Заканчивается мое пребывание на гостеприимной калмыцкой земле. Это путешествие надолго запомнится. Столько всего нового, экзотического. Здесь удивительным образом уживается вековая старина с прогрессивной современностью. Кстати не прекратили свое существование и атрибуты недавнего смутного времени, лихих девяностых. Лучшим из них являются маршрутки. Об этом стоит рассказать отдельно, так как давно я уже не встречал подобного.
Итак представьте картину маслом, КАРБЮРТОРНАЯ Газель, более менее неплохо сохранившаяся. Водитель - в детстве, по всей видимости, мечтавший стать гонщиком формулы 1, улыбчивый калмык с прищуренным взглядом и довольным лицом обьевшегося зерном хомяка, натолкавшего за щеки дневной запас того же зерна. Кондуктор (а есть и такое) мускулистая, жилистая женщина стоит, балансируя, на подножке ради экономии сидячих мест. Работает не только кондуктором, но и тем устройством, которое дверь открывает и потом закрывает. Проделывает она эту процедуру весело, размашисто, привычно. Пассажиры - отдельная общность местного люда. Набиваются в бедную 13 местную газельку до упора, то есть вдвое больше. Никто не ропщет, привыкли, да и ехать надо. Начал я знакомство с этой адской системой с того, что со всего размаха забодал макушкой верхнее устройство двери. Как потом выяснилось, до крови ... Никто не сказал ни слова, никто даже не обернулся в мою сторону, видимо дело привычное. Я просто отвык от такого автобуса и забыл, что в нем очень низкий потолок и входить надо согнувшись в три погибели, низко наклонив голову. Но это не все испытание. Дальше надо именно в такой позе стоять. То есть впополам согнувшись и отклячив задницу. Но и это не все. Конструкторы, скорее всего, не предполагали столь варварского использования их творения и не снабдили конструкцию сию поручнями и поэтому держаться надо было за то, за что получится. Слава Богу там нет кондиционера и его заменяет открытый люк. Вот за край этого люка я и пытался удержаться, хоть и не всегда это удавалось. Судорожно цепляясь, я изображал танцора из балета Танец с саблями, мотаясь от борта к борту примерно в этом ритме. А водитель, не в силах противостоять детской мечте, давил на газ и с визгом шин лихо вписывался в повороты.
По всей видимости эта рутина ему надоела и, наверное, чтобы окончательно и навечно остаться в моей памяти, он на полную громкость врубил что-то очень калмыцкое в современной обработке. Чтобы вам понять что это такое, представьте мелкую, калмыцкую лошадку, несущуюся по степи мелким галопом. Вот как раз топот ее копыт и является основным рефреном всех калмыцких песен. И вот под громкие, веселые звуки типа Тын - ды - ры - дын - ты - ры - дын - ты - ры - дын мы лихо промчались по буграм и ямам городских дорог. Далее выскочили на оперативный простор федеральной дороги и наша Газель доказала, что рано ее ещё списывать. Несмотря на перегруз, она лихо мчала по автостраде и выплюнула меня согбенного на нужной остановке. Уже традиционно забодав своей многострадальной головой верхнюю притолоку, я с большим трудом распрямил затекшую спину и долго ещё слышал бодрое Тын - ды - ры - дын - ды - ры - дын - ды - ры - дын из окон отьехавшей маршрутки ...