SDA, сейчас динамическое ценообразования. В прошлом году ездил поездом (что со мной бывает нечасто), да ещё в купе (примерно пятый и шестой раз за последние 35 лет). Так вот, билеты стоили дешевле, чем в плацкарт на момент покупки. Потому что поезд был медленный и место верхнее. А в купе я в итоге ехал один.
Цена на плацкарт была выше, потому что был выше спрос.
И это не такая уж редкость: в октябре покупал билет на "Сапсан", так класс "Экономический+" ("плюс" подразумевает кофе с сэндвичем и вай-фай) стоил дешевле, чем "Экономический базовый"! Который я не помню, чем хуже просто "Экономического", но чего-то там точно нет.
Бездельников, конечно, стоит разгонять из любых мест, но я не вижу, чтобы плацкартные вагоны пустовали. Во времена СССР очень значительная часть пассажиров плацкартных вагонов оказывались в них просто потому, что мест в купе не было. Разница в цене была посильная для большинства (сужу по детским воспоминаниям), но раз второго класса на вех не хватало, приходилось ехать в третьем. А вот СВ были не во всех поездах, и стоили они на уровне самолёта.
Лично меня любой вариант спанья в одном помещении с незнакомыми (и даже со знакомыми) людьми не радует, будь их трое, пятеро или пятьдесят три. Поэтому единственный плюс купе по сравнению с плацкартом, который я вижу -- более длинные полки, там 183 см.