Реестр Як-42

Знатоки истории, не подскажете про Як-42 с одноосной ООШ? Читал, что с такими основными шасси были только опытные прототипы.
А потом даже предсерийные и тем более серийные начали делать с 4 колёсными тележками.
Однако на фото борты как то не похожи на прототипы (в ливрее, и их много).
Может кто-то подскажет подробности? Спасибо.
 
Ну так а Вы считаете, что прототипы были голые, и их было один?
Прототипов Як-42 было пять. И конечно же они все были нарядные, ибо некоторые из них даже летали в Ле Бурже.
СССР-1974 (с "прямым" крылом)
СССР- ***** (б/н неизвестен, был разбит при посадке во Львове, на перегоне в Ле Бурже)
СССР-42303 (учебное пособие в НАУ, Киев, он же - СССР-1976)
СССР-42302 (на хранении в Музее в Монино)
СССР-42309 (учебное пособие в СГаУ, в Самаре)
 
Прототип СССР-1975 - выставлялся ли на ВДНХ? Помнится, вроде был, но ни одного фото для подтверждения не могу найти.
 
Не знаю что за испытания якобы у нас проходили на территории МАИ, но в последнее время он стоял на территории учебного военного центра МАИ без всяких признаков работы в нем и на нем. Испытания проходили только в советские времена.
 
Последнее редактирование:
На территории военной кафедры он стоял по нашей просьбе, пока решался вопрос с возможностью перевозки в Монино. Естественно, что испытания проходили гораздо раньше.
 
Это кабина не от того планера, который был в ангаре подвешен?
 
Спасибо! Вероятно тот который разбит и есть СССР-1976 что на фото
 
Нет, СССР-1976 в будущем переименовали в СССР-42303, он сейчас в Киеве.
При перегоне в Париж, во Львове, разбит 42303, первый с этим номером, второй прототип - бывший борт 1975. Странно, почему об этом неизвестно товарищам продвинутым форумчанам, фотка этого самолёта при подготовке к салону всплыла в сети уже довольно давно. А я эту инфу закинул в ST уже с полгода как.

 
Последнее редактирование:
Спасибо! Да, логично, что СССР-1975, этот номер как-то нигде не упоминается, в отличие от 1974 и 1976. Ну и да, были мысли, что для участия в Ле Бурже был анонсирован СССР-42303. Про аварию французам не говорили, да и знал ли тогда про неё кто-нибудь ещё, кроме узкого круга причастных людей. А значит 42303 и должен был быть в Ле Бурже не смотря ни на что. Дел то, бортовой перекрасить - полчаса времени, с подготовкой.

P.S.: я правильно понимаю, что 42303, который поломали, от того, который до Ле Бурже таки долетел на фотографиях того времени можно отличить по полосам на руле направления?

P.P.S.: С Як-42 на ВДНХ для меня есть всё-таки неясности... Построен уже в Саратове, в 1978 году, так? Прототипы строились в Москве. Что-то я запутался...
 
Последнее редактирование:
Гаврик, ну да, именно так. Правда, насчёт "1975, этот номер нигде не упоминается" - не совсем понял. Фотки его в то время публиковались, в частности, в журнале "Гражданская авиация". А потом он как-то исчез...
Ну, а то что на сей фотке бывший 1975 - никаких сомнений. Такое сочетание окраски и конструкционных особенностей было только у него.
Что касается мухлежа с номерами, то это на сей ветке обсуждалось. Но, вроде, полной ясности не было.
Разумеется, раз на салон был заявлен 42303, то и подменному экземпляру дали такой же номер. Аварию при перегоне скрыли, и, видимо, в спешном порядке подготовили на замену первый серийный (предсерийный даже) экземпляр, Смоленской постройки.
Разница у них хорошо видна - двойная либо одинарная окантовка фюзеляжной полосы, руль направления - полосатый либо сплошь белый, шрифт госрегистрации, шрифт и расположение надписи "АЭРОФЛОТ", оконная формула, и, что сразу бросается в глаза - только на первых двух прототипах постройки фирмы Яковлева в дверях с правой стороны - большие иллюминаторы, у всех остальных - маленькие.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот здесь разница между первым и вторым 42303 хорошо видна, схожий ракурс (для вундеркиндов - "найди 7159 различий" )

 
А что не так с ВДНХ-вским Як-42 ? Он с самого начала имел госрегистрацию СССР-42304, с ней проходил испытания, с ней же и попал на ВДНХ. Выпущен он был во втором квартале 1978-го года.
А то что ему на выставке четыре года назад приляпали фальшивую нумерацию RA-19751 , так это тамошний местный креатив.
Никакого отношения к прототипу 1975 он не имеет.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Про полосы на руле - именно так.
 
Гаврик, ну, тут как считать... Вообще-то, по заводской нумерации - это второй самолёт первой серии Саратовского завода. Он участвовал только в испытаниях, в Аэрофлот не передавался. Поэтому, в расширительном толковании и его можно считать прототипом.
Вообще, что касается Як-42, то тут яковлевцы, канешна, недостижимые красавчики.
Почти полтора десятка первых самолётов извели на отработку конструкции. Я таких случаев больше не знаю... )))))
 
Т.е. такие нюансы, как "низкая" дверь с трапом по левому борту, двухколёсные основные стойки шасси не являются однозначными признаками прототипов Як-42?
 
Гаврик, да, всё это было и у первых серийных на обоих заводах. А низкая левая входная дверь сохранялась даже ещё и на нескольких машинах, уже переданных в Аэрофлот. Смоленск вообще все машины выпустил с низкой дверью.
Позже, когда после катастрофы 1982 года все Як-42 отозвали из эксплуатации на доработки, тем из них, у кого была низкая дверь - её подняли. Потом у тех машин было хорошо видно - накладка на фюзеляже и в ней прорезана новая дверь, уже вровень с полом салона.
 
Маззи, спасибо огромное! Узнал много для себя интересного и нового по Як-42. Если возможно, буду Вам надоедать в будущем, т.к. вопросы наверняка будут появляться, а Вы глубоко в теме, как я понял.