В минувшие выходные нам повезло стать одними из первых пассажиров нового столичного аэропорта Жуковский, имеющего у ИАТА довольно забавный код ZIA, куда предприимчивые братья-белорусы первыми пробили дорогу, опередив всех отечественных и зарубежных коллег. Хотя по предыдущему разу Минск очень понравился, повторное его посещение было задачей третьестепенной. Главными целями были знакомство с новым во всех смыслах аэропортом и новым типом ВС, Ембраер-175. Поэтому, когда во время онлайн-регистрации выяснилось, что самолёт заменили на приевшийся 737-й, нашему разочарованию не было предела. E-jet - редкая птица в нашем небе и лететь специально ради него куда-нибудь в Саратов, куда нам совсем как бы не надо, не очень хочется. Что поделаешь, билеты куплены, гостиница забронирована, на ЗИА тоже хочется посмотреть, пришлось ехать.
Рейс был ранний, в 10.20, поэтому пришлось крепко подумать, как добраться туда вовремя, притом не спустив бездарно на такси тысчонку-полторы. Жена совершила разведрейд в Котельники, где выяснила дислокацию, расписание и маршрут движения экспресса №441, который курсирует между этой станцией метро и ЗИА. В результате этого рейда удалось собрать важные сведения. Оказывается, утром в ЗИА ходят два рейса, в 7.10 и в 7.50, причём автобусы идут без остановок прямиком к аэровокзалу, что позволяло вовремя попасть в аэропорт. Иными словами, расписание специально подстроено под конкретный рейс, что и для пассажиров очень удобно, и логично, учитывая небольшую текущую загрузку этой воздушной гавани. Обратные рейсы в Москву отправляются также по прибытии очередного пассажирского борта.
Рано утром в субботу у себя в Балашихе мы сели на первую электричку в Москву на 5.35, затем вышли на платформе "Серп и Молот" на площади Ильича, откуда к семи часам доехали до Котельников. Выход из последнего вагона, затем налево, потом направо, и вы поднимаетесь на улицу почти к самой остановке экспресса. Автобус уже стоял на остановке и, оплатив водителю 66 руб. с носа по "Стрелке", мы чётко по расписанию в 7.10 тронулись в путь. Итого, 120 р. на электричку+32 р. на метро (у меня там проезд бесплатный)+132 р. на автобус, на круг выходит меньше 300 рублей, вместо вполне реальных 1300. Тыща осталась лежать в моём кармане, а не в чужом.
Удивительно, но факт, народу в здоровенном автобусе практически не было. Кроме нас, ещё только человека четыре. Видать, все остальные поехали на такси. Либо на следующем автобусе. Я думал, ехать будем так же, как я ездил в прошлом году от Выхино в Раменское, т.е через Быково и город Жуковский. Ан нет. Автобус проскочил по Новорязанке поворот на Раменское и пошуровал прямо дальше, правда, почти тут же влип в пробку. Хоть и медленно, но, всё ж таки, мы ехали и, потеряв минут 15, снова помчались вперёд. Сразу за Боровским мостом через Москва-реку поворот налево, выводящий к аэропорту, откуда до ЗИА уже рукой подать. Всего на дорогу от Котельников мы затратили 43 минуты, вполне приемлемо, а от дома ровно три часа, как до любого другого столичного аэропорта.
По московским меркам ЗИА выглядит несерьёзно. Автобус у терминала - экспресс №441 "Метро Котельники" - ""Аэропорт Жуковский".
Внешне здание нового московского аэропорта ничем не примечательно - типичный продукт современного незамысловатого дизайна, и к тому же очень маленькое. Никак не пойму, где тут собираются обслуживать несколько миллионов пассажиров в год. При таких размерах, по-моему, это нереально.
Внутри всё блестит новизной. Однако больше всего в глаза бросается отсутствие людских толп, так характерных для других московских аэровокзалов, даже как-то не верится, что это - тоже Москва. Коммерсанты пока ещё также не проторили сюда дорогу - на весь аэровокзал всего один киоск, продающий всякую всячину в дорогу и целых две (!) "Шоколадницы", одна на первом этаже, другая - на втором, уже в зоне вылета. Эти видать, верят в радужные перспективы аэропорта и решили застолбить себе место, пока сюда не нагрянули конкуренты.
