Авторская ветка Прорыв ковидловой блокады: GRU-LHR-DME-KUF и DME-LHR-GRU в сентябре-октябре 2020

Впервые в Оренбурге: центральная улица

Самый душевный из множества монументов улицы Советской - в честь школьной учительницы.

20200925 (138).JPG


Наверное, даже и уникальный.

20200925 (149).JPG


Реставрация некоторых зданий продолжается и вот таких архитектурных деталей становится всё больше.

Вот такая вот античная беседка-ротонда в сквере (вообще-то он был Александровский, но с некоторых пор к нему там прилепилось имя В.И.Ленина) на левой стороне улице:
20200925 (152).JPG


Официальная лапша такая: построена в 1829-м году в Зауральной Роще, а сюда её зачем-то перетащили в 1890-м году (расстояние примерно километр, включая переправу через реку Урал).

На том же самый сквер выходит фасад ещё одного классического сооружения:

20200925 (153).JPG


Сейчас это областной музей изобразительных искусств, а ранее в этом здании уже размешались городская дума, городовой магистрат, сиротский суд... Считается архитектурным памятником 19-го века и официально датируется 1814-м годом, т.е. опять-таки периодом не охваченным сколь-нибудь похожей на достоверную хронологией.

20200925 (156).JPG


Напротив сквера пешеходный квартальчик улицы Ленинской. Вот тут уж точно назрело возврашение одного из исторических названий (Штабская / Орская / Неплюевская / Красноармейская). Голосую за второй вариант - хоть и перенесли с неё когда-то Орские ворота на параллельный тракт, вектор-то ухвачен очень хорошо.

20200925 (159).JPG


Скульптурно-осветительная группа у стен театра.

20200925 (160).JPG


Ещё более забавная композиция напротив - со стороны сквера.

Переходим улицу Пушкинскую и начинается ещё один квартал соблазнов. Уже на углу нас пытался заманить Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, тоже в жёлтом здании классического или прямо античного стиля. Но два музей в день нам не осилить, идём дальше. И уже в следующем здании на той же правой стороне ещё вот такой капканище:

20200925 (162).JPG


И снова у нас хватило духу на скольжение по касательной, тем более что мы уже получали такую штуку в подарок прямо на Южном Тропике и потом долго не находили ей применения.

А вот это слева:

20200925 (163).JPG


Господин-товарищ Неплюев снова в почёте. В тылу у него находится квартал ранее служивший в качестве караван-сарая.

20200925 (165).JPG


И частичное возрожнение духа той поры уже имеет место. А фасадом этого квартала сейчас лучше считать ТЦ "Гостиный двор" вытянувшийся вдоль поперечной ул. Кирова (она же Алексеевская / Гостиная / Гостинодворская):
 
Последнее редактирование:
Реклама
Впервые в Оренбурге: центральная улица - 2

20200925 (169).JPG


Приятно что в Оренбурге тоже сохранился городской электротранспорт. Хотя в отличие от Самары, Тольятти и Новокуйбышевска тут мы не узрели признаков обновления троллейбусного парка после окончания эпохи СССР.

20200925 (172).JPG


После почти полутора километров продвижения от набережной вглубь города мы наткнулись на центр туристической информации, недалеко от какой-то башни в не ожидавшемся здесь английском стиле - на первом этаже этого здания с флагом нашей родной страны исчезнувшей в пучинах истории три десятка лет назад.

20200925 (171).JPG


20200925 (174).JPG


Пешеходная часть улицы Советская тогда заканчивалась немного дальше этой башни, сразу после сквера им. Осипенко. В котором стоит ещё один памятник путешественнику А.С.Пушкину, на этот раз в компании с толькователем путешествий В.И.Далем:

20200925 (175).JPG


Через улицу Краснознамённая мы уже переходить не стали и взяли обратный курс к месту парковки автомобиля чтобы выдвинуться в восточную часть города. Моё предложение закруглиться через левое плечо с целью пройти ещё и через Сад им. Фрунзе (Выставочный комплекс «Салют, Победа!») не набрало достаточного числа голосов: слишком уж хороши были и Улица Советская и одна из точек общепита на ней, которую мы сразу присмотрели себе на случай обед. И голод уже ощущался неслабый, и снимать против солнца на обратном пути было уже не с руки, но всё же прибавилось ещё несколько снимков с этой пешеходной зоны:

20200925 (181).JPG


20200925 (182).JPG


20200925 (184).JPG


20200925 (188).JPG


20200925 (189).JPG


Это памятник "Сарматский олень" около которого мы и зашли на полчасика в заведение "Русские Блины".
 
Впервые в Оренбурге: Проспект Гагарина

После обеда мы продолжили свою экскурсионную программу уже в восточной части города. Примерно 6 км на машине от набережной до следующего объекта - в самой середине Проспекта Гагарина.

