Пятисотый,
Пешеход, можете натягивать кого угодно на что угодно, только я знаком с процессом отнюдь не по разным там педиям, а по работе. Видел я все это своими глазами, и с технологами общался. Интересно было, а люди очень охотно рассказывали о своей работе. И шлак возил когда он уже в кузове Белаза еще светится, и мой отец на шлакоотвале экскаваторщиком работал - именно те самые козлы из ковшей выколачивал. Т.е. при вывозке шлака козел - отнюдь не трагедия и не ЧП - абсолютно рабочий момент, что также отражено на видео - козла выколачивают, он выпадает, его расколачивают на части. Но это так, померяться чуток... типа знанием предмета.
А теперь ряд тонкостей. Писал я уже, что шлак более легкоплавкий, чем металл. И еще он более легкий. И он не растворяется в металле, как и металл в нем. Пока ковш везут на отвал, металл успевает отстояться на дне ковша. И если уж даже шлак успевает остыть до козлиного состояния, то металл тем более кристализовался. Вполне реально, когда шлак еще жидкий, а металл уже нет. Этих блюдец-обмылков весьма характерной формы я повидал немало вплоть до того, что вывозил со шлакоотвала именно эти донные чугуняшки, когда задались вопросом извлечения этого чугуна из из отвалов. Т.е. шлак раскапывали, разламывали, выделяя эти самые чугунки. Металл в шлак попадает в основном на домнах, в других типах печей его гораздо меньше.
Так вот, на исходном видео четко заметно выпадение козла. Соответственно, не плавный разлив, а залповый выброс. И если уже шлак наверху ковша, соприкасающийся с воздухом, затвердел, т.е. настолько остыл, то металл на дне ковша тем более уже отнюдь не жидкий. А вполне получится, что залповый сброс попал на глыбу льда... отвал неровный, снежку подсыпало, он подтаял, потом смерзся. Шлаком облили, лед тает, вода нагревается, потом закипает и... разбрасывает жидкий шлак, лежащий сверху нее. Аналогия со взрывом корабля, что я привел на видео. Вода заливается в горячие топки котлов, испаряется, объем ее увеличивается... паровозы на этом принципе работают, как и все другие паровые машины. Только там процесс ограничен подачей воды, а здесь залп.
В детстве в пробки не играли? Свинцовые битки не отливали? Я отливал. Знаю, как из свинца можно получить подобие поролона или современной монтажной пены, если заливать его в лунку в силикатном кирпиче, который не просох после охлажления водой от предыдущей заливки. А если свинец в воду лить, то и вовсе подобие елки получится. Кухня квартиры-коммуналки, газовая плита, консервная банка, пассатижи, чтобы ее держать... окалина-шлак кверху всплывает, ее сгонять надо. Такие вот металлургические тонкости в 10 лет.
Полу-ОФФ. Обсуждали тепловые процессы с водой в металлургии, а тема про поезда... так вот, для иллюстрации - в каких условиях и с чем работают поезда... и вообще железножорожники в черной металлургии. Надеюсь, совсем ОФФ-ом это модераторы не признАют.
Если снова в металлургию, то... про свойства пара я писал из головы, еще не читав статьи. И тем не менее, там тоже есть про пузырчатое и пленочное кипение, про которое я знал еще с уроков металловедения в техникуме, а потом подглядел на практике. Хотите верьте, хотите проверьте... ЛПЦ-1, листопрокатный цех, стан 1700, установка коил-бокс. Пять прокатных клетей. Прокатная клеть... советская стиральная машина и резиновые валики для отжима белья. Кое-где сейчас фирменная фишка - беляши и чебуреки пекут на глазах потребителя, и куски теста раскатывают между двух валиков. И металл так же катают, только несколько пар валиков могут стоять друг за другом. У металлургов эти валики зовутся "валкИ". И вот стальная лента выходит из одной пары валкОв, попадает в другую, потом в следующую... и везде активно орошается водой. Смысл простой - сбив окалины. Т.е. окалина как разновидность шлака-шлама по механическим свойствам - хрупкая, но еще и теплоизолятор. С одной стороны сталь до 1350 градусов, с другой стороны вода. В итоге она ломается, трескается и отлетает, той же водой и смывается. Просто если этого не делать, то окалина будет вкатана в поверхность металла, а это уже ущерб качеству продукции. Поэтому лента летит несколько метров в секунду, на слое пара лежат лужицы воды, катаясь туда-сюда по мере прогибов ленты... сталь, причем в чистом виде, а не шлак, от 900 и до 1300 градусов, соседствует с водой, и ничего, никаких катаклизмов. В сортопрокатном цехе, СПЦ, "шеха" - ШХ-15, из которой делают обоймы подшипников, катают исключительно на предельных температурах -1300-1350, как и "шары" - Ш-3, из которой делают шарики и ролики. И водой не меньше поливают по тем же причинам - сбив окалины. Ну и косвенно - охлаждение валкОв.
Ну и такой момент... в любом автосервисе знают, что если гайку нагреть до оранжевого цвета - градусов 800 наверно, а потом полить водой, и если она даже после этого не открутится, то все, только срезать.
Так вот... уперлись два товарища в разложение воды и горение, а я говорю лишь о том, что
испаряющаяся вода сама по себе обладает довольно большой
разрушительной силой, как и любой другой расширяющийся при нагревании газ. Все паровые машины, как и ДВС, на этом принципе работают. А тут еще и смена агрегатного состояния, может даже и двойная. Вот с этой хреновней железнодорожники на промышленных предприятиях и работают.
ЗЫ. И в чем "непростость" того завода? Кстати, какого именно?