использования самолетов Конкорд, которые производитель изначально продал за копейки, потому что никто не готов был их покупать, так как они дорогие по себестоимости и в эксплуатации", – объясняет Гусаров.

Также эксперт сообщил, что пока полет на сверхзвуковом самолете связан со многими рисками: Ту-144 и Конкорд перестали летать после ряда авиакатастроф, так как были признаны небезопасными, а сами программы было решено закрыть.

"Поэтому на сегодняшний день в сверхзвуковых самолетах стоит вопрос создания очень надежных двигателей, которые могли бы в течение многих часов выдерживать полет на сверхзвуковых скоростях. Даже в боевой авиации пока таких нет, наши двигатели выходят на сверхзвук пока только на короткое время. Так что в общей сложности задача создания такого самолета решаема, но полученный результат будет совершенно неприменим в гражданской авиации", – резюмировал Гусаров.

Ранее стало известно, что Национальный исследовательский центр "Институт имени Жуковского" к концу 2021 года планирует разработать концепцию и программу создания в России сверхзвукового гражданского самолета.

 
AviaDrive
Тем временем продолжается работа над сверхзвуковым демонстратором XB-1. Амбициозный проект, который планирует войти в историю вместе с Конкордом и Ту-144, продолжает свою работу. Всего несколько месяцев осталось до выкатки этого самолета, который будет олицетворять, по словам создателей, технологический прорыв.
Уже почти готова кормовая часть фюзеляжа XB-1, в которой будут находятся двигатели самолета. Это единственная цельнометаллическая секция, которая сформирована из 90% титана и 10% A286. Что такое A286 - это металлический сплав, выдерживающий очень высокие температуры - даже выше, чем у титана.
Так же уже был установлен киль XB-1, в конструкции использовали алюминиевые и титановые крепления, чтобы надежно зафиксировать его на хвостовой части фюзеляжа.
Свежевыкрашенный интерьер XB-1 обеспечивает защиту от ультрафиолета, предотвращает разрушение эпоксидной смолы и защищает пилотов от опасного отражения в полете.
Демонстрация готового самолета планируется на 7 октября, а пока можно посмотреть 3D модель.

 
Rolls-Royce планирует создавать гиперзвуковые системы совместно с Reaction Engines.
Электрические авиалайнеры и реактивные самолеты, летящие со скоростью, в пять раз превышающей скорость звука, могут стать реальностью в ближайшие десятилетия, так как Rlools-Royce объединилась с Reaction Engines. Компании договорились о стратегическом партнерстве для изучения того, как можно интегрировать новые двигатели в самолеты и как их новаторская технология охлаждения может повлиять на производительность. Reaction Engines ранее разработала двигатель Sabre, способный работать со скоростью более 4000км/ч и сочетающий в себе обычную газовую турбину со свойствами ракеты. Ключевой частью конструкции является сверхэффективный теплообменник, который достаточно легок и компактен для использования в аэрокосмической промышленности.

 

Да, scramjet with precooling - это сейчас очень популярная тема у двигателестроителей. К.п.д. такого ПВРД существенно растёт. Техническая проблема: заметно охладить входящий воздух за те сотые доли секунды, в течение которых он проходит через теплообменник.

Сейчас в Великобритании испытывают двигатель SABRE комбинированной схемы: ЖРД + ПВРД с охлаждением потока. Теплообменник выделен серебристым цветом.
 
Пока только на стендах, в т.ч. в аэродинамической трубе в Колорадо.
Почитать, в частности, можно здесь (в первой статье ещё и о китайских разработках на эту тему):

Zhen L. Researchers nominated for award for sub-launched nuclear missile that China hasn't confirmed it's developing. Business Insider 15/V 2020
Williams M. Skylon’s SABRE Engine Passes a Big Test. Universe today. 26/X 2019
 
Zhen L. Researchers nominated for award for sub-launched nuclear missile that China hasn't confirmed it's developing.

Britain is expected to start building and testing a prototype this year.
Ожидается, что в этом году Великобритания начнет строительство и испытания прототипа.

Williams M. Skylon’s SABRE Engine Passes a Big Test.
...demonstrator engine core of the SABRE back in March. In the near future, Reaction Engines will be conducting ground-based testing of this component
Здесь речь идёт о будущих испытаниях некоего demonstrator engine core (что это такое "по составу" применительно к данному типу двигателя, сказать трудно).
 
Ну что пишет Вуду я не вижу слава богу. А так - получилось как обычно. Раструбили о новой вундервафле и придумали характеристику пятого поколения, затем по факту получилось, что не очень пока получилось. Собственно опять же сугубо имхо как только появится действительно крейсерский бесфорсажный режим с разумным расходом топлива на уровне работающей технологии - снова все кинутся в сверхзвуковые пассажирские самолёты, потому что конечно это однозначно был бы бестселлер
 
Не смогут, так как сверхзвук это закон.
Добьются приемлемого, как и конкорд, но прорыва не будет. Ну а так как и условия эксплуатации сложные, и самолёт на выходе будет дорогой то и область применения станет локальной.
Как супербизнес джет, допускаю.
 
Если он сможет налётывать те же 12-14 часов в день, что и обычный паксовоз - разница в цене будет полностью нивелирована. Вопрос скорее в расходе топлива и грузоподъёмности. Так что самый перспективный вариант - это то, что американы собирались делать: три маха и под 400 пассажиров или эквивалент в виде груза.