20200925 (191).JPG


По пути сюда проехали несколько привлекательных островков зелени и приметных монументов, но остановки там не планировались. Нашей целью был сквер посвященный собственно Юрию Гагарину, освоившему лётное дело именно в Оренбурге.

20200925 (190).JPG


И зелёная площадь и большой монумент в самом её центре очень даже впечатляют. Но самое интересное начинается немного дальше, за спиной у первого космонавта.

Культурный комплекс "Национальная деревня"

20200925 (194).JPG


Следующие два квартала парковой полосы, вытянувшиеся метров на триста в северном направлении, занимает большой музей под открытым небом - культурный комплекс "Национальная деревня". Он преставляет основные этносы Оренбуржья, а подробнее о его элементах рассказано на официальном портале города: Русское подворье - Казахское подворье - Украинское подворье - Башкирское подворье - Мордовское подворье - Немецкое подворье - Армянское подворье - Белорусское подворье - Татарское подворье. Там же есть ещё и общенациональное Оренбургское подворье с музеем пухового платка и сувенирной лавкой.

Ну а мы сейчас займёмся внешним обзором вот с этой осевой линии.

20200925 (222).JPG


Первый квартал покороче и до фонтана там умещаются только два самых больших "двора" - русский слева и украинский справа.

20200925 (195).JPG


Но они оба сильно укрыты зелёными насаждениями и никакой культурно-гастрономической деятельности там сейчас не просматривается, а вот фонтан очень привлекательный и за тем перекрёстком видны разнообразные постройки совершенно открытые для наших объективов.

20200925 (219).JPG


Справа от фонтана сквозь струи воды уже просматривается небольшая модель Казахстана в Оренбуржье. Это и есть "Казахский двор". Правый ряд соглавно первоначальному проекту продолжали Башкирский, Чувашский и Белорусский. А в левом выстроились сначала Мордовский.

20200925 (201).JPG


Далее Татарский, Немецкий и Армянский.

20200925 (211).JPG


Армянский очень даже городок напоминает, а вовсе не простой сельский дворик.

20200925 (210).JPG


Это только один из экспонатов Белорусского двора, очень натурально выглядит. А главный дом там тоже здоровенный и выполнен в современных материалах.

20200925 (207).JPG


Павильон с традиционной печью служит чем-то вроде предбанника при "Оренбургском подворье" и его ресторане возникшими после переоборудования бывшего "Чувашского двора".
 
Впервые в Оренбурге: "Национальная деревня"

20200925 (202).JPG


Башкирия как Башкирия: и крыши зелёные, и пчелиные ульи кругом.

20200925 (203).JPG


Оренбургский Татарстан выглядит немного эклектичнее, но в этом есть и свой плюс: чувашское пиво перекочевавшее сюда после перепрофилирования своего национального двора.

20200925 (205).JPG


Зелёный домик тоже к Татарстану относится, но он вполне мог бы дополнить и "Неметчину" что начинается правее. Кстати, в тот день мы приехали в город на реке Урал как раз из самого немецкого района Оренбургской области, но в оном районе ни украшения фасада в стиле "фахверк", ни крыши такого профиля вовсе не в моде.

После окончания аллеи парковая полоса продолжается уже в вольном стиле, а по плану города видно что она уходит чуть ли не в бесконечность, и других построек кроме этой новой церкви там пока нет.

20200925 (209).JPG


Так что есть куда продлять "Национальную деревню" в случае новых массовых переселений в Оренбуржье из каких-то других частей бывшего СССР, или хоть с других континентов.

Погуляли мы там на славу, и день идёт к концу. Нашей хозяйке города пора домой, так что дальше едем по окружному шоссе в один из северных микрорайонов.


На северной окраине Оренбурга

И вот мы уже тут прощаемся устроив себе небольшой праздник с настоящим советским "пломбиром".

20200925 (224).JPG


А вокруг типовые многоэтажки и торговые комплексы и всё так же мелькают ярко-жёлтые автобусы что мы часто встречали и в других секторах Оренбурга, а более нигде.

20200925 (225).JPG


Новенькие такие, и довольно компактные, манёвренность и ходовые качества что надо. Подумалось что это какой-то эндемичный тип, но оказалось что сделаны в г. Волжск Волгоградской обл. Когда-нибудь и на таком прокатимся, а сейчас мы при своих колёсах и рулим теперь снова к окружному шоссе вот по этому проспекту:

20200925 (223).JPG


Возвращаться в центр города под занавес уже не захотелось, хотя и было почти по пути. Мне подумалось что ещё приеду в Оренбург в ближайшие годы - чтобы не только в этот самый Сад им. Фрунзе заглянуть, но и до аэропорта добраться. С самыми лучшими намерениями.

