Не так давно я составил список из почти 40 русских городов, обязательных для посещения, и приступил к его поэтапному выполнению. На сегодня галочки стоят напротив 11 пунктов, и уже осенью мы задались вопросом, куда поехать в новогодние каникулы? Давно манила Казань и 9 выходных дней января были хорошей возможностью туда съездить, тем более, что многие наши знакомые уже побывали там и на все лады нахваливали её.
Минвод, в которых мы были в конце ноября, ещё даже не было в плане, а у нас в кармане уже лежали билеты до столицы Татарстана. Эконом-Базовый S7 на двоих туда-обратно обошёлся ровно в 6 тысяч, плюс 300 р. пришлось заплатить при онлайн-регистрации за выбор одного места у окошка, так как система «совершенно случайно» посадила нас у прохода. Спасибо, что хоть рядом, так что не пришлось платить за два места.
Помимо такой приятной опции, как платный выбор места, перевозчик предложил ещё пару преимуществ, таких, как платный багаж и невозвратный тариф. Хорошо хоть имелось бесплатное питание и возможность провоза до 10 кг ручной кладью. Как ни крути, а всё же это намного лучше, чем «Победа».
Вот чем хорошо буржуинство – у тебя всегда есть выбор. Можешь – изысканно питайся в дорогом ресторане, не можешь – иди в столовую-тошниловку. Не нравится? Жри отбросы на помойке. И это не устраивает? Тогда имеешь полное право подохнуть с голоду под забором. Я – противник крайностей, поэтому всегда выбираю второй вариант.
Рейс был довольно ранним, в 9.45, поэтому пришлось попотеть, чтобы вовремя приехать в Домодедово из Балашихи, используя общественный транспорт, правда, до метро «Щёлковская» ехали-таки на такси. Едва выйдя из подъезда, мы сразу окунулись в густой снегопад при нулевой температуре и примерно такой же видимости, что обещало массовые задержки и отмены рейсов. Правда, до аэропорта от «Домодедовской» доехали всего за полчаса, что вкупе с некоторым улучшением видимости давало надежду на то, что если и не по расписанию, но всё же сегодня в Казань мы улетим.
Регистрация, а затем и посадка в самолёт начались вовремя. У телетрапа нас поджидал зелёненький, как кузнечик, А319 с б/н VP-BTV, но так же вовремя вылететь не удалось. Сначала минут двадцать ждали каких-то опаздывавших транзитников, но и после того, как бортпроводники закрыли дверь самолёта, руление не началось.
Наш «кузнечик».
Всё это время я с любопытством разглядывал корку изо льда и снега, словно коростой покрывавшую крылья самолёта, поэтому совсем не удивился, когда включился динамик и командир объявил нам, что вылет задержится ещё минут на 15 из-за необходимости провести противообледенительную обработку самолёта.
Нас оттолкали от телетрапа метров на 300, после чего с правого борта, где мы сидели, к нашему кузнечику подкралась футуристического вида машина с длинной рукой-манипулятором и, поелозив у крыла, стала лупить по нему мощной струёй реагента. Ледяная корка, стекая с крыльев, расползлась по бетону большими кляксами красноватой пены.
Но и теперь мы не порулили на старт, и командир снова любезно объяснил почему:
- Дамы и господа, наш вылет, к сожалению, снова откладывается из-за того, что одна из ВПП закрыта для очистки от снега, поэтому мы вынуждены будем подождать, пока будут приняты самолёты, идущие на посадку. В очереди на взлёт мы – третьи, расчётное время взлёта примерно через 15 минут. Приношу вам свои извинения за задержку.
Наконец, все, кому надо было сесть, сели, два лайнера впереди нас взлетели, наш VP-BTV, отставая от расписания уже на час и двадцать минут, покатился на старт и, не останавливаясь, сходу начал разбег. Мимо моего окна промелькнула шеренга из дюжины, не меньше, самолётов выстроившихся на РД в ожидании своей очереди на взлёт, и бывший красноярский Ил-96, стоящий у АТБ, а затем всё сразу исчезло в густом тумане.
