я спрашивал о траектории полета после выпуска закрылков
я говорю о самом эффекте закрылков, двигатели вышли из строя, выпускать закрылки или нет - как их выпуск влияет на траекторию. Вот об этом я.
Capt_Mhack, ввиду таких данных Вам рекомендаций
Человек тянется к знаниям, самостоятельно формулирует мысли, инициативен, активен...
решил ответить Вам еще раз по этой теме . Просьба не пробежать данный текст глазами, а осмыслить.
Начнем с терминологии. Что такое эффект ? Эффект - это
реакция на некоторое действие, или
результат, являющийся следствием какого-либо действия. Иными словами , эффект - это однозначная зависимость. Если произошло то, то тогда произойдет нечто что и будет являться эффектом . Нажали на выключатель - загорелась лампочка. Эффект нажатия выключателя есть загорание света. Двинули РУДы вперед - возросла тяга двигателя. Эффект движения РУДов вперед - есть возрастание тяги .
Если какое-то событие может привести
к совершенно разным исходам в зависимости от
других факторов , а не к одному единственному - то говорить об эффекте нельзя, невозможно , неправильно , глупо. Потому что
нет той самой однозначной зависимости которую и называют эффектом чего-либо. Если загорание света зависит не от положения одного выключателя , а от положения еще и других выключателей , то
не может существовать однозначной зависимости ,
эффекта , между положением выключателя номер 1 и загоранием света.
Теперь разберем вопрос влияния выпуска закрылков на траекторию.Траектория в нашем контексте определяется углом снижения.Теперь смотрим на формулу которая есть в любом учебнике. Для снижения с постоянной скоростью - Синус угла снижения =(Лобовое-Тяга)/Вес . Считая вес постоянным , мы видим что угол снижения при постоянной скорости зависит от разности
двух !! переменных . А это неопровержимо значит что однозначной зависимости , эффекта влияния на траекторию от выпуска закрылков ( понятно что выпуск закрылков приводит к увеличению лобового ) - не существует. Так как мы еще можем и тягу менять , и в результате и даже и прекратить снижение, да еще и в набор пойти. Как из физического смысла , о чем Вам пилоты уже написали раз пятьдесят , так и из этой формулы где угол снижения зависит от двух !!! переменных , очевидно что не может быть однозначной зависимости ,
а значит и самого эффекта влияния выпуска закрылков на траекторию. Если мы в одном случае выпускаем закрылки и идем на снижение, то в другом , добавив тяги , и на той же скорости мы пойдем в набор. Значит
результат , эффект влияния на траекторию выпуска закрылков -
разный, однозначной зависимости , как и эффекта - нет. А когда будет однозначный результат ? Из формулы это четко видно. Когда мы зафиксируем тягу. Вот если мы наложим такое ограничение , то из формулы будет четко видно что угол снижения будет зависеть
исключительно от одной переменной - лобового сопротивления. Вот тогда и только тогда , при таких наложенных ограничениях ( постоянство скорости и тяги) и появится однозначная зависимость угла снижения ( траектории) от лобового ( выпуска закрылков). Именно поэтому на представленной Вами картинке показано что
траектория после выпуска закрылков будет более крутой ТОЛЬКО при наложенных ограничениях отраженных на картинке - постоянстве скорости по траектории и тяги. А если этих ограничений нет , даже хотя бы одного , то и нет однозначной зависимости , и соответственно эффекта , между выпуском закрылков и траекторией. Любой абсолютно может быть траектория после выпуска закрылков без наложенных ограничений.
В чем тогда реально заключается эффект выпуска закрылков ? Это можно увидеть если взглянуть на поляру. Например на поляру ЯК-42. Легко увидеть что практически в полном диапазоне летных углов атаки ( ну может только исключая непосредственно предкритические углы атаки) чистое крыло имеет качество выше , а лобовое меньше ,чем с закрылками в посадочном . Для закрылков во взлетном - чистое крыло будет иметь выше качество и ниже лобовое уже в более узком диапазоне углов атаки - градусов до 7-8 , тем не менее и он содержит в себе практически весь диапазон углов атаки применяемых в эксплуатации для пассажирских ЛА ( за небольшим исключением) . Таким образом , эффектом выпуска закрылков , с оговоркой - в большинстве эксплуатационных углов атаки , является уменьшение качества и увеличение лобового , что и должен учитывать пилот при пилотировании. Если же выпуск закрылков производится на небольшой угол и полет производится на больших углах атаки - то качество чистого крыла может быть даже и ниже , а лобовое выше , чем у крыла с выпущенными закрылками.
Отсюда кстати следует что картинка FAA не всегда верна .
При закрылках на малых углах и небольшой скорости ( больших углах атаки)
траектория полета при постоянных скорости и тяге для ЛА после выпуска закрылков будет более пологой , чем с чистым крылом . . Вот к чему приводит американский примитивизм в изложении материала - к конкретным ошибкам , непониманию , и формированию неверных представлений .
Ну и теперь зная как меняется качество при выпуске закрылков , то есть реально зная эффект от выпуска закрылков , можно и понимать как это может отразиться на траектории ЛА. Чем выше качество - тем более пологая траектория
достижима у ЛА при планировании, так как дальность планирования есть высота умноженная на качество. И только в некоторых частных случаях - фиксации скорости по траектории и тяги ( и то не во всем диапазоне углов атаки и выпуска закрылков) - можно будет утверждать что после выпуска закрылков конкретная траектория будет более крутая.Но практического смысла разбор данной ситуации не имеет. Так как в реальном полете трудно себе представить зачем и к чему надо пилотировать фиксируя скорость и тягу, а траектория будет какая получится. Выдерживается в первую очередь именно траектория полета. Представленная Вами картинка видимо создана с целью продемонстрировать что обычно в большинстве случаев качество при выпуске закрылков уменьшается . Но получилось это грубо и неуклюже.
Резюме. Траектория после выпуска закрылков в общем случае может быть любой, никакой зависимости , эффекта влияния выпуска закрылков на непосредственную траекторию полета ( то есть какой она будет конкретно и точно ) - нет , траектория будет такая какую создает пилот. Но в большинстве случаев при выпуске закрылков происходит уменьшение качества и рост лобового, что и является эффектом выпуска закрылков, и что и необходимо учитывать пилоту. А уменьшение качества при планировании дает меньшую максимально достижимую дальность планирования. То есть если когда и проявляется влияние выпуска закрылков на траекторию - то только в случаях планирования ЛА, когда чем выше качество ЛА - тем более пологая траектория
достижима, но опять таки она может быть любой какую захочет создать пилот в эксплуатационном диапазоне.
Ну и вторым эффектом выпуска закрылков будет создание пикирующего момента ( в практическом большинстве, но не во всех случаях) , вследствие чего надо будет произвести перебалансировку ЛА .
В заключение. Не надо слепо и бездумно повторять указанное на картинках сделанных в целях популяризации. Лучше возьмите любую советскую книжку - Практическая аэродинамика , як-42 например , прочитайте. И включите элементарную логику.
ПС. Если и этот трактат не поможет - я пас.