Весь этот Оренбургский эпос с некоторыми сокращениями, но в едином файле: Наше первое знакомство с городом Оренбург
 
Последнее редактирование:

Бузулук проездом​


Город Бузулук относительно невелик, его население порядка 80-90 тыс. жителей, но с некоторых пор это важнейший центр всей западной части Оренбургской области - весьма обширной и сильно вытянутой в направлении восток-запад, а к западу ещё и расширяющейся по меридиану. Он расположен ближе е Самаре, чем собственно к Оренбургу (170 км против 250-ти) и большую часть своей административной биографии прожил в составе Самарской губернии, Средневолжского Края и других образований с центром в Самаре-Куйбышеве. В 1934-м году вместе с районом был передан Оренбургской области - с целями как увеличения в ней доли пролетариата, так и создания локального центра притяжения для её соседних районов, слишком уж удалённых от областной столицы. Мои родители успели появиться на свет в двух разных сёлах этого района несколько ранее, так что они оба расширенно самарского происхождения. Но заканчивали среднюю школу уже в городе Бузулук Оренбургской области, вот эту: и традиционную, и в здании историческом.

20200927-Bzl10.jpg


После чего уехали на учёбу в институты всё же в Самару (тогда как раз Куйбышев), где выбор был побольше, да и фактор расстояний тоже сказался. Так они там и потом остались, поженились, обзавились двумя детьми, а потом проводили в Бузулуке отпуска всей семьёй. Там жили мои дедушка и бабушка со стороны отца, а в доме напротив ещё и бабушкина сестра. Эти два дома - двора - сада - огорода в центральной части города (рядом с рынком и кинотеатром!) и были основным местом проведения моих каникул в школьные годы. В особенности длинных летних - с активным приобщением к трудовой деятельности на огородах, но и с кучей времени на книжки и на игры с друзьями.

Уже лет с 10-ти меня начали делегировать в Бузулук и в одиночку, хотя логистика тогда была непростая - только редкие поезда на дизельной тяге, и никаких тебе нынешних микроавтобусов, а электричек как на других направлениях и сейчас ещё нет. Плюс смена часового пояса, да ещё и ж.д. расписание ни по тому, и ни по другому, а по совсем чужому московскому времени.

В студенческие годы часто выбирался туда на два-три дня, в разные сезоны - чем-то помочь бабушкам, а трудяги деда, ветерана и инвалида войны, уже не стало. А потом заезжал к ним уже со своей семьей, чаще по пути к родителям супруги и-или обратно - их координаты этому всецело способствовали.

С некоторых пор остановки в Бузулуке стали ещё короче и полностью привязаны к "новому" городскому кладбищу что взгорье за рекой Самара, у шоссе Бугульма - Уральск. Но раз в несколько лет всё же позволяю себе и пройтись по улицам города, и кое-что вспомнить...

******

Вот и в этот раз, нас провожают в Самару из Оренбургских степей, и на кладбище мы уже побыли достаточно - оно нас поджидало ещё до въезда в город Бузулук. Который теперь можно было бы и объехать, если отступить на несколько километров к новой окружной дороге, но у нас дргие планы: спускаемся к реке Самара, а там за мостом уже и город.

20200927 (128).JPG


И сразу же начинается осевая улица Отакара Яроша (бывш. ОСОВИАХИМовская), на которой и стоит та самая школа №6. Около неё мы и остановились - на углу улицы Ленина, что когда-то означало "в самом центре города". На том же углу и бывший узел связи - телефонов в домах стариков не было, и чтобы хоть раз в неделю поговорить с родителями нужно было идти сюда и заказывать "междугородние телефонные переговоры" из кабинки, с ожиданием в пределах часа. А по диагонали от него другое знаковое здание - с бывшим гастрономом "Радуга" на первом этаже (без преувеличения, это был "Елисеевский" местного значения) и с музеем на втором. В детстве меня часто посылали за покупками на первый, но как минимум дважды побывал и в музее. Полчти полвека уже прошло, может быть заглянем снова, минут на десять?

Бах-ба-бах, вот это сюрприз! Появилась немалая экспозиция о взрыве атомной бомбы в 1954-м году (правая часть коллажа):

20200927-Bzl.jpg


В нашем детстве об этом событии никто и не заикался, и потом мы много лет ничего о нём не знали, но в последнее время оно стало общеизвестным в России, а в Бузулуке наверное даже фирменным знаком. Первые войсковые учения в условиях воздушного взрыва атомной бомбы состоялись в нескольких десятках километров от этого города, аккурат на 27-летие моего отца. Мои будущие родители находились в это время на берегах Волги, но в последующие месяцы и годы провели много времени в Бузулуке, а будущие родители моей супруги жили на таком же небезопасном расстоянии по другую сторону от эпицентра. Поэтому лет через шесть после взрыва мы оба инкарнировались уже в качестве радиационных мутантов более-менее приспособленных к нынешней земной жизни, и своей стойкостью ко всяким её несуразностям во многим обязаны тогдашним войсковым учениям. ...В левой части коллажа выше показаны элементы традиционной экспозиции Краеведческого Музея г. Бузулук, частично знакомые нам ещё с детских лет.