Самолёты тоже, бывает, стоят в очередях!
Едва аэробус набрал высоту 10 км, погода, а с ней и настроение, резко улучшились - бортпроводники загремели по проходу своей ароматной тележкой. Меню было вполне стандартное для таких коротких рейсов – сэндвичи с курицей или сыром на выбор и чай-кофе. КВС сообщил, что полёт до Казани займёт ровно 1 час, и по маршруту мы пролетим над городами Нижний Новгород и Чебоксары. Ни того, ни другого мы не увидели, как и вообще ничего, кроме плотной пелены облаков, накрывшей, похоже, пол-России.
Удивительно, однако, было то, что по проходу катилась только одна тележка с едой, а не две, как обычно. Причина – кабинный экипаж почему-то состоял всего из трёх человек. Учитывая, что самолёт был полный, тележка катилась с носа, а мы сидели в хвосте, вожделенная пища (позавтракать дома времени-то не было) доехала до нас, когда самолёт уже пошёл на снижение. Пришлось глотать как удавы, почти не прожёвывая, хорошо хоть, что турбулентности почти не было. В общем, успели поесть аккурат до того момента, как внезапно близко внизу, метрах в 400, сквозь рваные клочья тумана замелькали покрытые снегом верхушки деревьев.
Вопреки ожиданиям, снижаться дальше самолёт не спешил. Ещё с четверть часа мы летели по нижней кромке облаков, периодически вновь зарываясь в них, не выпуская шасси и закрылки и не меняя курса. Почему такая странная глиссада, не знаю.
Но вот, пошла вниз механизация, загудели шасси, и через минуту самолёт уже весело подпрыгивал по ВПП казанского аэродрома. Как нам и обещал командир, летели ровно час. Погода, однако, была отнюдь не такой весёлой. По сути, даже в паре сотен метров ни черта не было видно из-за сильнейшей метели и снегопада. Удивительно, как мы вообще сели в таких условиях. Наверное, как раз в момент посадки полосу накрыл сильный снежный заряд, так как через 15-20 минут, когда мы уже вышли из терминала на улицу, видимость несколько улучшилась.
Как говорится, «видимость ноль, иду по приборам»
Изнутри аэровокзал произвёл благоприятное впечатление и, после небольшой фотосессии, мы вышли на улицу через боковой выход, ибо все остальные были закрыты. Метрах в 50-ти обнаружилась остановка, на которой висело расписание нужного нам 197-го автобуса. Судя по нему, автобус ходил с интервалом всего в 20 минут. На нём мы собирались доехать до станции метро «Проспект Победы», а оттуда на метро – до станции «Площадь Тукая», где находился забронированный нами хостел.
- Слушай, что-то не нравится мне эта остановка, - сказала супруга, когда мы подошли к новенькой, казалось бы, только вчера поставленной остановке.
- А что с ней не так? – не понял я. – Смотри, совсем новая, да ещё с расписанием, значит, специально поставили здесь под этот автобус.
Но когда жена объяснила, что к чему, до меня тоже дошло. Вокруг остановки вьюга намела целые сугробы, на которых не было ни малейших следов ни автобусов, ни людей. Даже за час и даже в такую непогоду никакие следы не могли исчезнуть так – бесследно.
Прошло 20 минут, а автобусом и не пахло. Юля сгоняла обратно в аэровокзал и выяснила, что остановка действующая, и автобус ходит, а из города и обратно курсирует ещё и электричка. Её станция на высокой эстакаде находилась как раз напротив остановки, и мы даже видели, как туда подъехал состав, но не стали дёргаться – кто знает, сколько она будет там стоять? Пока будем бежать, и она может уехать, и автобус. Решили держаться за автобус до последнего.
