Авторская ветка Первым делом-самолёты!

Модератор темы: прокуратор понтий пилат
Помню, у Пикуля в одном из романов читал, что в русско-японскую крейсера в лёд вмерзали, в поход их чем-то типа ледокола вытаскивали :unsure:
Наверное, роман "Крейсера". Читал его лет 40 назад, такой подробности уже не помню. Может, они не в Золотом Роге стояли? Но суть не в этом. Дело в том, что Золотой Рог изначально зимой замерзал. Но после того, как в долине реки Объяснения построили ТЭЦ-2 (когда её построили, не знаю, но не позже середины 1970-х), он замерзать перестал: тёплые сточные воды ТЭЦ мешают процессу. Хотя в особо морозные зимы появляются отдельные льдины и шуга, не припомню, чтобы он прямо замерзал.
 
Реклама
Ну-с, пойдём дальше по Южно-Сахалинску. Итак, мы впервые на Сахалине, единственном островном регионе России. На данный момент это самая восточная точка на карте наших путешествий - 142° вост. долготы! Разница во времени с мск +8 часов! Для меня это 40-й субъект РФ по счёту.
В течение 40 лет, в 1905-1945 гг., южная половина острова была оккупирована Японией, следов которой в Южно-Сахалинске, называвшимся японцами Тойохара, сохранилось довольно много. И мы по этим следам, конечно, тоже в меру своих возможностей прошли.
Сахалин с незапамятных времён населяли многочисленные малые народы, отчего он имеет уйму разных названий: у нивхов Ых-миф (Край земли); у ороков Нучи-на (Малая земля); у эвенков Янкур; у айнов Трепун-мосири (Остров в море). Японцы называли остров Карафуто, что считается японским прочтением айнского имени, а в русском и европейских языках закрепился вариант "Сахалин", о происхождении коего ведутся споры.

В новом терминале Хомутово туристам напоминают, что Сахалин издревле населяли нивхи.

IMG_20250707_131627.jpg


Лично моё мнение: корни этого имени надо искать примерно там же, откуда происходит самоназвание своей родины у якутов - Саха; а также в схожих топонимах Дальнего Востока: Сихотэ-Алинь, Дуссе-Алинь, Сикачи-Алян и т. д. Т. е. либо в алтайских, либо в палеоазиатских языках. Такое сходство, я полагаю, не может быть случайным.
В частности, слова "алинь", "алян" у родственных между собой маньчжур и нанайцев значат "горы, сопки". Название же Якутии "Саха", по одной из гипотез, может быть заимствованием из языка ещё одного соседнего якутам народа - эвенков, относящихся к той же тунгусо-маньчжурской языковой группе, что и маньчжуры с нанайцами. Притом, у последних есть слово "сакка, сайка", означающее "злой дух, призрак". Стало быть, "Сахалин" может переводиться с тунгусских наречий как "горы злых духов".
Почему вдруг именно "злых духов"? Задолго до прибытия на остров тунгусов - ороков и эвенков, его населяли два самобытных народа - нивхи и айны. Их материальная и духовная культура, а особенно язык, резко отличались от тунгусских. Нивхи создали богатый фольклор, в котором густо заселили землю острова различными духами, в т. ч. злыми кинрами и милками; айны же так выделялись даже внешне из всех остальных коренных народов ДВ, что могли казаться соседям какими-то сверхъестественными существами. Всё это вместе взятое создавало у вновь прибывших переселенцев представление о новой земле, как населённой различными духами и призраками.

Стенд в аэропорту, посвящённый сахалинскому писателю Владимиру Санги. Его потрёпанная брошюрка нивхских народных сказаний до сих пор лежит в моей библиотеке. Школьником я её перечитывал многократно, с головой погружаясь в сказочную атмосферу тылгуров и нгастуров.

IMG_20250707_132210.jpg


Кстати, и происхождение слова "якут" выводят от эвенкийского же "яко", что созвучно с приводившимся выше эвенкийским названием Сахалина "Янкур". Что это может значить, толком никто не знает, но могу предположить, что тоже что-то нехорошее, учитывая, что тунгусы сильно не жаловали якутов в период расселения последних на их современной территории.
Опять же, в силу этих самых былых трений якутов с тунгусами, и возможной этимологии слова "Сахалин" от тунгусо-маньчжурского "горы злых духов" возможно, что эвенки считали пришельцев с юга злыми духами, свалившимися им на голову неведомо откуда, а сами якуты либо нарочно, дабы нагнать побольше жути на врагов, либо по незнанию, восприняли этот экзоним в качестве своего самоназвания. В общем, такова моя гипотеза происхождения названия острова, а заодно и Саха-Якутии.