После этой культурной программы мне нужно было пройти хотя бы с десяток кварталов по улицам города и хорошо подышать. Вернуться нужно сюда же, так тог это будет кольцевой маршрут, а направление обхода выбираю против часовой стрелки.

******

На том же самом бойком квартале Ленинской торговых точек стало ещё больше, и многое переменилось, но кое-что напоминает о былом.

20200927 (153).JPG


Маленький одноэтажный универмаг Бузулука стали теперь называть "Центральным" - чтобы не затерялся среди новых ТЦ совсем другого масштаба.

20200927 (154).JPG


Троицкий парк напротив него стал совсем другим: вместо деревянных заборов и гаревых дорожек там теперь открытые во все стороны бульвары с образцовым покрытием, и зелёные насаждения тоже обновились. Со стороны улицы Горького там возвели небольшую часовню, а на углу Горького и Ленинской памятник художнику Ф.А.Малявину (1869-1940).

20200927 (155).JPG


За памятником видим здание Педучилища (ныне колледжа, а ранее гимназии) с обновлённой крышей. А правее, на том же углу что и творец ленинианы, но по другой стороне улицы Горького этот архитектурный ансамбль дополняет водонапорная башня противопожарного назначения.

20200927 (157).JPG


"Неоготический" комплект из башни и бывшей женской гимназии датируют 1901-м годом, а мужское реальное училище (впоследствие школа №6 - на котором висит мемориальная доска в память о визите Пушкина) аж 1911-м. Вообще-то откровенные и почти сплошные манипуляции дат официальная хроно-лапшология практикует в основном на глубине от полутора веков и более, но и тут возможны исключения. Делов том, что единичные здания из красного кирпича совершенно невообразимого для нынешней "цивилизации" качества сохранились во многих населённых пунктах планеты, и их реальное происхождение это тайна пока ещё так и покрытая мраком.

20200927 (159).JPG


На следующем квартале в западном направлении ещё один архитектурный памятник этой улицы, он сильно подновлён, но этим отнюдь не испорчен.

20200927 (160).JPG


А вот гостиница "Бузулук" напротив него пререформатирована по полной программе.

На следующем углу поворачиваю налево, это уже та самая улица Галактионовская. Все деревянные частные дома на квартале от Горького до Отакара Яроша уже были снесены, там появились новая школа, спортплощадка и несколько пятиэтажных жилых домов. Широкие асфальтированные тротуары, высокие деревья... Просто ничего не узнать. Неужели и на следующих сотнях метров увижу совершенно другую улицу под тем же названием?

Вот уже и угол ул. Отакара Яроша, и глядя по ней в левую сторону вижу все тоже двухэтажное здание в котором до пенсии трудилась моя "младшая бабушка".

20200927 (162).JPG


А ещё дальше тот самый 4-этажный дом что в 1960-е годы тут вообще над всем возвышался. Его было хорошо видно из окна кухни моей "главной бабушки" - ведь это в том же квартале. Так что иду дальше по Галактионовской, если свернуть в этом направлении, то там ещё через квартал всё та же школа №6, и кольцо замкнётся слишком рано.
 
Последнее редактирование:
20200927 (163).JPG


Начало квартала прямо-таки ностальгическое. И угловой дом и узкий тротуар с неубедительным асфальтом сохранились не хуже меня.

А вот деревянное конторское здание на другой стороне улицы реинкарниловалось полностью, хотя сохранило и величавость, и угловой вход. Примерно та же картина и в середине квартала, т.е. в моём личном эпицентре.

20200927 (166).JPG


Дом №19 стоит на том же месте, но он уже другой. Хотя и цвета почти такого же, и конфигурация крышы не изменилась. Но у того старенького деревянного дома моих дедушки и бабушки мезанина не было, а окошек было больше, только маленьких. Примерно как в доме №18 что напротив:

20200927 (168).JPG


Там и жила сестра бабушки, до предписания дома к сносу и переезда в квартиру уже много лет назад. А дом всё так и не снесли, и многоэтажная застройка тут пока не воцарилась.

Оглянусь на прощание на этот квартал, и вспомнится ещё кое-что.

