В 1950-е гг., когда телетрапы ещё не получили своего распространения, параллельно разрабатывались и другие способы посадки пассажиров в самолёт, минуя их выход на перрон (см. предыдущий пост). Это было продиктовано стремлением авиакомпаний поднять комфорт пассажиров на новый уровень (оградить их от непогоды, сильного шума двигателей самолётов и т.д.), а также желанием повысить интерес к авиапутешествиям с помощью внедрения любопытных футуристических изобретений.
Вашингтонский Даллес стал первым аэропортом США, спроектированным и построенным в эпоху реактивных лайнеров, поэтому требовалось создать что-то, что выгодно отличало бы его от уже построенных аэропортов. Ээро Сааринен, главный архитектор Даллеса, предложил в 1958 г. идею создания "мобильных холлов" ("Mobile Lounge"), способных "дотянуться" даже до самых отдалённых мест стоянки. Хотя идея была не нова - нечто подобное было изображено на обложке
"Popular Science" за март 1945 г.
Ранний концепт "Mobile Lounge":
"Mobile Lounge" был разработан The Budd Company по заказу Федерального агентства по авиации США и изготовлен Chrysler Corporation. Первоначальный заказ составил 20 шт. при цене одной машины в 232.733$ по курсу 1961 г. Работал на двух двигателях мощностью по 172 л.с. каждый, имел 71 сиденье и был рассчитан на перевозку до 102 пассажиров. У "Mobile Lounge" с обеих сторон было по кабине, при этом из каждой кабины можно было управлять только ближайшей к ней парой колёс. Благодаря огромным размерам "Mobile Lounge" вошёл в "Книгу рекордов Гиннееса" тех лет как самое крупное (длина - 16,5 м., ширина - 4,9 м., высота - 5,3 м.) и дорогостоящее транспортное средство на колёсах с резиновыми покрышками:
Акцент делался на том, что это не просто аэродромные автобусы, а продолжение терминала - в результате всё было выдержано в едином стиле:
Идею "Mobile Lounge" реализовали следующим образом: PTV ("Passenger Transfer Vehicle") стыковался с терминалом, пассажиры по стыковочному коридору переходили из терминала в PTV, затем их везли к месту стоянки, где производилась их посадка в салон самолёта с помощью двух крытых трапов:
Двери стыковочного коридора изнутри и снаружи терминала:
Трапы могли менять угол наклона:
У трапов имелись горизонтально выдвигающиеся шторки, защищавшие пассажиров от непогоды:
Со временем размеры самолётов увеличивались, из-за чего их входные двери стали находиться на недоступной для трапов "Mobile Lounge" высоте, в связи с чем потребовался PTV с подъемным салоном под названием "Plane Mate" (1970 г.). Эта модель, рассчитанная на 150 пассажиров, была также разработана The Budd Company и изготавливалась Airside Systems Inc.:
А "Mobile Lounge" стали возить пассажиров между терминалами, их трапы были заменены на второй стыковочный агрегат, так что они стали полностью симметричными спереди и сзади. На первом фото видно, как была сделана эта модификация, а на втором - как изменился вид салона:
Идея "Mobile Lounge" оказала немалое влияние на планировку аэропорта Вашингтона, которая оказалась гораздо менее удачной по сравнению с проектами аэропортов, реализованных буквально через 10 лет после открытия а/п Даллеса. Для сравнения, планировка вашингтонского (1962 г.) и канзасского аэропорта (1972 г.):
Проектирование аэропортов "по-новому", с использованием телетрапов, позволило эффективнее использовать площадь лётного поля и лишило смысла идею дорогостоящих "мобильных холлов". По сведениям из англоязычной Википедии (не знаю, насколько они актуальны на данный момент), даже несмотря на запуск подземного AeroTrain в 2010 г. "Mobile Lounge" и "Plane Mate" всё ещё продолжают обслуживать прибывающие международные рейсы, а также доставлять пассажиров к самолётам, к которым нет доступа через телетрапы.
P.S. Cуществовали также аналоги "Plane Mate" от немецкого, французского и японского производителей - подробности
здесь.