Внутри пустынные пространства нового аэропорта выглядят тоже не по-московски.
На входе нас привычно прошмонали, причём, пользуясь тем, что пассажиров мало, даже успели погладить со всех сторон. Тут же напротив - стойки регистрации, где как раз только началась регистрация нашего рейса В2972. Как я понял, эти несколько рейсов "Белавиа" - пока единственные в Жуковском, поэтому сотрудники аэропорта с видимым энтузиазмом занимались своим делом, очевидно радуясь случаю хоть как-то разнообразить рабочее время. Все очень вежливые, всегда первые здороваются и много улыбаются. Чувствуется военная выправка - на проверку документов в зоне предполётного контроля приглашают строго по одному, а остальных просят ждать у жёлтой линии. Не забалуешь.
На втором этаже вообще нет никаких развлечений, кроме упомянутой уже "Шоколадницы", работники которой жадно ловят каждого, кто, по их мнению, проявил хоть какой-то интерес к их заведению. Напротив, правда, какой-то большой магазин, но он, похоже, ещё не открылся. Есть и третий этаж, на который указывает табличка с манящим словом "кафе", но и там шаром покати. Оставалось только глазеть на лётное поле аэродрома. Хотя и там глазеть особо не на что.
Между тем, стала ясна наиболее вероятная причина подставы с заменой Е-175 на Б737. Ясно было, что все присутствующие летят моим рейсом, поскольку на сегодня он был чуть ли не единственный из Жуковского, а народу в зоне вылета набралось столько, что никакой E-jet не поднимет.
Когда до вылета оставалось уже всего 40 минут, появился наш Б738 с б/н EW-455PA в очень симпатичном костюмчике с огромной белой гвоздикой на киле. Хоть и простовато, но, по-любому, на порядок лучше, чем раньше. И на лётном поле закипела жизнь. Едва самолёт замер на стоянке, к нему подкатили сразу два трапа, по которым и в хвост, и в гриву начали бойко выгружать пассажиров. Также шустро нас обработали потом и в Минске. Видно, что в "Белавиа" развернули нешуточную борьбу за сокращение издержек времени при обслуживании воздушных судов.
Отсутствие "Эмбраера" слегка подсластили "Боингом" в новой ливрее.
Из Минска прилетело 113 человек. Не знаю, сколько летело обратно, но явно ещё больше, ибо пустых кресел в салоне почти не было. Никакими "Неопланами" в Жуковском пока и не пахнет, и под посадку нам подогнали два обычных городских "Ютуна" с мягкими сиденьями. На "Неопланы", видать, ещё не заработали.
В общем, не успели мы оглянуться, как уже оказались в воздухе. Я хотел было снять видео, всё-таки новый аэропорт, да ещё и военный, но потом плюнул на это дело - нижняя кромка облаков висела метрах в ста над землёй, так что фильмец получился бы ну очень короткометражным. За час десять минут полёта нас успели покормить лёгким завтраком - сэндвич, чай-кофе и напитки. В принципе, нормально для такого короткого рейса.
Рейс Москва - Минск.
Из аэропорта мы на автобусе доехали до центрального автовокзала, а оттуда - до гостиницы "Спутник" на улице Брилевской, уже знакомой нам по прошлому вояжу. Быстренько заселившись, отправились на прогулку по городу, чтобы успеть до темноты, которая в это время года наступает уже часов в шесть, посетить те места, где не были летом. На этот раз мы отправились осматривать исторический центр Минска - Троицкое предместье и Верхний город, находящиеся по обоим берегам реки Свислочь всего в нескольких сотнях метров к северу от главной транспортной артерии города проспекта Независимости.
Вид на город в моста через р. Свислочь на ул. Максима Богдановича.
На станции метро "Октябрьская" мы оказались свидетелями белорусской политической жизни. Местные продолжатели дела мировой оранжевой революции, которым не дают покоя проклятые приметы ненавистного советского прошлого, в лице симпатичной молодой особы агитировали сограждан подписываться за возвращение долукашенковских госсимволов. Агитация за десоветизацию по-белорусски велась исключительно на языке титульной нации, причём, за всё время нашего пребывания в Минске это был первый и последний раз, когда мы его слышали (не считая объявлений в общественном транспорте). Решив, что нас это не касается, мы прошли мимо, а когда пару часов спустя вернулись в метро, девчушка всё ещё трясла своими красно-белыми ленточками, что слегка размывает благостную картинку зловещей тирании, установленной Александром Григорьевичем.