20200927 (169).JPG


Проезжая часть была выше и уже, при этом без асфальта, только покрытая галькой. А по ее краям вместо бордюров были канавки ("арыки") ливневой канализации. Редкие, но почти всегла проливные дожди на время превращали их в длинные озерца, очень пригодные для испытаний самодельных корабликов. Интересно, а как тут сейчас после сильного дождя? Всё сразу куда-то утекает или совсем наоборот.

В сдвоенном соседнем квартале с южной стороны раньше был обширный рынок с несколькими небольшими павильонами и просторной площадкой для ярмарок. "Базарные дни" летом случались 2-3 раза в неделю, и с образцового огорода моего деда там часто что-нибудь продавалось. От традиционного рынка остались кое-какие рожки да ножки, а дух рыночной экономики отгрохал себе тут новые храмы. И новому корпусу гостиницы тут тоже место нашлось, это позитивно.

20200927 (174).JPG


А теперь ещё и памятник космонавту Романенко - старшему. Он уроженец не самого города Бузулук, а местечка в 25 км отсюда, в которое мне тоже хочется снова вернуться.

Перехожу через улицу Чапаева.

20200927 (177).JPG


Центральная площадь города теперь здесь. И даже знак "нулевой километр" на ней появился.

20200927 (178).JPG


Новый торговый центр замыкает эту площадь с севера. А раньше оба этих квартала были заняты "частным сектором" с одноэтажной застройкой, водоснабжением через уличные "колонки" и без системы канализации. Там в тылу у ТЦ мой круговой маршрут и завершился, ровно через квартал - у той же самой школы №6.

Едем дальше. т.е. теперь уже в Самару.

******

Но нельзя же не остановиться ещё и в тройке кварталов от "нулевой отметки" - на углу Октябрьской и Рожкова. Тут теперь не пустырь, а самый настоящий "Парк Победы", хотя и небольшой. Он посвящён памяти жертв не только Великой Отечественной, но более поздних конфликтов разного масштаба. Так что Вечный Огонь всё более востребован.

20200927 (183).JPG


А на выставке военной техники к грузовику и пушкам времён Второй Мировой тут добавили и более современные БТРы, и даже танк Т-62.

20200927 (182).JPG


Паровоз с красной звездой конечно же доминирует по всем статьям. В наши годы такие уже только стояли в запасе на некоторых крупных станциях, на случай перебоев с электроснабжением. Ну а в Бузулуке ж.д. не электрофицирована, там они служили как подстаховщики тепловозов - тоже ведь могут без дизельного топлива остаться, а уголь-дрова всегда найдутся.

20200927 (193).JPG


Завершаю фоторепортаж этой картинкой улицы Октябрьской, соединяющей центр города с районом ж.д. вокзала и много раз промерянной мною на городском транспорте или пешком. Её нынешнее сочетание остатков прежней застройки и более новых зданий мне показалось наиболее гармоничным.

Полная версия в блоге: Бузулук проездом (при копировании пришлось сократить несколько фотографий)

Полный фотоальбом: 2020 RUS Бузулук
 
Последнее редактирование:

Шесть часов в Сызрани​


Во многом благодаря коронаперестроечному мракобесию мы наконец-то побывали в третьем по величине городе Самарской области (около 170 тыс. жителей) и увидели его главные достопримечательности: остатки единственного в наших краях кремля и старейшие церкви Среднего Поволжья к югу от Казани. Хотя мотивация к этому появилась уже с десяток лет назад, когда в очередной раз проезжал через Сызрань на поезде Самара-Москва, и вскоре после станции Сызрань-1 где-то вдали с левой стороны разглядел яркие краски церковных куполов. Тут мне сразу вспомнилось и о Сызранском Кремле, так что навёл справки и узнал что кое-что там уже отреставрировано. А до того город воспринимался только как большой железнодорожный узел, и по всем четырём завязанным на него линиям в общей сумме уже проезжал несчитанное число раз.

Если точнее, то несколько (а то и десятки) раз в год следовал или из Самары или в Самару, пересекая Волгу по Александровскому Мосту или минут на 20 раньше короткой остановки на станции Сызрань-1 (в некоторых случаях -2), или, на столько же позже. Что касается трёх других линий сызранского узла, то одна из них идёт на юг вдоль Волги (станция Сызрань-2 находится как раз на ней), и ездил по ней только в детстве - как в Саратов, так и на Кавказ. Обе расходящиеся за городом западные ветки сходятся потом в Рязани и приводят в Москву, но с традиционного пензенского направления есть ответвления и на Украину (бывш. УССР), а с более короткого маршрута через Рузаевку на Ульяновск - Казань и на Нижний Новгород (Горький). И вкушая весь этот коктейль приобрёл большой опыт наблюдений города Сызрань из окна поезда, в резльтате чего он воспринимался как скромный придаток этих линий, причём разорванный ими на непонятные клочки.

