ИСТОРИЯ РОСТОВСКОГО ВЕРТОЛЁТНОГО ЗАВОДА - "РОСТВЕРТОЛ", РОССИЯ, г. РОСТОВ-на-ДОНУ
Завод №168 - п/я 13 - Ростовский Вертолётный Завод - РВПО - РВПП - РВПК - ОАО "РОСТВЕРТОЛ" - ПАО "РОСТВЕРТОЛ".
1935 год.
В городе Ростов-на-Дону был основан Ростовский автосборочный завод Министерства автомобильной промышленности, на заводе была организованна сборка грузовых автомобилей "ГАЗ-ММ" ("ГАЗ-АА", "полуторка"). Работал конвейер, в рекордные дни с него сходило до 120 автомобилей. Завод получал шасси, детали и нормали. Все детали были подготовлены заранее по кондукторам к сборке. В обязанности слесаря-сборщика входило получить детали и нормали, поставить болты, шайбы и затянуть гайки.
1935 год.
В городе Рязань создаётся Рязанский завод "Спецдревпрома" по изготовлению и выпуску пропеллеров для самолётов на базе деревообделочного мебельного завода на берегу реки Трубеж. Завозили из тайги сосну. Брёвна распускали на заготовки, которые сушили в камерах. Просушенную древесину распускали на рейки. Предварительно, перед склейкой пакетов, рейки тщательно проверялись. Косослой, синева, сучки, механические повреждения на рейках в сборку пакетов не допускались. Из пакетов на станках-копирах изготавливали пропеллеры. После механической обработки на копирах заготовки пропеллеров поступали на окончательную доводку к столярам.
Обувную фабрику расположенную рядом передали заводу, где организовали сборку спецатомашин - это были походные мастерские и фотолаборатории на колёсах.
В тридцатые годы завод №168 был в городе Рязань одним из самых крупных, вторым в городе по числу работающих.
1937 год.
К Рязанскому заводу №168 отошёл квартал городской территории с жилыми частными домами. В то время основной продукцией завода стали пропеллеры для самолётов. Кадры столяров были весьма квалифицированными, их называли краснодеревщиками. За сутки выпускали до пяти пропеллеров. Строилось много жилья и зданий культурно-бытового профиля. Завод был на подъёме.
Апрель 1939 год.
Руководил заводом №168 в городе Рязань с апреля 1939 года по ноябрь 1941 года Лишанин П. Ф. Во время его директорства завод перешёл из ведения Наркомлеса в Наркомавиапром. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Лишанин П. Ф. ушёл в армию.
1939 год.
В 1939 году для увеличения выпуска самолётов в авиационную промышленность СССР передали некоторые предприятия из других отраслей народного хозяйства. Так, во владение Народного Комиссара Авиационной Промышленности поступил автосборочный завод в городе Ростов-на-Дону, который ранее занимался сборкой нижегородских грузовиков "ГАЗ-ММ" ("ГАЗ-АА", "полуторка"). Заводу, которому присвоили наименование № 458, предстояло выпускать учебно-тренировочные истребители "УТИ-4."
1 июля 1939 года.
Рязанский завод №168 постановлением Правительства СССР был передан из Народного Комиссариата лесной промышленности "Главспецдревпрома" в Наркомат авиационной промышленности (под тем же номером). Коллективу было объявлено: "Будем выпускать самолёты, надо готовить кадры токарей, слесарей, фрезеровщиков, жестянщиков, паяльщиков." Одновременно выпускали одноместные планеры, осваивали большой десантный планер "КЦ-20" конструкторов Колесникова и Цыбина.
1940 год.
В 1940 году завод продолжал собирать грузовики "ГАЗ-АА" и "ГАЗ-ММ", собрано 20 250 автомобилей. В городе Ростов-на-Дону с авиационного завода № 21 начинает поступать техническая документация, оснастка и комплекты деталей для производства "УТИ-4".
Октябрь 1940 год.
Ростовский авиационный завод №458 был организован на базе автосборочного завода, до Великой Отечественной войны в 1940-1941 годах выпускал самолёт "И-16". Размещался он в автосборочном и экспедиционном корпусах, из построек были ещё котельная и вспомогательные цеха. Планировалось построить более совершенные корпуса, смонтировать в них обновлённое оборудование, но начавшаяся война помешала в намеченный срок осуществить задуманное.
Март 1941 года.
Полноценный выпуск самолётов начался в марте 1941 года. В помощь новому авиационному заводу выделили Ростовскую мебельную фабрику имени Урицкого, где изготавливали фюзеляжи для самолётов, а на завод № 457 в городе Запорожье собирали шасси самолётов.
Начало июля 1941 года.
Распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР и в соответствии с решениями соответствующих комитетов Наркоматов Авиационной и пищевой промышленности в ведении Рязанского завода №168 передан ликёро-водочный завод в г. Рязань.
После демонтажа прежнего оборудования были установлены станки по изготовлению деталей и нормалей для узлов самолётов.
Укреплённый таким слиянием Рязанский завод №168 проработал около двух месяцев, после чего, по приказу Народного комиссара обороны, он был эвакуирован в город Козловка Чувашской АССР. Поскольку там к тому времени находилось несколько авиационных заводов, 168-му было предписано погрузиться в эшелоны и переехать в город Волжск Марийской АССР. На новом месте завод приступил к производству самолётов "УТ-2М" конструкции Яковлева. До перехода на производство этих самолётов, в начале Великой Отечественной войны, завод изготавливал крылья истребителей "МиГ-3", а затем выпускал планеры "КЦ-20".
Октябрь 1941 года.
По решению Государственного Комитета Обороны завод №168 был перевезён в город Баку, в недостроенные авиационные корпуса. 16 октября 1941 года завод был погружен в эшелоны.
До эвакуации в городе Ростов-на-Дону построили 310 самолётов "УТИ-4", ещё 146 экземпляров прошли капитальный ремонт.
На новом месте до конца 1941 года выпустили 46 учебных машин. В конце года подготовили последнюю модификацию "И-16" - боевой вариант "УТИ-4", обозначенный как "тип 15Б" (боевой).
Март 1942 года.
Завод №168 был перевезён в город Москва.
В 1942 году в городе Баку построили последние 83 экземпляра "УТИ-4" (данные спорные). В любом случае они стали самыми последними сошедшими с конвейера истребителями "И-16" .Завод № 458 далее объединили с другими эвакуированными предприятиями. Среди выпускаемой продукции значились бензобаки для "СБ", амортизаторы "ТБ-3", детали для автоматов "ППШ", реактивных миномётов "Катюша" и многое другое.
1944 год.
Завод №168 переехал в город Ростов-на-Дону, где начал выпуск самолётов "УТ-2М" и "По-2".