Пришлось ещё с полчаса таращиться сквозь метель, прежде, чем он появился. Хорошо хоть, что можно было это делать, стоя в сухом и тёплом терминале. А когда это произошло, и сквозь метель проступили долгожданные цифры 197, стало понятно непонятное отсутствие следов на остановке – не обращая никакого внимания ни на неё, ни на две наши скорбные фигуры (за это время там не прибавилось ни одной живой души), автобус так и протарахтел бы мимо, если бы не наши отчаянные жесты.
Загрузившись в тарантас, мы даже не удивились, когда он, проехав прямо ещё 200 метров, остановился аккурат у центрального входа. У точь-в-точь такой же остановки, как та, где мы чуть не превратились в снеговиков. Что это за подстава?
В общем, на следующий день обратно в аэропорт мы ехали уже на электричке. И я категорически советую бюджетникам именно её. Во-первых, дешевле. Автобус стоит 55 р., электричка - 40 р. Во-вторых, ПАЗик хоть и новый, но всё же это ПАЗик, к тому же он по ходу набивается людьми под завязку, а просторные, комфортабельные вагоны поезда не заполнены и наполовину. В-третьих, автобус по пути в город минут 50 петляет по всем окрестным сёлам, а электричка доставит вас до конечной станции всего за 30 минут. Да, она ходит примерно с двухчасовым интервалом, что намного больше, чем у автобуса, но всё равно почти всегда можно подгадать под любое время вылета. На автобус надо идти лишь в самом крайнем случае, например, вы прилетели, а электричка только что ушла. Всё-таки, ждать два часа следующей – это многовато. И стоять только у центрального входа!
Из автобуса мы вышли у станции метро «Проспект Победы», в полном соответствии с исламскими традициями обозначенной большой зелёной буквой «М». Проезд на метро стоит всего 25 р. и оплачивается специальными пластиковыми жетонами, по виду похожими на десятирублёвую монету.
Станция метро «Площадь Тукая».
Казанский метрополитен нам понравился. Правда, «Проспект Победы», с которого началось наше с ним знакомство, ничем особенным не выделяется, напоминая типовые станции московской подземки, вроде «Полежаевской» или «Третьяковской», зато «Площадь Тукая», на которой мы вышли, или «Кремлёвская», очень впечатляют и не теряются даже на фоне подземных дворцов Москвы. Повсюду – гранит и мрамор, фрески и изящные мозаичные панно в национальном стиле. Старик Хоттабыч был бы доволен.
Станция метро «Кремлёвская».
На единственной пока линии с интервалом в 4-5 минут курсируют хорошо знакомые москвичам неудачные поезда «Русич».
Хостел, в котором у нас был забронирован номер, оказался всего в минуте ходьбы от «Площади Тукая», правда с первого раза , не сориентировавшись, мы блуждали вокруг него минут десять. Постоялый двор разместился на последнем этаже трёхэтажного особняка, то ли старинного, то ли сделанного под старину, и был очень чистеньким и приличным. В отдельном номере с двумя кроватями было всё, что нужно, в первую очередь, собственный санузел с душем и Wi-Fi, не было там только телевизора и звукоизоляции. С первым мириться несложно, если номер вам нужен только для ночлега, а вот второе напрягало сильнее. За одной из гипсокартонных стен был, похоже, общий туалет, так когда там в очередной раз кто-то смывал за собой, казалось, что бурлящий поток сейчас снесёт и эту картонную стенку, и нас вместе с ней.
Может быть, 2000 р. за ночь слегка дороговато за такой вариант размещения, но, учитывая новогоднюю ажиотацию и прекрасное расположение, в разумных пределах.
Наш хостел на ул. Островского. Бывают и гостиницы куда хуже.
Бегло ознакомившись со своими хоромами, мы поспешили вернуться на улицу, так как времени до наступления темноты оставалось немного.