170516-poezd.jpg


А вот мост и виды с него, а также с прибрежного участка на Волгу это совсем другое дело - они просто зачаровывают. Это сооружение из 13-ти стальных пролётов общей длиной 1436 м было построено в 1876-1880 годах и фактически открыло путь к началу строительства ТРАНССИБа.

И вот впервые едем по этому мосту не на дальнем поезде, а на электричке. Пусть и не обычной, а "скорой", она проходит эти упиханные станциями и развилками полторы сотни километров от Самары до Сызрани за те же 2,5 часа что и пассажирские поезда. Мы выбрали не самый ранний "экспресс" дня, а тот что уходит уже после утреннего пика, и прибыли после 11-ти. Для начала осмотрелись на вокзале, перекусили, а потом перешли через пешеходный мост и прогулялись в северном направлении - курсом на Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

20200930-Szr1.jpg


Примерно в километре от вокзала отстрелялись из фотоаппарата по впечатляющему вертолёту Ми-24 установленному на подступах к училищу (полноформатные фото выкладывал выше - https://aviaforum.ru/threads/proryv...-v-sentjabre-oktjabre-2020.48219/post-2864329), после чего резко сменили курс. Для этого порасспрашивали стоявших на остановке местных жителей, и по их наводке сели на маршрутку до старого центра города.

******

Ехали в направлении юго-запад километров шесть, и вот высаживаемся. Сразу же прямо перед нами открывается очень даже обнадёживающая панорама. Но вообще-то там уже "Заречье", а нам сейчас вовсе не туда: нужно только повернуться в другую сторону и кремль обнаружится где-то рядом. Заворачиваем за угол, и вот тут уже и пушки старинные, и строение вполне себе историческое.

20200930 (110).JPG


Плюс там ещё и выставка работает, но мы сейчас туда заходить не будем, а заглянем за следующий угол.

20200930 (112).JPG


А вот и оно! Из пяти башен Сызранского Кремля (1683) сохранилась только эта - Спасская. И она сейчас пребывает в образцовом состоянии. А это её правый фланг:

20200930 (114).JPG


Воевода что надо, хотя памятник явно новенький. И выходящие на площадь здания смотрятся скорее подделками под старину чем отреставрированными оригиналами былых времён. Но всё очень даже стильно.

На нижнем ярусе набережной благоустройство ещё идёт на всех парах, а тут наверху уже полный блеск.

20200930 (116).JPG


Это вид направо - на запад. А вот южная переспектива:

20200930 (117).JPG


Симпатичные церквушки на другой стороне реки Сызранка (слегка разлившейся после заполнения Саратовского водохранилища на Волге), но это уже вне нашего сегодняшнего маршрута. Посмотрим на восток:

20200930 (121).JPG


Сразу за железнодорожным мостом что по линии Сызрань - Саратов уже просматриваются волжские просторы.

20200930 (123).JPG


На первый взгляд теперь вокруг единственной башни тут просто небольшой парк с красивыми деревьями и с несколькими монументами советской поры.
 
Последнее редактирование:
Но есть в нём и ещё один архитектурный памятник:

20200930 (129).JPG


Это Христорождественский Собор (1717). Внутри очень так скромненько: при советской власти он сначала был на хозяйственной службе, а потом и вовсе забыт. Реконструкция началась в 1989-м году, и чувствуется что подкрепить несущую конструкцию было непросто, а спрятать следы этого доброго дела пока не удалось.

Этот небольшой храм был главным в Сызрани до 1872-го года, когда функции кафедральной церкви были переданы построенной рядышком (на другой стороне примыкающего к кремлёвской площади) более вместительной церкви. Её купола и колокольню немного видно и из-за рынка, прямо от старого храма. Мы сначала ознакомились с продовольственной частью рынка, а потом заглянули и в церковь.

20200930 (135).JPG


Заложенный в 1866-м году собор Казанской иконы Божией Матери это действующий кафедральный собор Сызранской епархии РПЦ, и внутреннее убранство у него соответствующее.

Выходим в переулок Достоевского что перед его фасадом.

20200930 (137).JPG


Но и здесь нет полного обзора этого масштабного сооружения. Его фотосъёмка в сколь-нибудь достойных ракурсах возможна только с помощью летательных аппаратов.

******

Всё это благолепие умещается на совсем небольшой территории, и после её освоения оставалась ещё пара часов до намеченной нами обратной электрички. Так что решили двинуться в сторону станции Сызрань-1 пешком, благо первая половина из 3,5 км пути проходила по центральной улице под названием Советская - прямо как в Оренбурге неделю назад!

