У них вообще поляны разные и непересекаемые.
Яковлев нзанимался тяжелыми, а АНТ не продавал семечки занимался мелочью.
Так я о чём и говорю. Отсутствие конкуренции между производителями с одной стороны и авиакомпанией, во главе которой мог оказаться хоть генерал, хоть бывший лётчик, которым экономика была однозначно до фонаря, внизу завод, где директор вполне мог оказаться бывшим слесарем и сверху министр, опять же в чине генерала или маршала.
Когда Боинг дрался с дугласом - было несколько примеров, когда главный по продажам (даже не президент компании, но и он тоже если нужно), мог предложить руководителю авиакомпании в контракте прописать типа если наш самолёт окажется по экономике хуже того, что вы сейчас хотите купить у конкурента - мы будем ежегодно перечислять вам разницу, а если лучше - вы нам заплатите разницу. И, кстати, с кем-то они на это подписались - кажется с дельтой, но это надо в книжку лезть смотреть. Или скажем опять же глава переговорщиков мог позвонить в офис и сказать, что клиент хочет особую версию (как австралийцы со своим коротким 707) - и решение принималось практически моментально. Теперь представим Туполева так торгующегося с кем-нибудь, например, с венграми. Про аэрофлот молчу.
Ещё один пример, правда тут из лунной гонки, но тоже из боинга. Достался боингу новый контракт по лунной тематике и как всегда нужно вчера. Боинг в течение нескольких недель нанимает на работу 700 инженеров, примерно по сто человек в неделю. Всем им нужны телефоны и встаёт вопрос в новом справочнике телефонном. Главный по технике вызывает ответственного за справочники и требует всё немедленно обновить. Тот говорит, мол справочник издаётся раз в год, вы что, хотите чтоб мы это делали раз в месяц что ли? Тот хлопает по столу и говорит - раз в день. В результате 7 недель телефонные справочники для всего боинга печатали через день. Представим такое у Королёва, например? Вот именно поэтому какими бы не были на туполеве инженеры - создать самолёт, который был бы конкурентоспособном на гражданском рынке - они не могли в принципе.
Аналогично, кстати, боинг решал проблему с ппо - от момента, когда сразу несколько европейских компаний сказали, что более убогого ппо они не видели в жизни и до момента, когда про боинговское ппо стали слагать легенды, прошло пару лет от силы. Так мало того, через некоторое время кто-то в азии, кажется, сказал президенту боинга, что у них лучшее в мире ппо аирбаса - когда там кажется вырвало люк, арбуз сказал, что замену на заводе будут делать пару месяцев, авиакомпания кинулась к представителю боинга и те сделали нужную заплатку и приволокли её за два дня