Несмотря на хмурую осеннюю погоду, прогулка по Минску доставила нам не меньшее удовольствие, чем летом. Прошуршав по яркому, разноцветному ковру опавших листьев, устлавших дорожки и лужайки в парках Якуба Коласа и Марата Казея, мы вышли к Троицкой горе, на вершине которой стоит величественное здание Национального Большого театра оперы и балета. Оно оказалось одним из немногих, уцелевших в столице Белоруссии после фашистской оккупации. Несмотря на то, что театр построен в популярном в 30-е годы XX века стиле конструктивизма, внешне он несколько напоминает Мавзолей Адриана в Риме, хотя ни о каком таком конструктивизме тогда и слыхом не слыхивали.
Оперный театр окружён живописным парком, создающим вокруг этого места лирическую атмосферу.
Рядом с театром находится небольшое Троицкое предместье, застроенное домами в немецком средневековом стиле, а за ним мост через Свислочь, выводящий к подножию Верхнего города. Вид снизу на него очень живописен, это отличное место для семейного отдыха и романтических прогулок.
Троицкое предместье. Вид с улицы Максима Богдановича.
Вдоволь нагулявшись и надышавшись свежим воздухом, мы вернулись в гостиницу, зайдя по пути в соседний гастроном. Поскольку за время прогулки мы изрядно продрогли, а отопительный сезон в Минске, в отличие от Москвы, всё ещё не начался, я счёл возможным разнообразить нашу потребительскую корзину кое-какими горячительными напитками. Кстати, если кому интересно сравнить цены на некоторые продукты у нас и в Белоруссии, привожу здесь список наших покупок (уже в переводе на русские рубли):
1) Сок манго-ананас 1 л - 58,50 р.
2) Хлеб пшеничный, нарезка 350 г - 20,10 р.
3) Чай "Майский", 25 пакетиков - 70 р.
4) Бальзам "Белорусский" 0,1 л - 60,40 р.
5) Торт "Карамельный" 500 г - 206 р.
6) Пиво баночное "Криница" 0,5 л - 49,50 р.
7) Лапша "Биг ланч" 90 г - 42,50 р.
8) Сырки плавленные "Дружба", "Орбита", "Голландский" 100 г - от 24,10 р. до 34 р.
Сюда можно прибавить и стоимость проезда в общественном транспорте, которая составляет 18 рублей. Это, конечно, не идёт ни в какое сравнение с Москвой, но примерно совпадает с ценами во многих городах русской провинции, вроде Вологды, Нижнего Новгорода или Иваново.
Благодаря тому, что обратный вылет у нас был довольно поздно, в 18.05, на следующий день мы запланировали обширную культурную программу, гвоздём которой являлся поход к старому аэровокзалу Минск-1, до которого из-за моего прискорбного разгильдяйства мы не добрались в прошлую поездку сюда, хотя от нашего "Спутника" туда рукой подать. Увы, ночью пошёл дождь и поливал Минск без остановки целый день. Вся культурная программа пошла насмарку, но снова не попасть к аэропорту я не мог. Хорошо, экипированы мы были надлежащим образом, поэтому, так и не дождавшись хотя бы ослабления дождя ко времени выезда, пошлёпали по лужам к старым воздушным воротам Минска. Даже прогулочным шагом мы дошли туда меньше, чем за 10 минут.
- Юль, прикинь, как было бы прекрасно, если бы сейчас в Минске не было нового аэропорта! Мы могли бы вчера дойти от аэропорта до нашей гостиницы пешком, а сегодня таким же манером отправиться на регистрацию! - поведал я жене свои мечты, с которыми она охотно согласилась.
Улица Чкалова, по которой мы шли, упирается прямо в большую, красивую площадь с фонтаном в центре, на другой стороне которой стоит характерное для аэропортов 50-х годов прошлого столетия великолепное здание старого аэровокзала в стиле классицизма.