20200930 (138).JPG


В архитектурном плане она более-менее оправдала ожидания.

20200930 (140).JPG


Но вот как прогулочная зона пока ещё нет.

20200930 (142).JPG


Там на многих кварталах сразу велись работы по укладке каких-то подземных коммуникаций, поверх которых уже кое-где прорисовывался новый облик главной оси центра: с выложенными брусчаткой расширенными тротуарами.

20200930 (154).JPG


По новостям из прессы видно что эта финансировавшаяся из областного бюджета эпопея уже завершена, и движение автотранспорта тоже восстановлено. Но в конце сентября 2020-го нам пришлось идти прямо по проезжей части, а автомобилям на неё проникнуть почти не удавалось.

Надеюсь что и реставрация зданий 19-го века тоже уже продвинулась дальше, а мы их там наблюдали в самом разном состоянии. Но было заметно что за это дело уже взялись.

Потом начались кварталы уже послевоенной застройки, и здание некогда престижного здесь филиала Куйбышевского Политехнического Института выглядело плоховато.

20200930 (159).JPG


А вот театр жив-здоров. На подступах к нему мы немного передохнули в симпатичном детский парк и подкрепились там мороженым, а вот дальше...

20200930 (160).JPG


Улица Советская продолжает оправдывать данное ей в 1917-м год название. Как, впрочем, и исходное название Большая.

После неё наш путь к вокзалу пролегал по трём другим улицам, но в сумме это было уже покороче.

20200930 (167).JPG


Неплохо смотрелись жилые дома сталинского образца, но было много и более новых.

******

Уже на финишной прямой к железнодорожному вокзалу обнаружился и автовокзал, берём его на заметку. На самарском направлении он почти бесполезен поскольку автодорожное расстояние намного больше чем по ж.д., а электрички и поезда ходят достаточно часто. Но вот для проникновения на север Саратовской области ещё может когда-нибудь и пригодиться.

Второй перекус дня в станционном буфете нам был очень кстати. А вскоре после этого началась посадка на нашу электричку. Обратная дорога тоже по расписанию, и снова с хорошими видами на Волгу ещё до моста, а потом и с него.

Полная версия в блоге: Шесть часов в Сызрани

Полный фотоальбом: 2020 RUS Сызрань
 
Последнее редактирование:
Реклама
В южном направлении рекомендую Хвалынск.
Спасибо! Это всего в пределах сотни километров, и уже в прошлый раз присматривался к такому направлению - на случай одиночной вылазки. Но супруга поехала со мной и при условии чтобы вернуться в тот же день, да и про автобусное сообщение сумел разузнать только на месте в Сызрани. В этом году постараюсь продвинуться дальше - в Саратове уже давно не бывал, а м.б. и музей дальней авиации в Энгельсе будет доступен.

Кстати, о музеях. Выше выкладывал репортаж из Тольятти, начиная вот с этого сообщения - https://aviaforum.ru/threads/proryv...-v-sentjabre-oktjabre-2020.48219/post-2869440

Сейчас собрал его в один файл, немного дополнив. Парковый комплекс истории техники им. К.Г.Сахарова в Тольятти
В том числе и фотографиями памятных грузовиков

20201003 (207).JPG

ЗИЛ-157.

20201003 (206).JPG

ЗИЛ-131.

20201003 (209).JPG

КрАЗ-255.

20201003 (205).JPG

Урал-375.

А также главного экспоната парка-музея

20201003 (226).JPG

Подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом", водоизмещение 3600 тонн, экипаж 78 человек, погружение до глубины 300 м, автономное плавание до 80 суток.

20201003 (230).JPG


20201003 (225).JPG


20201003 (227).JPG
 

По Автозаводскому району Тольятти​


В один из субботних дней мы с друзьями совершили ностальгическую вылазку из Самары в соседний город Тольятти, точнее в его Автозаводской район, известный также как Новый Город. Это всего лишь сотня километров от Самары по хорошему шоссе, да и автобусное сообщение очень плотное, так что в студенческие годы мы там бывали неоднократно. Мотивы поездок были разные и не всегда очень радостные, и может быть ещё и поэтому с тех пор нас туда не заносило лет сорок. Но вот нашлись и хорошая компания (да ещё и с машиной), и время, и повод: общий интерес к новой достопримечательности Автозаводского района под названием "Парковый комплекс истории техники".

Но прежде чем окунуться с годовой в это мемориальное море некогда летавшего, колесившего, плававшего или стрелявшего металла, мы проехались по просторам "Нового Города" с несколькими остановками в более спокойных местах. Начиная как раз с берега другого моря, по пути к которому мы пересекли весь район по одной из главных осей север-юг.

