Это рассказ о том, как даже несбыточные, как поначалу кажется, мечты однажды сбываются. С самой первой гонки в Испании, показанной российским ТВ в мае 1992 г., я был ярым болельщиком Михаэля Шумахера и Формулы-1, но очень долго даже не надеялся увидеть её своими глазами. Слишком всё это казалось далёким и, главное, неподъёмно дорогим. Но в один миг всё изменилось, когда на брифинге в Монце после Гран-при Италии-2006 немец заявил, что в конце года покидает спорт. Вот он, момент истины - я понял, сейчас или никогда, ведь до конца сезона осталось всего 3 гонки, 3 последних шанса увидеть своего кумира на трассе собственными глазами!
На следующий же день нашёл я в газете пару объявлений с турами на Ф1. Какой интернет, я даже мобилой обзавёлся всего за пару месяцев до этого! Японию и Бразилию сразу отмёл - слишком дорого. Остался только Китай, что меня вполне устраивало: и страна интересная, и ехать недалеко, и расходы гораздо ниже.
Первым делом позвонил моему другу Андрею. Он собаку съел на челночных поездках в КНР, знал все более-менее крупные турфирмы, и какие из них заслуживают доверия. И тем же вечером я уже сидел в офисе одной из них. Мне озвучили цену - выходило примерно 47 т. р., по тогдашнему курсу 1500 $ с гаком. Сюда входили стоимость перелёта и визы, проживание и билет на гонку. Да за такие деньги можно раза четыре слетать туда-обратно в Москву! Хотя до столицы в шесть раз дальше, чем до Шанхая.
Мне ещё очень сильно повезло в том, что за год до этого я, на всякий случай, сделал загранпаспорт, хотя в тот момент вообще никуда за границу не собирался. А если бы его у меня не было, всё шло прахом, потому что паспорт делается месяц, и в таком разе я однозначно пропускал и Китай, и даже неподъёмные по деньгам Японию и Бразилию.
Уже через пару дней, всего за неделю до вылета, у меня на руках были билеты на самолёт. Сначала из Владивостока до Харбина, там быстрая пересадка на рейс в Шанхай, обратно – таким же образом, только с ночевкой в Харбине.
Вот он, мой первый авиабилет в настоящую заграницу!
Одно меня сильно волновало – билет на гонку мне не дали, сказав, что группа уже сформирована, и, поскольку я обратился позже, билет мне привезёт прямо в аэропорт перед вылетом в Харбин сотрудница турфирмы. Куда деваться, пришлось поверить, вроде фирма солидная. Да и уж очень хотелось поехать.
Накануне отъезда, вечером, я, как положено, начал собираться. Уложил сумку, проверил деньги и билеты. И тут вспомнил – фотоаппарат! У меня была простенькая плёночная китайская "мыльница", которой я не пользовался уже с год. Достал камеру, вставил батарейки и с ужасом обнаружил, что она не включается! За год бездействия фотоаппарат сломался. Да чтоб тебя! На носу поездка на Ф1, в одну из интереснейших стран мира, а мне даже нечем будет всё это запечатлеть!
Тут же обнаружился и второй мой просчёт – я забыл купить валюту. И это было куда хуже, чем неприятность с камерой, потому что в столь поздний час банки и обменники уже не работали, а завтра нужно быть в аэропорту ещё до того, как они откроются в городе.
"Ладно, - думаю, - фотик куплю в Китае, они там дешёвые, а валюту в аэропорту. Владивосток, как-никак, международный аэропорт, там непременно есть обменные пункты".
Успокоив себя этими мыслями, лёг спать, не в силах, однако, избавиться от лёгкой тревоги из-за всех этих своих упущений и продолжая переживать из-за билета на гонку. На следующее утро, в 07.30 утра, взяв сумку, я вышел из дому и на двух автобусах где-то к половине десятого добрался до аэропорта.
