Ага, вот куда отправлял меня Vik63, закрывая тему "Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434"...
Что-ж - вполне подходящее место для ответа на его утверждение о "грубейших ошибках" у Бехтира, сделанное им в вышеупомянутой теме. Здесь, по-крайней мере, не должны то и дело затыкать рот, попрекая отступлениями от предмета обсуждения...
Итак - Vik63:
Ну раз пирожок никто не хочет - съем сам.
На картинках следующая грубая ошибка. Проекции силы тяжести G на оси координат G1 и G2 считаются как сила тяжести * косинус ( синус ) угла траектории ( набора или снижения) . Да вот незадача. Угол не тот указан . Фактически показан не угол траектории, а угол тангажа. Все потому что проекции сделаны не в той системе координат. Надо было в скоростной системе , а показали в связанной. То есть надо было делать проекции силы тяжести на ось скорости и ось перпендикулярную ей , это и есть так называемая скоростная система координат. Тогда бы и угол показался правильный - угол набора и снижения , и проекция имела бы верную длину. А сейчас проекция имеет неверную длину, и сделана не на ту ось , и с неверным углом.
====
Формулы верны. Неверно показаны проекции. Не на те оси, соответственно не с теми углами.
Представляю, как усмехнулся бы, прочитай это, Владимир Петрович - ну-ну, мол...
Ведь он писал свою книгу для "летного и инженерно-технического состава гражданской авиации", то есть, для профессионалов, понимающих несомненно, что такое "аэродинамическая подъемная сила" (Уа) и "сила лобового сопротивления" (Ха), что такое "аэродинамическая нормальная сила"(У) и "аэродинамическая продольная сила" (Х) и чем, когда и как отличается одна от другой.
А когда этим отличием можно и пренебречь - " При малых углах атаки, которые используются в полете, с достаточной степенью точности можно считать У=Уа, Х=Ха. На этом основании (там, где практически допустимо) можно отождествлять подъемную и нормальную силы, силу лобового сопротивления и продольную силу..." - ("Основы аэродинамики и динамики полета" Григорьева Н.Г.)
В схеме сил, действующих на самолет при наборе высоты (изображенной в книге Бехтира на стр. 78) как раз заложен принцип равенства У=Уа и Х=Ха на практических летных углах атаки, так что говорить тут что-то о "грубейших ошибках", все равно, что утверждать - все графики зависимости Су от а (угла атаки) есть "грубейшие ошибки", ибо до определенного угла атаки они изображают эту зависимость как линейную, что на самом деле не так...
Почему Бехтир предпочел в данном случае связанную систему координат скоростной?
Ну, не знаю - любит он ее, наверное, больше и считает чем-то удобней.
Никто, во-всяком случае, никому не запрещает пользоваться той системой координат, которая кажется кому-то для какого-то случая более логичной...