Виды городских кварталов из окна машины не вполне соответствовали нашим ожиданиям: кроме широких проспектов и стандартных жилых "коробок" там появились ещё и шедевры религиозной архитектуры.

20201003-Tlt21.jpg


А вот и море:

20201003 (114).JPG


Да это самое настоящее Жигулёвское море, оно же Куйбышевское водохранилище, и этим утром оно на редкость спокойно. Здесь, в километрах в пятнадцати выше (западнее) ГЭС и её плотины его ширина тоже этого порядка, но на горизонте выдим сужение - как раз там, западнее Тольятти, и стоится новый мост по которому пройдёт спрямление автотрассы М5 "Урал". Он совершенно необходим для увеличения пропускной способности, поскольку дальнейшее расширение на отрезке плотины уже невозможно.

На этой набережной дышится очень хорошо, и заметно что местные жители любят там погулять по разному поводу или без такового.

20201003 (118).JPG


Кроме таких укромных уголков есть и более оживлённые, с точками общепита. А есть и ещё более укромные.

20201003 (120).JPG


С самой настоящей дичью.

******

В паре километров к северу от набережной начинается Парк Победы. Он довольно узкий, но тянется между улицами Революционная и Юбилейная на целый километр.

20201003 (128).JPG

Давненько не игрались мы с такой шикарной осенней листвой...

Выходим с сторону Революционной - по направлению к мавзолею "Копейки":

20201003 (139).JPG


Кроме образца ВАЗ-2101 в этом стеклянном храме ничего не просматривалось, открытых дверей тоже, так что его назначение было не очень понятно. Скорее всего, оно проявится в ближайшем будущем, а пока обратим внимание на более информативное окружение этой постройки.

20201003 (124).JPG


Весь этот широченный бульвар с западной стороны от парка называется Сквер 50-летия АВТОВАЗА, и украшен он соответственно.

20201003 (125).JPG


И эти машины и эти кварталы выросшие вместе с автозаводом буквально в чистом поле - это один из самых памятных символов эпохи нашего детства.

20201003 (141).JPG


Продолжаем наше продвижение по скверу-бульвару на север - это наше стратегическое направление к автозаводу и его бывшему музею. Но уже на следующем длинном квартале видна новая церковь в старом стиле: там тоже нужно остановиться...
 
20201003 (143).JPG

Это Венчальный храм Петра и Февронии Муромских, а справа виден и памятник этим героям. Мы относимся к ним с большой симпатией, с тех пор как в Самаре появился похожий памятник в месте традиционной остановки свадебных кортежей - аккурат к нашему 30-летию совместной жизни.

20201003 (147).JPG


Вот он немного в другом ракурсе - уже в качестве фона к ещё одной несущей конструкции для навешивания замочков.

Переходим через поперечные Ленинский Проспект по виадуку, а на его ограждении таких замочков ещё больше - очень романтичным стал город Тольятти в последнее время.

20201003 (149).JPG


На дальнем плане здесь Спасо-Преображенский собор.

20201003 (152).JPG


А вот он и поближе. Тоже новострой, и тоже выполнен в безупречном стиле - это теперь главный храм Тольяттинской епархии Русской Православной церкви. Слева храм в честь Иоанна Предтечи.

Здесь же начинается ещё один интересный сквер вдоль улицы Революционной, а на дальнем плане проявляется ещё один храм, мимо которого мы уже сегодня проезжали по Юбилейной - Церковь Трех Святителей Великих при Поволжском православном институте (на углу ул. Свердлова).

20201003 (150).JPG


В самом же сквере привлекают внимание четыре монумента. На первом плане самый высокий и наиболее патетический - Памятник защитникам Отечества.

А далее в ряд выстроились три чугунные штуковины посвящённые транспортным системам конца 19-го века:

20201003-Tlt3.jpg

Они называются скульптурными композициями "Корабль", "Воздушный шар" и "Паровоз".

******

Однако вернёмся к теме автопрома. Уже внутри парка-музея истории техники (подробный рассказ оттуда здесь: Парковый комплекс истории техники им. К.Г.Сахарова в Тольятти) мы увидели небольшой ангар под названием "Технический музей АвтоВАЗ" - вход за отдельную плату.


Там тоже есть самая первая модель ВАЗ-2101 в идеальном состоянии:

20201003 (186).JPG


На дальнем плане образцы промышленного оборудования, а по бокам ещё несколько автомобилей.

20201003-Tlt23.jpg

Среди них есть и специально подготовленные к автогонкам и экспериментальные модели не принятые к серийному производству.

******

Под конец ещё несколько дорожных картинок с периферии Автозаводского района Тольятти:

20201003-Tlt22.jpg


Это и предыдущее сообщения в едином файле: По Автозаводскому району Тольятти
 
Последнее редактирование:
Назад