В международном терминале никаких обменников не было, а в самом аэровокзале шёл ремонт. Второй этаж был закрыт, и я быстро выяснил, что ни одного обменного пункта и здесь нет. Приплыли. Шанхай – это вам не Суйфэньхэ какой-нибудь, где русских больше, чем китайцев, и "деревянные" можно сдать на каждом углу. Даже в совсем недалёком от нас Харбине с этим могут быть проблемы. Что я буду делать в Китае с пачкой никому не нужных там рублей? Падать на колени перед попутчиками, чтобы они скинулись мне на поездку?
Так выглядел аэропорт Кневичи через 3 года после моей поездки. Ближний - только что прошедший капремонт старый аэровокзал 1976 г.; самый дальний - новый (на тот момент) международный терминал, из которого я вылетал; между ними, с башней КДП на крыше - ещё более старый терминал 1961 г., в нём тогда размещались службы УВД. А какая техника на перроне!!! Фото: Алексей Ештокин/Russianplanes.Net.
В зоне вылета я разговорился на эту тему с одним таможенником, который, узнав о моей беде, успокоил:
- Не переживайте, в Харбине наверняка можно обменять рубли на юани или доллары.
Я не особенно ему поверил, а в ещё большее смятение повергся, когда, как и обещала, к десяти часам в аэропорту появилась сотрудница турфирмы. Приехать-то она приехала, только мне от этого легче не стало – мой билет на гонку она не привезла.
- Извините, Алексей, - стала она оправдываться, - уж слишком поздно вы заказали поездку, китайцы не успели прислать билет. Но вы не переживайте, - не давая мне открыть рот продолжала она, - вам его отдадут в Харбине. Я с ними уже созванивалась, они подтвердили. Пойдёмте, я вам покажу вашу группу.
- Ладно, - промямлил я и потащился следом за ней. Понятно, что они не кидалы, просто организационные накладки, но мне-то какое дело? Мне билет нужен, я на гонку хочу попасть и увидеть Шумахера!
Между тем, объявили регистрацию, а затем и посадку на мой рейс XF749 Владивосток-Харбин. У стойки паспортного контроля немного волновался, как-никак мой первый зарубежный вояж. Ну, как первый. Это если не считать поездок в Алма-Ату к родне, когда Казахстан уже формально стал заграницей. Но именно что формально, тогда, вскоре после распада Союза, никто его заграницей не считал. А многие и по сей день не считают.
Нашу группу погрузили в автобус, который подвёз нас к видавшему виды Ту-154Б-2 с б/н RA-85588 в бело-голубой ливрее "Владавиа". Мой любимый самолёт Правда, тогда я ещё не знал об этом, моим любимым он стал, только когда почти все "тушки" уже исчезли из парка наших перевозчиков.
Наш Ту-154Б-2 RA-85588. Снят в Ю.-Сахалинске за 4 года до моего полёта. Увы, уже будучи в "Колавиа", сгорел в 2011 г. аккурат на НГ во время руления с группой "На-На" на борту. Три пассажира погибли. Фото: Андрей Шаповалов/Russianplanes.Net. Если не ошибаюсь, автор фото на Авиафоруме тоже есть, надеюсь, он не будет против, что я использовал его работу.
Место мне досталось прекрасное, 25А, у окна, между крылом и двигателем. Оттуда всё видно: и механизацию крыла, и шасси, и воздухозаборник левого двигателя с вентилятором. И землю внизу тоже.
Взлётели, и наш самолёт взял курс на запад. Хоть наши остряки из числа челноков, месяцами живущих в соседней стране, и шутят, мол, "курица – не птица, Китай – не заграница", на самом деле заграница, да ещё какая! Здесь всё не так, как у нас. И я заметил это ещё из иллюминатора самолёта.
Наша группа на борту RA-85588 ждёт вылета в Харбин.
Расстояние от Владивостока до Харбина по меркам современной авиации маленькое, всего 500 км, час лёту, а до границы – не больше двухсот. Поначалу пейзаж внизу не слишком отличался от приморского, как вдруг, огромные массивы тайги, так характерные для российского Дальнего Востока, исчезли, а вместо них появились обширные плоские равнины с распаханными полями и бесчисленными селениями. Маньчжурия! Китайские города и сёла с воздуха заметно отличаются от наших – правильные прямоугольники с прямой сеткой улиц. Совсем скоро мы сели в харбинском аэропорту Тайпин.