Пункт временной дислокации. Над названием хозяева особо не мудрили - гостиница находится в самом конце улицы Ленина. Или в начале. Это потому что она идёт из конца в конец через весь город.

IMG_20250705_170751.jpg


Ладно, оставим лингвистику в покое и вернёмся ближе к теме. Наша гостиница находилась на другом конце города, на автобусе туда можно доехать только с пересадкой, стали вызывать такси. Ехали 22 минуты, заплатили 400 р. Это явно дешевле, чем во Владике, про Москву и говорить нечего, тут разница уже будет почти двукратная. Отель приятно удивил: новый, чистый, сервис и комфорт качественные. Не ожидал такого на краю города. Одно нарекание - завтрак скудноват, но плотный.

Поджидаем общественный транспорт на остановке у гостиницы.

IMG_20250705_171759.jpg


Часы показывали пятый час, погода шептала: сам бог велел идти гулять. Куда? План составить не успели, но тут случайно узнаём, что на завтра прогноз обещает плохую погоду. Надо ехать на "Горный воздух"! Это очень внушительный по размерам и оснащению спортивно-туристический комплекс с современной канатной дорогой, открытой в 2008 г. Если завтра будет дождливо и ветрено, канатка может вообще закрыться. На том и порешили.
На автобусе №62 доехали до площади Славы, примечательной памятником советским воинам, павшим при освобождении Южного Сахалина и Курильских островов в 1945 г., а также выставкой военной техники. Памятник хорошо виден с площади, а вот до техники в глубине парка мы так и не добрались.

Юля внимательно следит за маршрутом и порядком в салоне. Resort City!

IMG_20250705_172546.jpg



Площадь Славы.

IMG_1790.JPG


Дальше пешочком дошли до нижней станции канатки. Но сперва стали искать, где бы поесть, ведь с утра, благодаря разумной пищевой политике S7, у нас во рту маковой росинки не было, а часы уже прозрачно намекали на ужин. Но дорога работает до 10-ти вечера, так что время на перекус у нас было.

Нижняя станция канатной дороги "Горного воздуха".

IMG_1797.JPG


Долго искать еду не пришлось: прямо на нижней станции нашёлся грузинский ресторан весьма дорогостоящего вида. Нахаркав на социальные и прочие перегородки, в этом калашном ряду мы и затухевили динер. Или даже скорее уже сапер.

В грузинском ресторане на "Горном воздухе" встретили хлебосольно. Хоть и не бесплатно.

IMG_20250705_180220.jpg


20250705_182814.jpg


IMG_20250705_184445.jpg


Хотя, обслуга там так себе - посадила нас за стол и пропала минут на 20, так что я даже пошёл было ругаться на ресепшен. Но кормят отменно, не подкопаешься. В заказ вошло: 0,5 фирменного тёмного пива, 100 г коньяка, овощи на гриле, хачапури с яйцом, бараний шашлык. Весь банкет обошёлся в 3540 РУР.
 
Последнее редактирование:
Из ресторана вышли в прекрасном настроении и отправились за билетами на гору. Правда, билетов как таковых и нет. Прикладывай карту к турникету и проходи. Причём, принимают только "Мир". Сама дорога состоит из нескольких участков, между которыми надо делать пересадку.

У нижней станции канатки есть бювет с минеральной водой. Припасть к живительному источнику и попить не удалось - уже был закрыт.

IMG_20250705_180132.jpg



От нижней станции канатки кабинки поднимаются к отметке 601 метр на горе Большевик.

IMG_20250705_180234.jpg


IMG_1803.JPG



Гора Большевик, 601 метр НУМ.

IMG_1806.JPG


Мы поехали только до второй, за 400 р. с носа, потому что там ходят закрытые кабинки, а дальше дорога уже кресельная. Людей мало, вагончиков много, можно без проблем сесть вдвоём в одну кабинку.

На высоте 601 метр. Во все стороны - Россия!

IMG_20250705_194409.jpg



Вид на гору Красная, 779 метров.