Метель утихла, и над городом раскинула свои белые крылья настоящая русская зима. Падал снег, температура было около -8 градусов, и всё вокруг казалось каким-то сказочным и нереальным. Мы вышли к метро, повернули налево и почти сразу оказались на местном Арбате – пешеходной улице Баумана, запруженной толпами гуляющего народа. Родители с детьми, ватаги подростков, влюблённые парочки, дедушки и бабушки, организованные и не очень туристы, все жители Казани и её гости, казалось, высыпали на прогулку.
Едва сделав несколько шагов по улице, мы остановились, не в силах продолжать – настолько красиво было вокруг. Прямо перед нами стоял, ярко освещённый огнями, «Шаляпин Палас Отель» в стиле модерн, и бронзовый Фёдор Иванович у входа, с пухлыми шапками снега на голове и плечах, с любопытством разглядывал прохожих. Дальше сквозь снежную завесу сверкала куполами Богоявленская церковь с высоченной колокольней в 35 саженей, в хоре которой когда-то начинал свою блестящую карьеру маленький Федя Шаляпин.
Улица Баумана.
Со всех сторон призывно маячили вывески разного рода харчевен и трактиров, и мы сразу вспомнили, что голодны, как собаки.
- Юль, - как бы сама собой родилась в голове фраза, - а не пора бы уже познакомиться со здешним общепитом? А то ведь, как говорится, время спать, а мы не жрали.
Понятное дело, Юля возражений не имела, и мы пошли с ним знакомиться.
Общепит в Казани солидный. Вкусный и один из самых дешёвых, что нам приходилось видеть в России. Обедали мы в очень занятной столовой, примостившейся в цокольном этаже одного из старорежимных зданий напротив помпезного «Шаляпина», и примечательной тем, что прямо у входа в неё имеется туалет. Примечательна она, однако, не сортиром, как таковым, а тем, что вход в оба заведения охраняет не кто-нибудь, а Владимир Ильич Ленин в виде гипсовой статуи, стыренной, наверняка, из какого-нибудь сквера или школы.
Конечно, дедушке Ленину не совсем кошерно нести такую вот службу, но всё ж таки всяко лучше, чем валяться где-нибудь на свалке.
Я сразу проникся симпатией к столовой, сохранившей, пусть даже и таким, необычным, способом фигуру вождя трудового народа, и симпатия эта только окрепла после знакомства с меню и ценами заведения. Полноценный обед, включавший салат, первое, второе и, естественно, компот, обошёлся в 297 рублей. Не на каждого, на двоих! Москва нервно курит в сторонке.
На следующий день Москва уже совсем бросила курить, поскольку обед уже не в столовой, а в национальном кафе у метро «Площадь Тукая», что называется,
all inclusive, в том числе, с алкоголем, утянул из семейного бюджета смехотворные в данном контексте 520 р. Щоб я так жыв! Был бы у меня собственный «Learjet» и обед с сиестой, ей-богу, летал бы обедать в Казань.
Подкрепившись, мы раскланялись с Ильичём и неспешно пошли в сторону Кремля. Примерно через полчаса дома вдруг закончились, и перед нами открылась широкая панорама, от которой захватывало дух. Слева привольно раскинулась залитая неоном площадь Тысячелетия с развлекательным центром «Пирамида», центральным стадионом и цирком, а справа от неё возвышался кремлёвский холм с древней белой крепостью. Яркая подсветка и густой снегопад создавали вместе какой-то нереальный, светящийся жемчужный туман, и всё зрелище было просто фантастическим.
Кремль. Европа, и мы не лаптем щи хлебаем! Лепота!
Мы прошли мимо старинных церквей Иоанно-Предтеченского монастыря, потом мемориала жертвам Великой Отечественной с памятником великому сыну татарского народа Мусе Джалилю и вошли в Кремль через парадный вход Спасской башни. Башня такой молочной белизны, что кажется вырезанной из цельной сахарной головы. По мере приближения к центру цитадели, народу становилось всё больше. Преобладали туристические группы во главе с экскурсоводами.