В терминале нас встретила очень неплохо говорившая по-русски молодая китаянка, в задачу которой входило сопровождение нашей группы до вылета в Шанхай. Естественно, первое, что я сделал – спросил её, где мой билет на гонку? Девушка очень удивилась такому вопросу, а ещё больше, что владивостокская фирма назначила её ответственной за выдачу мне этого билета. Тем не менее, она стала звонить куда-то по мобильнику и через пару минут заверила, что теперь-то вопрос решён, и билет точно будет ждать меня в Шанхае. Его выдадут мне прямо по прибытии в аэропорту. Понятно, что такой ответ не прибавил мне оптимизма, ведь я его слышал уже не впервые.
Зато она помогла решить другую мою насущную проблему – без вопросов поменяла рубли на юани, к тому же по приемлемому курсу. Хоть одной головной болью меньше! Затем наш гид отвела нас в кафе на втором этаже, где нас ждал бесплатный обед. Особых разносолов не было, но покормили неплохо. Даже местное харбинское пиво было.
До рейса в Шанхай оставалось ещё часа три. Мало, чтобы съездить в город, поэтому пришлось ограничиться небольшой прогулкой по окрестностям аэропорта, а оставшееся время я провёл, слоняясь по магазинам на территории терминала.
Аэропорт Харбин/Тайпин. Назван, как я думаю, в честь восстания тайпинов, сотрясавшего Китай в середине XIX в.
В три часа дня по местному времени на Б-737 рейса FM9176 "Шанхайских авиалиний" мы вылетели в Шанхай, и ещё три часа спустя самолёт уже скользил сквозь ночную мглу и туман над морем огней – внизу широко раскинулся крупнейший мегаполис мира.
Я и раньше с глубоким уважением относился к тому великому вкладу, который внёс китайский народ в мировую цивилизацию, но очутившись в Шанхае, начинаешь по-настоящему понимать насколько это талантливая, трудолюбивая и целеустремлённая нация.
Аэропорт Пудун произвёл на меня неизгладимое впечатление. Я никогда прежде не видел такой огромный аэровокзал, но даже несмотря на колоссальные размеры здания, я смог оценить и его необычную архитектуру, являющую собой ажурную конструкцию, словно выпиленную то ли из серебра, то ли изо льда. Мне он показался дворцом Снежной королевы, каким-то образом перенесённым сюда с Северного полюса.
До города настоятельно советую добираться тем же способом, что и наша группа – сверхскоростным поездом на магнитной подушке
Maglev. Забава не из дешёвых, кажется, 40 юаней, но оно того стоит. Даже если вы потеряли свой билет на гонку, не плачьте – в этом поезде вы почувствуете себя даже не зрителем, а гонщиком за рулём формульного болида, когда увидите на экране, вмонтированном в переборку вагона, скорость за 300, а внизу, под высоченной эстакадой поезда – шоссе с будто бы остановившимися машинами.
Неожиданно экспресс начинает крениться, но не бойтесь – это
Maglеv, почти не сбавляя хода, проходит профилированный вираж, впечатываясь в него центробежной силой, и чувство такое, что это – не полотно магнитной дороги, а бэнкинг "Старой кирпичницы" Индианаполиса.
Аэропорт Пудун/Шанхай и левитирующий сверхпоезд Maglеv. Фото: Alex Needham/wikipedia. Общественное достояние.
Тут на сцену вышел гид, который должен был сопровождать нас всё время, что мы пробудем в Шанхае, в том числе и на гоночные мероприятия. Высокий, тощий китаец средних лет, с исконно китайским именем Юра. По-русски, кстати, он шпрехал будь здоров.
Юра сильно растерялся, когда я потребовал от него свой билет. Билета у него, само собой, не было, и его замешательство выросло ещё больше, когда он понял, что именно он – тот крайний, на которого мне так долго переводили стрелки, начиная ещё с Владивостока. Ему переводить было уже не на кого, и Юра схватился за свой телефон.