IMG_20250705_194527.jpg


IMG_1814.JPG



Кресельная дорога на гору Красная.

IMG_1810.JPG


Что сказать про "Горный воздух"? Только хорошее. С моей точки зрения, однозначно это лучшее, что есть в столице Сахалина. Всё сделано очень качественно и красиво, а какая природа там наверху и вид на город и окрестности с горы Большевик на отметке 601 метр, даже говорить не стоит.

С высоты 601 метр виден весь город.

IMG_1830.JPG



Строители пирамид и сюда добрались.

IMG_20250705_195324.jpg


Если погода позволяет, посетить безусловно необходимо. Однако, если есть желание ехать дальше на креслах к горе Красная на высоту 779 м, то надо иметь в виду, что этот участок закрывается уже в восемь вечера.
 
Не первый раз убеждаюсь, что эти таблички, особенно с большими расстояниями, устанавливают как попало. Взял в очередной раз свой пыльный глобус и да, сомнения мои были не напрасны - направление на Красноярск из Сахалина не то что не севернее, а даже наоборот, южнее чем Москва и Калининград. Извиняюсь, люблю географию и точность, хотя не удивлюсь, что у установщиков такой цели и не стояло.
 
Последнее редактирование:
После спуска с гор погуляли по площади Победы. Она большая, и там есть, что посмотреть: музейно-мемориальный комплекс с историческим парком "Россия - моя история", две пушки: 76-мм дивизионная ЗИС-3 обр. 1942 г. (самая массовая пушка ВМВ) и 122-мм гаубица М-30 обр. 1938 г., а также танк Т-34-85. Тут же на все свои 81 метр возвышается и главный храм острова - беломраморный собор Рождества Христова.

Архитектурный ансамбль площади Победы.

IMG_1795.JPG



Музейно-мемориальный комплекс "Победа".

IMG_20250705_205140.jpg



Исторический парк "Россия - моя история" и легендарная "тридцатьчетвёрка". Хоть сейчас снова в бой!

IMG_1796.JPG


IMG_1840.JPG


Архитектурно он очень похож на своих собратьев в Хабаровске и Владивостоке, а все они вместе - на храм Христа Спасителя в Москве. Совсем оскудела фантазия у нынешних зодчих, неужто так сложно построить что-то оригинальное, а не лепить всё как под копирку? Хотя, надо признать, что смотрится храм нарядно и величественно, с пропорциями, по моему скромному мнению, намудрили: слишком уж он вытянут в высоту. Похоже, гармоничность принесли в жертву рекордомании и желанию утереть нос соседям-конкурентам - 2-е место по высоте среди православных церквей на ДВ и 11-е в мире!
От площади Победы немного прогулялись вниз по одноимённому проспекту, в основном в поисках хорошего кафетерия, но нашли только один, и тот плохой. Так и остались без капучинки. Юля, привыкшая к тому, что даже в таких местах как Уссурийск с этим проблем нет, была, мягко говоря, сильно разочарована. А если начистоту, просто рвала и метала.

Площадь и проспект Победы.

IMG_1844.JPG



Медленно идём по проспекту Победы в поисках хотя бы средней паршивости кафе.

IMG_1848.JPG



Темнеет. А кафе всё нет. :(

20250705_211453.jpg


20250705_213915.jpg


Ограничились осмотром местных красот, к коим относятся новодельный костёл Св. Иакова и построенная в 1963 г. вышка Сахалинского радиотелевизионного центра высотой 186 м, похожая на мачту гигантского парусника.

Католический храм Св. Иакова.
IMG_1856.JPG



Вышка Сахалинского радиотелевизионного центра.

IMG_1838.JPG


Тут же зашли в магаз за ужином и хотели бюджетно вернуться к гостинице на автобусе, но оказалось, что несмотря на не поздний ещё час, всего начало 10-го вечера, большинство их уже не ходят. Пришлось вызывать такси. Впрочем, цена за 10-минутную поездку приемлемая - 265 р.
 