Наконец, мы вышли к самому сердцу крепости и города. Слева возвышался, исчезая в туманной дымке, прекрасный Кул-Шариф, а прямо перед нами стояли Благовещенский собор, падающая башня Сююмбике и Введенская церковь, а за ними Дворец президента Татарстана.
Благовещенский собор, помимо своих очевидных архитектурных достоинств классического русского стиля, примечателен также тем, что его построили в 1556 г. по указу покорителя Казани Иоанна IV Грозного псковские зодчие Постник и Барма – да-да, те самые, что поставили на Васильевском спуске в Москве чудо Василия Блаженного. Кстати, тоже имеющего непосредственное отношение к Казани, так как был воздвигнут по случаю и в честь её присоединения к России.
Ещё интереснее башня Сююмбике. Кроме того, что она является падающей, отклоняясь от вертикали на 2 метра, и считается одним из широко известных символов Казани, с ней связана одна романтическая история, не имеющая, впрочем, никакой реальной подоплёки. Якобы сама башня была выстроена по приказу Иоанна Грозного, которому пленённая царица Сююмбике поставила условие – «построишь башню за семь дней, буду твоя». Обрадованный Иоанн башню построил, но царица его обманула, коварно бросившись с вершины башни вниз. Сказка, конечно, нелепая, но красивая, не поспоришь.
На самом деле, достоверно неизвестно даже когда и кем построена башня. Одни исследователи говорят, что уже после присоединения Казани, другие – что ещё в ханский период. И не кем-нибудь, а самим Аристотелем Фиораванти, строителем московского Кремля. Лично я склоняюсь ко второй версии, учитывая архитектурные особенности сооружения и кое-какие косвенные исторические факты.
Башня Сююмбике.
Вплотную к падающей башне стоит Введенская церковь, в которой ныне размещается музей истории государственности Татарстана, а перед ней – небольшая площадь, непосредственно под которой находится мавзолей казанских ханов. На поверхность площади выходит низенькая башенка, сквозь окна которой внизу видны ханские саркофаги из резного мрамора. Сами они и пол вокруг усыпаны монетами, которые бросают прямо сверху то ли на счастье, то ли по каким-то другим соображениям, правоверные мусульмане.
Что касается знаменитого Кул-Шарифа, хочу заявить, что при всей несомненной красоте этой мечети, на мой взгляд, кто-то в Москве совершил большую ошибку, разрешив построить её в казанском Кремле. Стоит она особняком, примостившись, словно бедный родственник у восточной стены крепости, поскольку поставить её в более подходящем месте было бы просто невозможно из-за плотной исторической застройки. Так ещё и архитектура её являет собой вопиющий диссонанс со всем обликом кремлёвского ансамбля. А высоченные сами по себе минареты, к тому же поставленные на самом высоком месте города, возносятся вверх намного выше самых высоких христианских храмов Казани, что вряд ли сильно радует местное православное сообщество. Несомненно, что в данном случае мы имеем наглядный пример того, как эстетические и прагматические соображения были принесены в жертву политическому волюнтаризму и государственной близорукости.
Мы хотели обязательно посетить музей государственности и мавзолей, да поснимать вволю кремлёвские красоты, но тут, не выдержав мороза, отказалась работать камера, и нам пришлось отправляться восвояси, надеясь завтра наверстать упущенное.
Мы вернулись обратно тем же путём, что и пришли – через Спасскую башню, и, спустившись вдоль южной стены, попали к станции метро «Кремлёвская» откуда доехали до своей «Площади Тукая». Надо сказать, что «Площадь Тукая» имеет одну полезную особенность – её южный, ближний к нашему хостелу, выход выводит вас прямо в большой торговый центр «Республика», так что нам не пришлось никуда далеко идти, чтобы закупить какой-нибудь снеди на ужин.