И что вы думаете? Минут через десять появилась какая-то китаянка и вручила мне мой долгожданный и многострадальный билет на Гран-при Китая 2006 года! А ведь я уже почти отчаялся туда попасть! Когда драгоценная бумажка, столь долго от меня ускользавшая, наконец оказалась в моих руках, я почувствовал себя отцом, впервые поднявшего своего первенца.
Мой многострадальный пропуск в мир больших гонок. Я уж и не чаял его увидеть!
Дождавшись, пока все мои попутчики получат багаж, Юра собрал всех нас в кучу и повёл на улицу. Несмотря на не поздний ещё час, всего около половины седьмого вечера, было уже совсем темно. Это следствие довольно странных манипуляций китайцев с часовыми поясами. На всей огромной территории страны он – всего один, пекинский, вместо положенных трёх. С одной стороны, это хорошо, не запутаешься, куда и на сколько переводить часы, путешествуя по такой большой стране. С другой, местами это приводит к очень существенной разнице времени восхода и заката между востоком и западом Китая и серьёзным нестыковкам с истинным, поясным временем.
Тридцать километров от Пудуна до станции метро "Лунъян" левитирующее чудо техники
Maglеv пролетело за жалкие 7-8 минут. Там нашу группу уже ждали два больших, новеньких автобуса, на которых нас повезли по гостиницам.
Я впервые попал в такой мегаполис, где тебя со всех сторон окружает лес гигантских зданий из стекла и бетона и сложная паутина скоростных автострад и мостов. К тому времени я несколько раз бывал в Москве, которая по своим размерам не меньше, чем Шанхай, но это абсолютно разные города. Российская столица довольно патриархальна, целые районы до сих пор сохраняют старинную застройку, небоскрёбов там тогда почти ещё не было, даже теперешний Сити мал, стоит на отшибе и выглядит на фоне остального города чужеродным образованием. А Шанхай очень похож на классические мегаполисы Америки и Японии, как мы их помним по картинкам и кино. Я ехал на автобусе через весь этот устремлённый в будущее город, мимо залитых светом башен небоскрёбов, а рваные клочья тумана, в которых призрачно таяли их вершины, придавали Шанхаю мрачный и, одновременно, завораживающий колорит города Готэм из саги о Бэтмене …
Таких высоченных зданий, как в Шанхае, я прежде не видел.
Нашу группу разместили в двух гостиницах. Большую часть поселили в роскошном 4* отеле
Seagull, а меня и ещё несколько туристов повезли в гостиницу "Цзиньцзян" ("Новая Азия") на улице Тяньтанлу района Хункоу, что в старом городе на берегу реки Сучжоу напротив одной из достопримечательностей Шанхая – здания Главпочтамта.
Поскольку я поздно купил свой тур, мне пришлось одному оплачивать проживание в двухместном номере, зато условия для проживания были барские – огромная двухспальная кровать и никаких проблем с соседом. Мини-бар был забит напитками, а из окна открывался прекрасный вид на залитый неоновыми огнями центр города с самыми высокими на тот момент зданиями Китая – небоскрёбом "Цзинь Мао" и телебашней "Восточная жемчужина".
Сквозь запотевшее от дождя окно моего номера и был сделан этот снимок.
Небоскрёб "Цзинь Мао" на момент постройки в 1999 г. был 3-м по высоте зданием в мире. А сейчас
лишь 34-м!
К тому времени я успел познакомиться с тремя ребятами из Хабаровска. Один из них был диджеем из местной редакции радиостанции «Европа+», а двое других – её слушателями, выигравшими в конкурсе поездку на Гран-при Китая, хотя автогонки прежде их никогда не интересовали.
Мы сговорились сразу после заселения, пока есть время, поехать к небоскрёбам Пудуна. Я зашёл за ними в их номер этажом выше и ещё больше порадовался тому, какие у меня шикарные апартаменты. Они жили в четырёхместном номере, который, по сравнению с моим, выглядел довольно убого, как комната какой-нибудь общаги. Разве что вид из окна, из-за более высокого этажа, был получше.