Реклама
Не первый раз убеждаюсь, что эти таблички, особенно с большими расстояниями, устанавливают как попало. Взял в очередной раз свой пыльный глобус и да, сомнения мои были не напрасны - направление на Красноярск из Сахалина не то что не севернее, а даже наоборот, южнее чем Москва и Калининград. Извиняюсь, люблю географию и точность, хотя не удивлюсь, что у установщиков такой цели и не стояло.
Есть у меня подозрение, что эти таблички там не закреплены жёстко и либо вращаются ветром, либо шаловливыми ручками посетителей. Иначе трудно объяснить, как Севастополь, Краснодар, Пхеньян и Владивосток оказались в одном направлении :)
 
легендарная "тридцатьчетвёрка". Хоть сейчас снова в бой
У меня для Вас плохая новость-он пустой внутри совершенно. Когда его поднимали на этот постамент в 1975 на 30 летие, сломали пару советских кранов, но потом откуда-то из Корсакова подогнали KATO с телескопической стрелой (для нас это было как прибытие космического корабля инопланетян) и легко водрузили на постамент. Пока эта эпопея длилась мы с пацанами раз по 10 успели залезть внутрь пока не заварили люки. Сверху. Однако пацаны продолжили залазить через люк в днище.

Что сказать про "Горный воздух"? Только хорошее
Очень жаль что сломали и не восстановили трамплины. Место было всесоюзного масштаба. Построили в 1969 их перед японской олимипадой 1972 года для тренировок прыгунов и двоеборцев. На соревнования влоть до 1980х частенько прилетали японцы не говоря уже про москвичей уральцев казахов и тд. Ваш покорный слуга относительно серьезно занимался двоеборьем и прыгал с 70 метрового. Пока не поймал боковик и не сломался. Кстати, все современное оборудование закуплено в Австрии.
GV.jpg



Kартинка с эстакады 70м го. Как я это делал? Дебил б-дь (с) :)


GV1.jpg


Спасибо за репортаж! Понастальгировал. Надеюсь посетить.
Удалите если считаете лишним в Вашей ветке.
 
Последнее редактирование:
он пустой внутри совершенно.
Так танк может и без двига воевать. Закапывай в землю, вот тебе и стационарная бронированная огневая точка. Кстати, на ДВ в советское время таких вкопанных в землю танков было очень много.
Очень жаль что сломали и не восстановили трамплины.
Не всё так плохо. Я об этом ещё собирался сказать чуть позже.
 
Спасибо за рассказ. В 2024 были на Сахалине. Как 2-й раз побывали. Тоже сначала хотели в этот грузинский пойти на нижней станции. Потом поднялись наверх, а там мест нет в ресторане. Спустились на 1 пролёт и там нашли абсолютно пустой ресторан. Пришёл директор а хорошем настроении и сделал нам скидку 20%.
 
Второй день на Сахалине выдался самым ненастным за весь отпуск. Похолодало до 20°, весь день периодически шёл дождь. На сопках повис густой туман, их вершины полностью исчезли из виду. В такую погоду не то что город сверху, друг друга не увидишь. Какие мы всё-таки молодцы, что съездили на "Горный воздух" накануне, теперь там точно делать абсолютно нечего. Что ж, будем ходить по городу, в конце концов, мы здесь именно для этого.

Вершина горы Большевик в перспективе Коммунистического проспекта утонула в вязком мареве тумана.

IMG_1866.JPG


Сели на 18-й автобус, чтобы доехать до театра им. Чехова, но благодаря тому, что в автобусах объявляют остановки, в какой-то момент узнали, что находимся возле Главпочтамта. Можно отправить открытку! Выскочили из автобуса, и тут же обнаружился первый на нашем пути бывший японский артефакт - художественный музей, в прошлой жизни - отделение банка "Хоккайдо Такусёку Гинко". По музеям нам ходить было недосуг, поэтому мы его быстренько сфоткали и пошли дальше.

Областной художественный музей на углу улиц Ленина и Хабаровской, до 1989 г. отделение Госбанка СССР. Построено в 1930 г. для тойохарского отделения банка "Хоккайдо Такусёку Гинко".

IMG_20250706_112231.jpg



Вот ещё один из немногих реликтов недолгого пребывания японцев на острове. Этот невзрачный с виду домишко - бывшая мэрия Тойохары. Построен в 1925 году специально к приезду наследного принца и будущего японского императора Хирохито. Сейчас там вроде какие-то коммерсы сидят.

