Я уже рассказывал, что перешел в Мурманский ОАО из Вологодского ОАО, и для полноценной работы мне не хватало нескольких допусков, которые в Вологде не востребованы. В том числе мне нужен был допуск для полетов в горах, который даётся в два этапа: сначала на площадки подобранные до высоты 900м, а затем выше. Давал мне этот допуск КЛО Сигов В.Н., а чтобы сочитать полезное с интересным, он решил показать место падения АНТ-4 во время ВОВ не так далеко от Финской границы. Вот мы обнаружили самолет, подобрали площадку, доложили диспетчеру о посадке и времени стоянки, примостились (кто летал в горах, знает о чём я гутарю), выключились. Пошли обследовать. Самолет лежал на спине в очень даже приличном состоянии. Плоскости и фюзеляж целые, только резина на колёсах шасси отсутствовала (может жгли костры, а может лопари-саамы использовали в своих целях). Внутри плоскостей находились топливные баки бочкообразной формы, между ними можно было ходить к двигателям. Часть передней кабины (штурманской) была разрушена, в связи с тем, что самолет приземлился в перевёрнутом положении, по склону горы были аккуратненько разбросаны детали вертикального оперения (киля). Радиостанция, педали управления, приборы, были в относительно нормальном состоянии, в кабине летчика лежали фрагменты унтов.
После окончания тренировки я высказал мнение, что было бы не плохо, кому ни будь из заинтересованных лиц это всё рассказать. Владимир Николаевич написал в газету «Воздушный транспорт», приехал корреспондент, его провезли на место, все показали, он очень много сделел фотоснимков и напечатал огромную статью (это 86-87 год). Затем прибыли представители Ульяновского музея Гражданской авиации, с соответствующими бумагами и разрешениями, создали группу эвакуации, в которую вошли представители авиапредприятия (в основном АТБ), организовали там лагерь и приступили к разборке. Отстыковали одну плоскость, с неё сняли двигатели и баки (для максимального облегчения). К подножью горы прибыл КрАЗ с трейлером. Вывозку запланировали вертолетом Ка-32Т, экипаж: КВС Сигов В.Н., справа пилот-инспектор МГА Дундуков Ю.Б., старший б/м ЛО Карманов Е.Н. Сначала перенесли вниз по одному двигателю, затем в сетке баки и разную мелочь. А вот затем – плоскость (крыло). Вертикально подняли без проблем, пошли в разгон, и тут она (эта плоскость) вспомнила свою юность и начала занимать горизонтальное положение рядом с вертолетом, инспектор приказал сбросить груз (кнопки сброса у КВС), но Сигов хладнокровно и очень постепенно уменьшил поступательную скорость, заставил плоскость вернуться в вертикальное положение, подобрал оптимальную (очень не большую) скорость, и донес этот бесценный экземпляр к трейлеру. Другую плоскость от двигателей не освобождали. Перевезли всё найденное в Мурмаши, на аэродром ДОСААФ, там запаковали в железнодорожные контейнеры и увезли в Ульяновск. Больше об этом самолете я ничего не слышал…
Может кто дополнит?