Электровоз vs дизельный или бензиновый мотор. Или почему электротяга. Банально - дешевле. Разберем, почему дешевле, за счет чего.
Электроэнергию получают разными способами. Точнее, прлучают в электрогенераторе, который крутят по-разному. Можно потоком воды на ГЭС. Дармовая природная энергия. Но в большинстве турбину крутит пар. Осталось лишь нагреть воду. Вот о нагревателях и речь.
Гореть в их топках может все что угодно. Даже то, что в обычных условиях не горит. Но если замешать это в газовый факел, то сгорит, тепло даст и освободит окружающее пространство от себя. Бурый уголь, сланцы, мазут... согласитесь, топливо несколько подешевле будет, чем 95-й бензин или евросолярка. Про экологию не забываем.
В топке, в стационарных условиях, в устоявшемся режиме... не то, что в двигателе - режимы самые разные, на смесеобразование и горение доли секунды... а полнота сгорания - это полностью взятая теплота, т.е. КПД, это и экология.
Нагрели воду, испарили... подали в турбину. Турбина в отличие от поршневого мотора не имеет возвратно-поступательно движущихся деталей, таких пар трения, как поршневая, газораспределительный механизм. Не имеет такого чудовища, как радиатор системы охлаждения. Турбина рассчитана на работу в одном-единственном скоростном режиме, через передаточное число привода и число пар полюсов генератора завязанном на 50 Гц. Очевидно, что КПД ее будет еуда выше, чем у автомобильного двигателя. Чесслово, лень искать.
Электродвигатель легко регулируется в работе, причем в очень широких пределах - обсуждали прямо в этой теме. Он не тарахтит на холостом ходу. Он не требует прогрева, работает в любые мороз и жару. Какие-то там смена масла, фильтров, всякие там ремни, цепи... а электромотор? Коробка передач отсутствует как понятие. Давно где-то читал, что КПД электромашин - двигателей, генераторов, сразу уходит за 90%, тогда как автомобильный мотор имеет едва ли 40... и то не в каждом режиме.
Строить тысячи километров ЛЭП, сотни подстанций дорого? Может быть. А гонять тысячи цистерн - вагонов и полуприцепов, строить и эксплуатировать тысячи АЗС, нефтепереливочных баз - сильно дешевле?
Еще... пар на ТЭЦ турбинц прокрутил и пошел остывать... обогревая жилые дома и давая ту самую горячую воду, под душем из которой так хорошо помыться... или в теплой ванне полежать.
Вот и сложите все это...
Плюс ко всему... ТЭЦ сжмгает простое по составу, с минимумом переработки, топливо. Соответственно, предельно простые по химическому составу выбросы, с которыми легко справляется природа. Высокие трубы - не только тяга в топке, но и разброс пподуктов сгорания по большой территории, а значит снижение концентрации на единицу площади. Наконец, ТЭЦ стараются вынести из городов на удаление, а это опять же, снижение нагрузки на природу за счет отсутствия людей там, где ТЭЦ. Ну и подверженность рассеянному выбросу небольшого количества людей. Или автобус, который дымит прямо под нос тысячам людей. Или тот же тепловоз.
Экология транспорта - не только выбросы, но и шум. Насколько тихо идет тррллейбус или тот же электровоз?
Ну и наконец... кто из водителей может пожаловаться на то, что троллейбус плохо разгоняется и тормозит поток? Не зря ведь в свое времяив Крыму троллейбусную систему развернули. Интересно, насколько она сейчас жива осталась... снова туда хочу, как в детстве, из Симферополя в Алушту на троллейбусе... А отсутствие помех для потока - это тоже и экономика, и экология.
А минус у электротранспорта по сути один... в соревновании "топливный бак vs аккумуляторная батарея" по запасу энергии и простоты пополнения ее запаса баки выигрывают с очень большим отрывом. Поэтому либо паутина контактной сети, либо очень локальная система масштаба завода, цеха, склада. Рассказывали мне в начале 90-х на Волжском автозаводе, где электропогрузчиков и электрокар было немеряно, что при двухсиенной работе цехов, погрузчика с двумя водителями, первый с утра получает комплект АКБ с зарядки. Не дожидаясь конца смены, едет меняет на другой. Второй водитель в середине смены меняет второй на третий. В конце смены едет на погрузчичью базу. Там АКБ снимут, поставят на зарядку. Вот так - автозавод работает в две смены, а зарядная станция - круглосуточно.
---------- Добавлено в 22:41 ----------
Eduard, так ЦППК прибыльна, причем без дотаций, остальные ППК убыточны.
Мне кажется, это скорее мантра, оставшаяся с советских времен.
А в реальности в современной России электрифицируют, потому что:
1. Тепловозов совсем мало осталось, и что-то закупка буксует совсем (на фоне закупок электровозов и оставшегося ресурса имеющихся электровозов).
2. Пропускная способность электрифицированной дороги значительно выше тепловозной, т.к. имеющиеся в России электровозы значительно мощнее имеющихся тепловозов. Поэтому электрифицируют дороги с дефицитом мощности
А если поменять местами причину и следствие? Будет надо - купят. Другой вопрос, что не надо. Электрификацией ведь еще при Союзе активно занимались. И не только в нем. И пример родственный - трамвай и троллейбус. Нафига козе баян, когда у нее гармошка есть - автобус?