IMG_20250706_122850.jpg


Пришли на почту и узнали, что как обычно бывает в провинции, открыток с видами острова там нет. Хорошо, что оператор подсказала, где можно купить - на ж. д. вокзале, который, на удачу, тоже оказался совсем рядом. Посещение такого места обязательно для уважающих себя путешественников, так что мы с радостью побежали туда. Хотя, как с радостью... Я-то радовался, а вот насчёт жены не уверен.
Вокзал - обычная панельная коробка 1973 года, но искусно замаскированная под новодел: хороший, чистый и аккуратный. Привокзальная площадь такая же опрятная, с новым перроном для городских автобусов.

Железнодорожный вокзал.

IMG_20250706_113940.jpg


IMG_20250706_114240.jpg


На площади нашлись вещи вообще интересные: мини-музей по истории железных дорог острова. Правда, большая часть экспозиции - где-то за вокзалом, но и тут нашлась хорошая пожива в виде японского паровоза серии D51. В южной части острова после его освобождения от японцев осталась сеть железных дорог под японскую колею 1067 мм, которую разумно было бы приспособить для нужд отечественного народного хозяйства. Осталось и несколько трофейных паровозов D51, но их явно не хватало, и в 1949-1950 годах для Южно-Сахалинской железной дороги в Японии по советскому заказу были построены и поставлены в СССР 30 таких же, но новых, локомотивов, которые работали на Сахалине до начала 1970-х годов.

Паровоз D51-22, выпущенный заводом Nippon Shario в 1949 году. Заводской номер 1379. Списан в августе 1988 г., а в июле 1992 г. установлен на привокзальной площади Южно-Сахалинска. Один из двух сохранившихся в России.

IMG_20250706_113653.jpg



Наглядная демонстрация отличия узкой японской колеи 1067 мм от нашей 1520 мм. Перешивка колеи на острове проходила с 2002 по 2020 годы.

IMG_20250706_113403.jpg


Ещё и поржали немного. У вокзала, прямо на проезжей части, спал в дюпель пьяный бомж, а другой пытался его разбудить и поднять. Дело житейское, прикол в том, что в двух шагах: а) участковый пункт полиции; б) наркодиспансер.)
Перед вокзалом разбит уютный сквер, выходящий к площади Ленина, на краю коей, понятное дело, памятник Владимиру Ильичу. Здоровый такой бугай Ильич, даже во Владике по-моему меньше. Напротив - здание горисполкома.

Площадь Ленина. Перед фонтаном - памятник трагическому событию из недавней истории острова - мега-землетрясению в Нефтегорске 1995 года. Город просто рассыпался в пыль и исчез с лица Земли вместе с двумя тысячами жителей - это две трети его населения.

IMG_20250706_115255.jpg



Мемориальная стела с левой частью мозаичного панно "Труженики Дальнего Востока" заслуженного художника РСФСР В. В. Агеева у здания горадминистрации (правая - с другой стороны здания). Установлена в 1970 г. в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Орден Ленина на соседней стеле, выполненный в технике смальтовой мозаики, напоминает о присвоении Сахалинской области высокой награды в 1967 г.

IMG_1861.JPG


Благополучно купив открытку, снова вернулись на почту. Там всё сильно запущено: приложением "Почта России" не пользуются, сходу требуют паспорт, пока сам им не напомнишь про их собственную прогу. По словам оператора, у них мало кто вообще знает про это дело, потому и они не спрашивают.*

Идём дальше по Коммунистическому. Новейший центр водных видов спорта "Волна". Название и внешний вид говорят сами за себя. Всего год, как сдан в эксплуатацию.

IMG_20250706_134511.jpg


Покончив с формальностями, медленно, вдумчиво проутюжили весь Коммунистический проспект от вокзала до парка им. Гагарина, а это примерно 2,5 км. Может, мы чересчур формально подошли к осмотру города, ограничившись в основном дежурными локациями вдоль этой городской магистрали, но учитывая жёсткие временные рамки, других вариантов у нас особо не было.
* Прошло уже больше месяца, а свою открытку мы до сих пор не получили. Из Химок её отправили во Львовский, потом в Тулу (!!!), потом снова во Львовский (!!!). Так и "обрабатывается" там уже больше 2-х недель. Видимо, придётся писать кляузу.
 
Последнее редактирование:
Надо было в ЖД музей зайти, там много всякого интересного
Да, по-хорошему надо было. Вряд ли это отняло бы много времени, даже учитывая его жёсткий лимит. Ну минут 20-30 там потеряли бы, это ж не картины в художке разглядывать. Что поделать, вся жизнь из таких "бы" состоит. :(
 
Реклама
Назад