Старый аэровокзал Минск-1.
Слева, в полном диссонансе с ним и всем видом площади, не менее характерное уже для 70-х своей невзрачностью и пошлым утилитаризмом здание нового аэровокзала 1976 года.
Его облик настолько типичен для аэропортов 1970-х годов, что я сразу понял истинное предназначение этой постройки, даже несмотря на кощунственную надпись "Торговый комплекс "Аэродромный" на её крыше, поскольку в 70-80-е годы точно такие же можно было увидеть практически в любом более-менее крупном советском городе. Да и сейчас некоторые из них кое-где всё ещё работают. Я не хочу хаять аэродромных архитекторов той эпохи, ведь понятно, что стране в те годы требовалось, причём сразу, много новых, приспособленных специально для обслуживания гигантских пассажиропотоков, аэровокзалов. Тут не до архитектурных изысков. Увы, конвейер, массовое производство - первейший враг уникальности. В тот момент я ничего не знал о существовании этого второго здания, его наличие здесь стало для меня полной неожиданностью. Никаким торговым комплексом там и не пахнет, здание полностью заброшено, и попасть внутрь не удалось.
Минск-1. "Новый" старый аэровокзал.
Впрочем, не удалось попасть и в классическое старое здание, хотя было понятно, что оно используется как офисное, так как в окнах были видны характерные приметы офисного интерьера, а на дверях висела табличка "Финансово-деловой центр" или что-то вроде того. Ясное дело, в выходные там и должно быть всё закрыто. Правда, на площади стояли три больших автобуса, причём один с надписью "Белавиа". Куда подевались десятки людей из этих автобусов, не знаю, вероятно, на них привозят как раз тот персонал, который работает в старом здании, на авиаремонтном заводе и ВПП.
Как я узнал из "Википедии" уже дома, аэропорт до сих пор действует для обслуживания авиаремзавода, но это буквально его последние деньки, и уже с 1 января 2017 года он будет окончательно закрыт. В общем, успели прикоснуться к этой легенде советской гражданской авиации в то время, пока она ещё была хоть чуть-чуть, но жива.
Лётное поле сразу за аэровокзалом было совершенно пустынным, зато вдали был виден одинокий "кукурузник", а ещё чуть дальше, за перегибом местности, торчали верхушки килей нескольких самолётов, похожих на Ту-134, но точно определить их тип я не смог.
На лётном поле Минска-1 жизнь тоже едва теплится.
В этот серый, ненастный день привокзальная площадь была совершенно безлюдна, и нам абсолютно никто не мешал погрузиться в атмосферу этого интереснейшего места. Словно кто-то постарался специально для нас. Неужели никому это неинтересно? Всего в нескольких десятках метров шумела оживлённая городская магистраль, шли по своим делам прохожие, сновали машины и автобусы, но никому не было дела до старого аэровокзала, который много лет верой и правдой служил людям. А ведь когда-то здесь кипела жизнь! Что поделать, как говорится: "Ничто не вечно под луной!"
Наконец, и мы покинули безжизненную и заброшенную воздушную гавань и, сев на 53-й автобус, добрались до автовокзала, а оттуда отправились в аэропорт. Автобус был почти пустой, хотя не только летом, но и накануне, когда мы ехали из аэропорта, народ даже стоял в проходе. Сезон отпусков прошёл, видимо, в этом дело.
В Москву летели другим бортом, EW-456PA, одетым в такой же новый, симпатичный костюмчик, как и его вчерашний собрат. Взлетали в дождь и потом долго пробивали плотную пелену облаков. А вот в Москве не только не было никакого дождя, но и было ясно, так что на снижении удалось вдоволь налюбоваться залитой яркими огнями вечерней Москвой.
Высадили нас, как обычно, в темпе вальса, по двум трапам, а на привокзальной площади прибывших уже поджидала пара 441-х экспрессов. Правда, на обратном пути до Котельников автобус моментально увяз в пробке и утюжил её добрых полчаса. Но даже так мы доехали до метро ровно за час.
В общем, нам понравилось и путешествие, и новый аэропорт ZIA, только одного я не могу понять, зачем было гробить действующий Быково, чтобы всего через несколько лет городить новый огород почти в том же самом месте?